Глава 1. теорeтические основы экономического
СОДЕРЖАНИЕ
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. ТЕОРEТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1 Сущность и основные показатели уровня экономического развития. . . . .5
1.2 Экономическое развитие и экономический рост. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ...9
Глава 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Реформа системы образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
2.2 Развитие системы высшего образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
2.3 Итоги социально-экономического развития . . . . . . …. . . . . . . . . . . . . . . .18 2.4 Диагностика темпов роста ВВП………………………………………...…22
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..26
ВВЕДЕНИЕ
Параметры экономического роста, их динамика широко используются для характеристики развития национальных хозяйств, в государственном регулировании экономики.
Население оценивает деятельность высших хозяйственных и политических органов той или иной страны (например, парламента, Президента, Правительства Российской Федерации) прежде всего на основе рассмотрения показателей динамики экономического роста, динамики уровня жизни.
Экономический рост, его темпы, качество и другие показатели зависят не только от потенциала национального хозяйства, но в значительной степени от внешнеэкономических и внешнеполитических факторов.
Экономический рост является одной из самых важных частей экономического развития общества, а также социально - культурного, политического.
Экономический рост имеет смысл только тогда, когда он сочетается с социальной стабильностью. Такой рост предполагает достижение ряда сбалансированных социальных задач: увеличения продолжительности жизни, повышения уровня образования и культуры, рационализации потребления и др.
Перед Россией в настоящее время остро стала необходимость в увеличении темпов экономического роста. Поиск путей его достижения является одним из приоритетных проблем для нашей страны.
В современном мире все большее значение приобретает научное знание. Лишь те страны, где динамично развиваются образование и наука, могут претендовать на достойное место в мире. В передовых странах наука уже стала главной производительной силой. Ежегодный оборот на мировом рынке высоких технологий и наукоемкой продукции в несколько раз превышает оборот рынка сырья. Каждый доллар, вложенный в науку на Западе, дает несколько десятков долларов чистой прибыли. Динамично развивающаяся наука постоянно ускоряет все экономические процессы. В развитых странах именно наука и образование - основной источник и фактор экономического роста и высокого жизненного уровня
Безусловно, забота об образовании населения - одна из важнейших стратегических задач государства. В последнее время российские власти в серьез, обеспокоены тем, что многие отечественные выпускники работают не по специальности, система российского образования не отвечает мировым стандартам, финансирование высшей школы идет не совсем по рыночным законам, а система оплаты труда педагогов и преподавателей явно оставляет желать лучшего.
Скорее всего, прохождение законопроектов будет нелегким: депутаты, как и их избиратели, довольно настороженно относятся к переменам, связанным с реформой образования, и, вероятно, парламентарии, как и общество, разделятся на два лагеря - сторонников и противников модернизации. Все выше перечисленные факторы и обусловили актуальность нашего исследования.
Цель работы - проанализировать образование как фактор экономического роста в России.
В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:
- рассмотреть сущность и основные показатели уровня экономического развития;
-дать понятие экономическому развитию и экономическому росту;
- изучить реформу системы образования в России;
- проанализировать развитие системы образования на данном этапе;
- изучить итоги социально-экономического развития России;
- рассмотреть стратегию Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период 2013 г.
Методы исследования:
-анализ научной литературы, учебников и пособий по исследуемой проблеме.
Предмет исследования - взаимосвязь развития науки и образования и экономического роста
Методологическая и теоретическая основы исследования.
Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили: нормативные акты, научно - учебные пособия: Борисова Е. Ф. Экономическая теория, Кушлина В.И Государственное регулирование рыночной экономики, Жукова Е.Ф., Общая теория денег и кредита, Панкрухина А. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании, Белоусова В.М Экономическая теория в вопросах и ответах, а также материалы периодических изданий. Также в работе были использованы аналитические материалы, и Интернет ресурсы.
Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы
ГЛАВА 1. ТЕОРEТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ
1.1 Сущность и основные показатели уровня экономического развития.
Экономическое развитие общества - это эволюция его производительных сил и производственных отношений, обычно идущая на базе расширенного воспроизводства.
При определении уровня экономического развития страны требуется, прежде всего, установление точки отсчета. Многие страны сравнивают свой уровень с уровнем промышленно-развитых стран (например, США, Япония).
