Постоянные, переменные и предельные затраты, маржинальная прибыль

Необходимо обратить прежде всего внимание на понимание экономической сущности затрат и их связь с выпуском. Должен сформироваться алгоритм решения задач.

Общие издержки производства(ТС) делятся на два вида: постоянные(FC) и переменные(VC). К постоянным относятся издержки, которые не изменяются от объемов выпуска продукции, например, арендная плата. Сколько бы продукции вы ни продавали, она всегда будет неизменной по отношению к объему продукции. Соответственно чем больше продукции мы продаем, тем меньше арендной платы приходится на единицу продукции. Этим и объясняется положительный эффект масштаба в экономике: чем больше объем продукции, тем меньше издержки на единицу и соответственно меньше цена. Поэтому при ведении бизнеса необходимо задавать поставщику не просто вопрос, сколько это стоит, а сколько это стоит при данном количестве.

К переменным относятся издержки, которые изменяются с объемом выпуска продукции. Например, расходы на закупку товара. Сколько бы товара вы ни покупали, за каждую единицу придется платить. Разберем на примере задачи.

Имеется 2 тарифных плана сотовой связи. На одном тарифном плане абонентская плата 100рублей в которую не входят разговоры, но за каждую минуту разговора плата составляет 1рубль. На втором тарифном плане абонентской платы нет, но каждый звонок стоит 2 рубля.

Какой тарифный план более выгоден, если мы будем мало говорить?, если много? Как рассчитать количество звонков при котором общие затраты на обоих планах сравняются?

    1 тар. план   2 тар. план  
Абонентская плата. (Пост. затр.)       ___    
Плата за каждую дополнительную минуту. (Ср. пер. затр.)    

Из задачи видно, что если мы сделаем всего один звонок на первом тарифном плане то затратим 101рубл. (100р. + 1р.), если сделаем звонок на втором тарифном плане, то затратим 2р, если мы сделаем 200 звонков то затратим на 1т.п. 300р, а на втором 400р. в среднем получается 1,5р. и 2р. соответственно. Т.е. первый план при данном количестве звонков уже выгоднее, т.к. абонентская плата делится на 200 и средние постоянные издержки на одну единицу составят 0,5 рубля + 1р. среднепеременных затрат. В то время как на втором тарифном плане средние затраты всегда будут 2р.

Рассчитаем количество звонков при котором затраты сравняются на обоих планах: 100/2-1=100. Т.е. 2-1 это экономия на среднепеременных затратах с одного звонка, если мы сделаем 100 звонков то экономия на переменных затратах со 100 звонков пойдет на покрытие абонентской платы.

В процессе нужно разделять общие затраты на постоянные и переменные, а также средние. Выводом может быть следующее: если производитель большой объем продукции то целесообразно понести вначале большие вложения в виде постоянных затрат, а затем большим выпуском с низкими среднепеременными затратами добивается низкой себестоимости продукции.

Другой категорией затрат являются предельные затраты (МС)- это затраты приносимые каждой дополнительной единицей продукции. В нашем случае за каждый дополнительный звонок вы будете платить 1р. на 1 тарифном плане и 2р. на втором. Предельные затраты рассчитываются по формуле Постоянные, переменные и предельные затраты, маржинальная прибыль - student2.ru

В экономике разделение на постоянные и переменные издержки необходимо для расчета себестоимости и рентабельности в зависимости от объема выпуска.

Для этого дополнительно существует понятие маржинальная прибыль (сумма покрытия). Для этого необходимо вспомнить составляющие выручки.

Выручка= затраты(переменные + постоянные) + прибыль.

Т.о. маржинальная прибыль = постоянные + прибыль = выручка - переменные. Все перечисленные показатели бывают как общие, так и средние (приходящиеся на одну единицу продукции =общие/количество). Как правило, используется следующая формула. Прибыль = количество единиц * (цена за единицу - переменные издержки за единицу)- постоянные издержки.

Задача.

Предприниматель торгует компакт-дисками в торговом модуле.

Аренда торгового модуля =6000рубл.

Оклад продавца=2000рубл.

Единый налог на вмененный доход=1000рубл.

Цена продажи компакт диска= 80 рубл.

Цена покупки =45 рубл.

Премия продавца=5 рубл. с каждого диска.

Сколько необходимо продать дисков чтобы: 1)окупить все издержки; 2)получить прибыль 6000 рублей?

Для расчета необходимо распределить все издержки на постоянные и переменные. К постоянным мы относим аренду модуля, оклад продавца, единый налог поскольку эти расходы придется нести независимо от объема продаж.

Постоянные =6000р.+2000р.+1000р.=9000р.

К переменным относятся покупка диска и премия продавца с диска, поскольку сколько бы дисков мы ни продавали, за каждый диск придется платить 45рубл. при покупке и 5рубл. отдавать продавцу за каждый проданный диск.

Переменные с одного диска =45рубл.+5рубл.=50рубл.

Маржинальная прибыль с одного диска = 80рубл.-50рубл.=30рубл.

В первом случае прибыль равна нулю т. к. нам надо покрыть только издержки.

Делим общую маржинальную прибыль равную 9000рубл. (постоянные (9000)+прибыль (которая составляет ноль) ) * на маржинальную прибыль с одного диска.

Получаем: 300 дисков необходимо продать, чтобы окупить все издержки.

Во втором случае маржинальная прибыль составит 15000р.(9000р.+6000р.), и количество проданных дисков будет 500.

100 ед
При этом можно заметить, что выручка уменьшается и увеличивается непропорционально прибыли. Так, например, если мы продадим не 500, а 400 дисков, то наша выручка упадет на 20%, а прибыль уменьшится в 2 раза и составит 3000рубл. Тот же самый эффект будет верен, если цену диска уменьшить. Например, мы снизили цену до 60 рублей. В этом случае цена диска уменьшилась на одну четверть, а маржинальная прибыль уменьшилась втрое (было 30рубл., стало 10рубл.). В тоже время уменьшение цены, как правило, приводит к увеличению продаж и общему увеличению прибыли (например, по цене 80 вы продавали 1 диск и имели 30р. маржинальной прибыли, уменьшив цену до 60 вы продали 4 диска и получили 40р. маржинальной прибыли; но в то же время покупатель может купить в ответ на снижение цены всего два диска, и ваша общая маржинальная прибыль сократится до 20р.) Также можно заметить, что по мере увеличения выручки доля прибыли в ней растет. Этот метод разнесения затрат на постоянные и переменные называется “управление затратами”.

Для определения уровня прибыли при данном объеме затрат существует коэффициент рентабельности = прибыль /затраты * 100. данный коэффициент показывает сколько приходится прибыли на 1 рубль затрат. Чем выше коэффициент рентабельности, тем более эффективно производство, тем меньше средств нам требуется вложить, чтобы получить данный объем прибыли. В нашей задаче по мере увеличения объемов производства рентабельность будет расти, так как доля прибыли в выручке будет расти.

Задание.На основании данных задачи заполните таблицу.

Наши рекомендации