Постоянные, переменные и предельные затраты, маржинальная прибыль
Необходимо обратить прежде всего внимание на понимание экономической сущности затрат и их связь с выпуском. Должен сформироваться алгоритм решения задач.
Общие издержки производства(ТС) делятся на два вида: постоянные(FC) и переменные(VC). К постоянным относятся издержки, которые не изменяются от объемов выпуска продукции, например, арендная плата. Сколько бы продукции вы ни продавали, она всегда будет неизменной по отношению к объему продукции. Соответственно чем больше продукции мы продаем, тем меньше арендной платы приходится на единицу продукции. Этим и объясняется положительный эффект масштаба в экономике: чем больше объем продукции, тем меньше издержки на единицу и соответственно меньше цена. Поэтому при ведении бизнеса необходимо задавать поставщику не просто вопрос, сколько это стоит, а сколько это стоит при данном количестве.
К переменным относятся издержки, которые изменяются с объемом выпуска продукции. Например, расходы на закупку товара. Сколько бы товара вы ни покупали, за каждую единицу придется платить. Разберем на примере задачи.
Имеется 2 тарифных плана сотовой связи. На одном тарифном плане абонентская плата 100рублей в которую не входят разговоры, но за каждую минуту разговора плата составляет 1рубль. На втором тарифном плане абонентской платы нет, но каждый звонок стоит 2 рубля.
Какой тарифный план более выгоден, если мы будем мало говорить?, если много? Как рассчитать количество звонков при котором общие затраты на обоих планах сравняются?
1 тар. план | 2 тар. план | |
Абонентская плата. (Пост. затр.) | ___ | |
Плата за каждую дополнительную минуту. (Ср. пер. затр.) |
Из задачи видно, что если мы сделаем всего один звонок на первом тарифном плане то затратим 101рубл. (100р. + 1р.), если сделаем звонок на втором тарифном плане, то затратим 2р, если мы сделаем 200 звонков то затратим на 1т.п. 300р, а на втором 400р. в среднем получается 1,5р. и 2р. соответственно. Т.е. первый план при данном количестве звонков уже выгоднее, т.к. абонентская плата делится на 200 и средние постоянные издержки на одну единицу составят 0,5 рубля + 1р. среднепеременных затрат. В то время как на втором тарифном плане средние затраты всегда будут 2р.
Рассчитаем количество звонков при котором затраты сравняются на обоих планах: 100/2-1=100. Т.е. 2-1 это экономия на среднепеременных затратах с одного звонка, если мы сделаем 100 звонков то экономия на переменных затратах со 100 звонков пойдет на покрытие абонентской платы.
В процессе нужно разделять общие затраты на постоянные и переменные, а также средние. Выводом может быть следующее: если производитель большой объем продукции то целесообразно понести вначале большие вложения в виде постоянных затрат, а затем большим выпуском с низкими среднепеременными затратами добивается низкой себестоимости продукции.
Другой категорией затрат являются предельные затраты (МС)- это затраты приносимые каждой дополнительной единицей продукции. В нашем случае за каждый дополнительный звонок вы будете платить 1р. на 1 тарифном плане и 2р. на втором. Предельные затраты рассчитываются по формуле
В экономике разделение на постоянные и переменные издержки необходимо для расчета себестоимости и рентабельности в зависимости от объема выпуска.
Для этого дополнительно существует понятие маржинальная прибыль (сумма покрытия). Для этого необходимо вспомнить составляющие выручки.
Выручка= затраты(переменные + постоянные) + прибыль.
Т.о. маржинальная прибыль = постоянные + прибыль = выручка - переменные. Все перечисленные показатели бывают как общие, так и средние (приходящиеся на одну единицу продукции =общие/количество). Как правило, используется следующая формула. Прибыль = количество единиц * (цена за единицу - переменные издержки за единицу)- постоянные издержки.
Задача.
Предприниматель торгует компакт-дисками в торговом модуле.
Аренда торгового модуля =6000рубл.
Оклад продавца=2000рубл.
Единый налог на вмененный доход=1000рубл.
Цена продажи компакт диска= 80 рубл.
Цена покупки =45 рубл.
Премия продавца=5 рубл. с каждого диска.
Сколько необходимо продать дисков чтобы: 1)окупить все издержки; 2)получить прибыль 6000 рублей?
Для расчета необходимо распределить все издержки на постоянные и переменные. К постоянным мы относим аренду модуля, оклад продавца, единый налог поскольку эти расходы придется нести независимо от объема продаж.
Постоянные =6000р.+2000р.+1000р.=9000р.
К переменным относятся покупка диска и премия продавца с диска, поскольку сколько бы дисков мы ни продавали, за каждый диск придется платить 45рубл. при покупке и 5рубл. отдавать продавцу за каждый проданный диск.
Переменные с одного диска =45рубл.+5рубл.=50рубл.
Маржинальная прибыль с одного диска = 80рубл.-50рубл.=30рубл.
В первом случае прибыль равна нулю т. к. нам надо покрыть только издержки.
Делим общую маржинальную прибыль равную 9000рубл. (постоянные (9000)+прибыль (которая составляет ноль) ) * на маржинальную прибыль с одного диска.
Получаем: 300 дисков необходимо продать, чтобы окупить все издержки.
Во втором случае маржинальная прибыль составит 15000р.(9000р.+6000р.), и количество проданных дисков будет 500.
100 ед |
Для определения уровня прибыли при данном объеме затрат существует коэффициент рентабельности = прибыль /затраты * 100. данный коэффициент показывает сколько приходится прибыли на 1 рубль затрат. Чем выше коэффициент рентабельности, тем более эффективно производство, тем меньше средств нам требуется вложить, чтобы получить данный объем прибыли. В нашей задаче по мере увеличения объемов производства рентабельность будет расти, так как доля прибыли в выручке будет расти.
Задание.На основании данных задачи заполните таблицу.