Разнообразное сочетание факторов производства и условий развития различных стран не позволяет оценивать уровень экономического развития с какой-то одной точки зрения. Для этого используют целый ряд основных показателей
1. ВВП/ВНП или НД на души населения
2. Отраслевая структура национальной экономики
3. Производство основных видов продукции на душу населения (уровень развития отдельных отраслей)
4. Уровень и качество жизни населения
5. Показатели экономической эффективности.
Следует подчеркнуть, что уровень экономического развития страны - понятие историческое. Каждый этап развития национальной экономики и всего мирового сообщества в целом вносит те или иные изменения в состав его показателей.
Рассмотрим подробнее перечисленные выше показатели.
Ведущим показателем при анализе уровня экономического развития являются показатели ВВП/ВНП на душу населения. Эти показатели положены в основу международных классификаций, подразделяющих страны на развитые и развивающиеся. Так, к числу развитых стран относят страны с душевым производством ВВП от 8 тыс. долл. в год и выше.
В некоторых развивающихся странах показатель ВВП на душу населения находится на высоком уровне (например, в Саудовской Аравии он равен 12 тыс. долл.), однако по совокупности других показателей (отраслевая структура экономики, производство основных видов продукции на душу населения и др.) такие страны не могут быть отнесены к категории развитых.
Другим показателем, широко применяемым в международной практике, является отраслевая структура экономики. Здесь важное значение имеет внутриотраслевой анализ, который проводится на основе показателя ВВП по отдельным отраслям. Прежде всего изучается соотношение между крупными народнохозяйственными отраслями материального и нематериального производства. Это соотношение выявляется прежде всего по удельному весу обрабатывающей промышленности.
Важное значение имеет и исследование структуры отдельных отраслей. Например, отраслевой анализ обрабатывающей промышленности показывает, какой удельный вес в ней занимают машиностроение и химия, т.е. отрасли, обеспечивающие НТП. Велика диверсификация ведущих отраслей. Например, количество машиностроительных отраслей и производств в индустриально развитых странах мира достигает 150-200 и более, и лишь 10-15 - в странах с относительно низким уровнем экономического развития. Анализируется также удельный вес крупных хозяйственных комплексов: топливно-энергетического, агропромышленного, строительного и конструкционных материалов, оборонного, военно-промышленного.
Характеризуют уровень экономического развития страны и показатели производства некоторых основных видов продукции, являющихся базисными для развития национальной экономики; они позволяют судить о возможностях удовлетворения потребностей страны в этих основных видах продукции.
В первую очередь к таким показателям относят производство электроэнергии на душу населения. Электроэнергетика лежит в основе развития всех видов производств, и, следовательно, за этим показателем скрываются и возможности технического прогресса, и достигнутый уровень производства и качества товаров, и уровень услуг и т.п. Соотношение по этому показателю в настоящее время между развитыми и наименее развитыми странами составляет 500:1.
Другим характерным показателем такого рода является производство в стране на душу населения основных видов продуктов питания: зерна, молока, мяса, сахара, картофеля и др. Сопоставление этого показателя, например, с рациональными нормами потребления этих продуктов питания, разработанными ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН) или национальными институтами, позволяет судить о степени удовлетворения потребностей населения в продуктах питания собственного производства, о качестве пищевого рациона и т.п.
Близкими к указанным являются показатели наличия (или производства в стране) на 1000 человек или на среднестатистическую семью ряда товаров длительного пользования холодильников, стиральных машин, телевизоров, легковых автомобилей, компьютеров и др.
Уровень жизни населения страны в значительной степени характеризуется структурой ВВП по использованию. Особенно важен анализ структуры частного конечного потребления (личных потребительских расходов). Большая доля в потреблении товаров длительного пользования и услуг свидетельствует о более высоком уровне жизни населения и, следовательно, более высоком общем уровне экономического развития страны.
Анализ уровня жизни населения обычно сопровождается анализом двух взаимосвязанных показателей: "потребительская корзина" и "прожиточный минимум".
Потребительская корзина - минимальный набор продуктов питания, учитывающий диетологические ограничения и обеспечивающий минимально необходимое количество калорий. В потребительскую корзину входят также необходимый набор непродовольственных товаров, услуг, необходимых платежей. Таким образом, в потребительскую корзину входят продукты, товары и услуги, необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Прожиточный минимум - стоимостная оценка потребительской корзины, показатель минимального состава и структуры потребления материальных благ и услуг. По прожиточному минимуму фиксируется официальная черта бедности. Согласно декларации прав и свобод человека и гражданина все пособия и выплаты гражданам должны обеспечивать уровень дохода не ниже установленного законом прожиточного минимума.
