Образовательные технологии
№ п/п | Разделы (темы) учебной дисциплины | Образовательные технологии, используемые при реализации каждого вида учебной работы | ||
Лекции | Семинары | Практичес-кие занятия | ||
1. | Предмет, методология и функции современной экономической теории | Классическая лекция | Семинар-диалог | |
2. | Основы общественного производства. | Классическая лекция | Семинар-диалог и решение задач | |
3. | Организация экономической жизни в обществе. Рынок и государство. | Классическая лекция | Доклад и его обсуждение | |
4. | Экономическая теория товара и денег | Классическая лекция | Доклад и его обсуждение | |
5. | Механизм функционирования рынка. Теория спроса и предложения | Классическая лекция | Презентация и ее обсуждение | |
6. | Теория потребительского поведения. | Классическая лекция | Презентации и их обсуждение | |
7. | Предприятие (фирма) в рыночной экономике. Формы и виды капитала предприятия | Классическая лекция | Доклад и обсуждение | |
8. | Издержки и доходы предпринимательской деятельности | Классическая лекция | Презентации и их обсуждение | |
9. | Поведение предприятия в условиях совершенной конкуренции | Классическая лекция | Доклад и его обсуждение | |
10. | Предприятие на рынке несовершенной конкуренции | Классическая лекция | Семинар-диалог | |
11. | Рынки факторов производства. Рынок труда и заработная плата. | Классическая лекция | Презентации и их обсуждение | |
12. | Рынки капитала и ссудный процент | Классическая лекция | Доклад и его обсуждение | |
13. | Рынок земли и земельная рента | Классическая лекция | Доклад и его обсуждение | |
14. | Экономика информации, неопределенности и риска | Классическая лекция | Презентации и их обсуждение | |
15. | Внешние эффекты и общественные блага | Классическая лекция | Доклад и его обсуждение |
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Вопросы к экзамену
1. Хозяйственная деятельность людей, ее цели и средства достижения. Субъекты хозяйственной деятельности, виды их рационального поведения.
2. Экономические блага, их свойства и виды.
3. Предмет современной экономической теории. Исторические этапы его развития.
4. Методология современной экономической теории. Основные методы и принципы экономического познания.
5. Экономические категории и законы, их роль в хозяйственной деятельности. Функции современной экономической науки.
6. Проблема выбора в хозяйственной деятельности и альтернативная стоимость.
7. Общественное производство, его виды, границы и структура. Факторы производства, их виды и взаимодействие.
8. Общественное воспроизводство, его типы и фазы. Взаимозависимость
9. и взаимообусловленность фаз общественного воспроизводства.
10. Общественный продукт, его формы и структура. Добавленная стоимость.
11. Производственная и экономическая эффективность, ее критерии и показатели.
12. Способы координации производственной деятельности: традиционный, планово-централизованный, децентрализованный (рыночный), смешанный. Проблема эффективного распределения экономических благ в условиях различных способов координации.
13. Экономические системы: принципы их классификации. Современная типология экономических систем.
14. Юридическое и экономическое содержание собственности. Значение спецификации прав собственности в максимизации ее полезного эффекта. Многообразие форм собственности.
15. Рыночная экономика, ее положительные стороны и недостатки. Необходимость государственного вмешательства в экономику. Смешанная экономика как современная форма рыночной экономики.
16. Причины возникновения и сущность товарного производства. Простое и капиталистическое товарное производство.
17. Товар и его свойства. Абстрактный характер полезности товара и двойственный его ценности.
18. Происхождение, сущность и функции денег.
19. Природа современных денег. Наличные и безналичные деньги.
20. Индивидуальный и рыночный спрос. Способы отображения спроса. Закон спроса. Факторы, влияющие на изменение спроса.
21. Рыночное предложение товаров и услуг. Понятие и способы выражения. Закон предложения. Факторы, влияющие на изменение рыночного предложения.
22. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие. Равновесная цена и механизм ее образования в условиях рынка совершенной конкуренции.
23. Эластичность спроса и предложения. Виды эластичности. Измерение эластичности.
24. Факторы, определяющие потребительское поведение. Виды полезности благ. Закон снижения предельной полезности.
25. Правило максимизация полезности при приобретении потребителем нескольких видов экономических благ. Кардиналистский и ординалистский способы измерения их предельной полезности.
26. Потребительские предпочтения и кривые безразличия. Предельная норма замещения как показатель косвенного измерения предельной полезности экономических благ.
27. Отображение оптимизации потребительского поведения с помощью кривых безразличия и линий бюджетного ограничения. Эффект дохода и эффект замещения.
28. Экономическая природа предприятия и цели его деятельности. Сущность предприятия как юридического лица. Теорема Коуза об оптимальных размерах предприятия.
29. Классификация предприятий. Коммерческие и некоммерческие фирмы. Индивидуальные и коллективные предприятия (ИП, кооперативы, ООО).
30. Акционерные общества и их виды. Капитал АО. Порядок учреждения и руководства АО. Положительные стороны и недостатки АО.
31. Капитал предприятия, его формы. Кругооборот и оборот капитала. Оборотный и основной капитал.
32. Виды государственных и муниципальных предприятий, Принципы их функционирования. Смешанные предприятия.
33. Понятие и виды издержек. Трансформационные и трансакционные, бухгалтерские и экономические издержки.
34. Понятие и виды доходов предприятия.
35. Классификация и динамика издержек предприятия в краткосрочном и долгосрочном периодах.
36. Экономическая природа прибыли и способы определения ее максимизации. Нормальная и экономическая виды прибыли. Показатели нормы прибыли.
37. Понятие и виды структуры и инфраструктуры рынка.
38. Функциональный и структурный подходы к анализу рыночной конкуренции. Характерные черты рынка совершенной конкуренции.
39. Условия максимизации прибыли предприятием в краткосрочном и долгосрочном периодах.
40. Рынок монополистической конкуренции. Поведение фирм на рынке монополистической конкуренции. Относительный характер их рыночной власти.
41. Понятие и виды олигополии. Стратегическое поведение фирм при олигополистической рыночной структуре. Сговор и ценовое лидерство.
42. Характерные черты рынка монополии. Естественные и искусственные монополии. Особенности ценообразования на рынках естественных монополий.
43. Рыночная власть и социальный груз монополий. Измерение и способы ограничения социального груза монополий.
44. Рынки факторов производства. Особенности рыночного спроса на факторы производства. Оптимизация соотношения факторов производства в условиях их взаимозаменяемости.
45. Рынок труда и заработная плата. Виды и формы заработной платы в современном производстве.
46. Рынок капитала и его структура. Особенности спроса на рынке производительного капитала.
47. Рынок ссудного капитала и ссудный процент. Ставка процента, факторы ее определяющие.
48. Кредит, его сущность, виды и значение в развитии производства.
49. Инвестиционные решения предприятий. Дисконтирование как способ определения эффективности капиталовложений.
50. Земля как природный ресурс и как фактор производства в земледелии. Природная и земельная ренты.
51. Механизм образования абсолютной и дифференциальной земельной ренты. Цена земли.
52. Информация как экономический ресурс. Факторы, определяющие неполноту информации.
53. Неопределенность и ее виды. Оптимизация хозяйственной деятельности в условиях неопределенности и риска.
54. Виды внешних эффектов (экстерналий) в рыночной экономике. Государственное воздействие на положительные и отрицательные экстерналии.
55. Понятие общественных благ. Экономические пределы эффективного производства общественных благ государством.