Уровень жизни оценивают также по показателям:
- состояния трудовых ресурсов (средняя продолжительность жизни, уровень образования населения, потребление на душу населения основных продуктов питания в калориях, уровень квалификации трудовых ресурсов, доля расходов на образование в ВВП);
- развития сферы услуг (число врачей на 10 тыс. насления, число больничных коек на 1000 человек, обеспеченность населения жильем, бытовыми приборами и т.д.).
В последние годы в мировой практике для определения качества жизни стали пользоваться индексом человеческого развития страны, предложенным Программой развития ООН. ИЧР строится как агрегированный индекс из трех компонентов: образование, доход и здоровье (показателем последнего считается продолжительность предстоящей жизни, ожидаемая при рождении). Шкала ИЧР – от 0 до 1. Пример показателей ИЧР приведен во второй главе.
Группа - показатели экономической эффективности. Эта группа в наибольшей степени характеризует уровень экономического развития, так как показывает - прямо или косвенно - качество, состояние и уровень использования основного и оборотного капитала страны, трудовых ресурсов. Среди этих показателей можно выделить следующие:
а) производительность труда (в целом, по промышленности и сельскому хозяйству, по отдельным отраслям и видам производств);
б) капиталоемкость единицы ВВП и конкретного вида продукции;
в) фондоотдачу единицы основных фондов;
г) материалоемкость единицы ВВП или конкретных видов продукции.
Важным условием при анализе этой группы показателей является необходимость рассмотрения их не в отдельности, а в связи друг с другом. Например, высокая производительность труда может быть достигнута ценой чрезмерной интенсификации труда, либо огромных капитальных затрат и материальных ресурсов.
Поэтому каждый из показателей функционирования экономики страны, как правило, детализируется и анализируется с помощью частных показателей, отражающих влияние различных факторов на основной.
В последние годы в специальных исследованиях и статистической информации все шире применяются показатели сравнительной конкурентоспособности, разработанные МВФ. Эта система показателей создана для соизмерения цен и издержек в обрабатывающей промышленности страны по отношению к средневзвешенным соответствующим индикаторам наиболее развитых стран.
Таких показателей пять:
1.Удельные затраты на заработную плату (в расчете на единицу продукции)
2.Нормализованные удельные затраты на рабочую силу (в расчете на единицу продукции), т.е. выпуск продукции на отработанный человеко-час
3.Уровень полных удельных издержек по элементам добавленной стоимости, т.е. показатели удельных расходов всех первичных факторов производства
4. Сравнительный анализ оптовых цен промышленности
5. Сравнительный анализ экспортных цен промышленной продукции.
Несмотря на все попытки сформулировать агрегатный показатель эффективности функционирования экономики, который бы отражал и уровень экономического развития страны, такой показатель не создан в связи
с многочисленными трудностями сведения воедино стоимостных и натуральных величин.
1.2 Экономическое развитие и экономический рост
Как стало ясно из раздела 1.1, экономическое развитие измерить крайне сложно, поэтому зачастую используют для количественной оценки экономический рост, т.е. изменение объема производимых в стране товаров и услуг.
Однако сам по себе экономический рост крайне противоречив. Так, можно добиться увеличения производства и потребления материальных благ за счет ухудшения их качества, за счет экономии на очистных сооружениях и ухудшения условий жизни, добиться временного роста производства можно и за счет хищнической эксплуатации ресурсов. Такой рост или неустойчив или вообще лишен смысла. Поэтому экономический рост имеет смысл тогда, когда он сочетается с социальной стабильностью.
Кроме того, быстрый, нулевой, или даже отрицательный экономический рост не всегда говорят о быстром экономическом развитии, топтании на месте или экономической деградации.
Например, в США в 1980-х гг. продажи персональных компьютеров выросли с 1,1 до 9,5 млн. шт., по стоимости - с 3,1 до 27,7 млрд. долл., а доллар за это время обесценился на 25%. Таким образом, компьютеры дешевели, хотя их технические характеристики и качество росли. При подсчете ВВП этот момент привел к неточному отражению динамики экономического развития.
Тем не менее, при всех его недостатках, экономический рост остается наиболее употребимым критерием экономического развития. Ведущими показателями динамики экономического роста являются:
- рост объема ВВП/ВНП или НД;
- темпы роста ВВП/ВНП или НД в расчете на душу населения;
- темпы роста промышленного производства в целом, по основным отраслям и на душу населения.
Экономический рост определяется рядом факторов. В экономической науке широкое распространение получила теория трех факторов производства, родоначальником которой был Ж.-Б. Сэй. Суть ее заключается в том, что в создании стоимости продукта принимают участие труд, земля и капитал. Позднее трактовка производственных факторов получила более глубокое и расширительное толкование. На современном этапе к ним обычно относят:
• труд;
• землю;
• капитал;
• предпринимательскую способность;
• научно-технический прогресс.
Факторы экономического роста взаимосвязаны и переплетены. Так, труд весьма производителен, если работник использует современное оборудование и материалы под руководством способного предпринимателя в условиях хорошо работающего хозяйственного механизма. Поэтому точно определить долю того или иного фактора экономического роста достаточно сложно.
Рассмотрим подробнее каждый фактор экономического роста. Важнейшим из факторов являются затраты труда.
Лауреат Нобелевской премии 1992г. в области экономики Гарри Беккер обнаружил еще в 1960-е гг., что из всех факторов роста постоянную и наибольшую отдачу способен приносить труд, т.е. человек.
Этот фактор определяется, прежде всего, численностью населения страны. Однако часть населения не включается в число трудоспособных и не выходит на рынок труда. К ней относятся учащиеся, пенсионеры, военнослужащие и т.д. Желающие работать образуют так называемую рабочую силу. Кроме того, в составе рабочей силы выделяются безработные, т.е. те, кто имеет желание работать, но не может найти работу.
Однако изменение затрат труда числом занятых не в полной мере отражает действительное положение вещей. Наиболее точным измерителем затрат труда является показатель количества отработанных человеко-часов, позволяющий учесть суммарные затраты рабочего времени. Увеличение затрат рабочего времени зависит от ряда факторов: от темпов прироста населения, от желания работать, от уровня безработицы, уровня пенсионного обеспечения и т.п. Все факторы меняются во времени и по странам, создавая исходные различия в темпах и уровнях экономического развития.
Наряду с количественными факторами важную роль играет качество рабочей силы и соответственно затрат труда в процессе производства. По мере возрастающего образования и квалификации работников происходит повышение производительности труда, что способствует повышению уровня и темпов экономического роста. Иначе говоря, затраты труда могут расширяться без какого-либо увеличения рабочего времени и численности занятых, а лишь за счет повышения качества рабочей силы.
Другим важным фактором экономического роста является капитал - это оборудование, здания и товарные запасы. Основной капитал включает и жилой фонд, потому что люди, живущие в домах, извлекают выгоду из услуг, предоставляемых домами. Фабричные здания и конторы с их оборудованием являются факторами производства, потому что работники, вооруженные большим количеством машин, будут производить больше товаров. Товарные запасы также вносят свой вклад в производство.
Затраты капитала зависят от величины накопленного капитала. В свою очередь, накопление капитала зависит от нормы накопления: чем выше норма накопления, тем больше (при прочих равных условиях) размеры капиталовложений. Прирост капитала также зависит и от размаха накопленных активов - чем они больше, тем меньше, при прочих равных условиях, скорость увеличения капитала, темп его роста. Так, например, размеры накопленного капитала в США и странах Западной Европы велики и темпы его роста в 3-5 раз ниже, чем в таких странах, как Южная Корея, Бразилия, Тайвань и др., где процесс накопления начался сравнительно недавно.
При этом следует иметь в виду, что объем основного капитала, приходящего на одного работника, т.е. капиталовооруженность, является решающим фактором, определяющим динамику производительности труда. Если за определенный период возрастал объем капиталовложений, а численность рабочей силы увеличилась в большей степени, то производительность труда будет падать, так как сокращается капиталовооруженность каждого работника.
Важным фактором экономического роста является земля, а точнее, количество и качество природных ресурсов. Очевидно, что большие запасы разнообразных природных ресурсов, наличие плодородных земель, благоприятные климатические и погодные условия, значительные запасы минеральных и энергетических ресурсов вносят весомый вклад в экономический рост страны. Однако наличие обильных природных ресурсов не всегда является самодостаточным фактором экономического роста. Например, некоторые страны Африки и Южной Америки обладают существенными запасами природных ресурсов, но до сих пор состоят в списках отсталых стран. Это означает, что только эффективное использование ресурсов ведет к экономическому росту.