Монополистическая конкуренция. Монополистическая конкуренция – это модель рынка, в которой множество небольших производителей продают дифференцированную продукцию
Монополистическая конкуренция – это модель рынка, в которой множество небольших производителей продают дифференцированную продукцию. Для данной рыночной ситуации свойственны черты как монополии, так и совершенной конкуренции.
Монополистическая конкуренция — наиболее распространенная модель рынка, наиболее близкая к совершенной конкуренции. Возможность для фирмы контролировать цену (рыночная власть) здесь незначительная.
Признаки монополистической конкуренции:
1. На рынке функционирует относительно большое число небольших фирм. Этот признак придает сходство монополистической конкуренции и совершенной конкуренции.
2. Отсутствие значительных препятствий для вступления в отрасль.
3. Продукция фирм дифференцирована, т.е. производство разновидностей какого-либо продукта. Фирмы предлагают похожую, но неодинаковую продукцию. Это главный признак монополистической конкуренции.
4. Доминирует неценовая конкуренция – конкуренция, связанная с качеством продукции, послепродажным обслуживанием и др.
Поскольку каждый конкурент продает отличную от всех других разновидность определенного блага, то он выступает как монополист по отношению к своей группе постоянных покупателей. Поэтому кривая спроса имеет отрицательный наклон, и он сам определяет объем своего предложения и цену. Но поскольку продукция, производимая монополистическими конкурентами, легко взаимозаменяема, то спрос на продукцию отдельного конкурента зависит не только от цены на его продукцию, но и от цен на продукцию других конкурентов. Спрос на продукцию фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции, характеризуется высокой эластичностью.
Формы дифференциации продукта
1. качество продукта (используемые материалы, качество работы, функциональные особенности)
2. услуги, сопутствующие продаже товара (бесплатная доставка товаров, бесплатная сборка, гарантийное обслуживание, оплата в рассрочку, вежливость торгового персонала и др.);
3. размещение торговых точек и их доступность для покупателей (аптеки, булочные, ремонтные мастерские монополизируют покупателей, которые живут в данном микрорайоне);
4. стимулирование сбыта с помощью упаковки и рекламы (речь идет преимущественно о мнимых различиях).
В краткосрочном периоде фирмы будут выбирать цену и объем выпуска, максимизируя прибыль или минимизируя убытки в соответствии универсальным принципом равенства предельного дохода и предельных издержек (MR = MC). Поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции принципиально схоже с поведением фирмы в условиях монополии. Сначала она выбирает объем выпуска, исходя из равенства MC= MR, а затем использует кривую спроса, чтобы установить цену, соответствующую этому объему (P).
Будет ли при этом фирма получать прибыль или нести убыток, зависит от соотношения цены и AC. Однако в условиях монополистической конкуренции экономическая прибыль и убытки не могут существовать долго.
Сходство с ситуацией монополии заключается в том, что фирма производит объем продукции меньше, чем в условиях совершенной конкуренции, завышая при этом рыночную цену. Таким образом, с точки зрения общества на рынках монополистической конкуренции экономические ресурсы используются неэффективно. Однако с точки зрения интересов покупателей, то разнообразие товаров с множеством близких заменителей, является более предпочтительным, чем стандартизированная продукция по низким ценам и в большем объеме.
В долгосрочном периоде на рынках монополистической конкуренции убыточные фирмы уходят из отрасли, а высокие экономические прибыли служат сигналом для вступления в нее новых фирм. Долгосрочное равновесие в отрасли достигается в результате прекращения притока и оттока фирм по причине отсутствия экономической прибыли. Фирмы будут получать только нормальную прибыль, т.к. рыночная цена устанавливается на уровне средних издержек. Таким образом, долгосрочной целью фирм в условиях монополистической конкуренции является безубыточность. С этой стороны монополистическая конкуренция аналогична совершенной конкуренции.
В долгосрочном периоде прибыль притягивает конкурентов в отрасль, а убытки поощряют выход из нее. Процесс миграции фирм продолжается до тех пор, пока экономическая прибыль не достигнет нулевой отметки. Эта ситуация аналогична совершенной конкуренции: ни прибыли, ни убытков.
Вопросы для самоконтроля
1. Почему рыночная ситуация, в которой функционируют конкурентные фирмы, в экономической науке носит название «совершенная» или «чистая» конкуренция?
2. Назовите два основных принципа максимизации и прибыли фирмы.
3. Определите общие и специфические черты монополии и монополистической конкуренции.
4. Дайте определение естественной монополии и приведите примеры.
5. Сформулируйте основные преимущества и недостатки монополий. Каковы основные принципы антимонопольного регулирования?
6. Почему не существует единой теории олигополии?
7. Приведите примеры олигополистических отраслей в российской экономике.
8. В каком случае фирмы-олигополисты действуют как монополия?
ТЕМА 8. Рынки ресурсов
1. Рынок земли
2. Рынок труда
3. Рынок капитала
Рынок земли
Особенности рынка земли определяются спецификой аграрного производства:
1. Главным экономическим ресурсом, используемым в сельском хозяйстве, является земля. В отличие от других экономических ресурсов земля является ограниченным ресурсом и тем самым лимитирует развитие аграрной экономики.
2. Земельные ресурсы дифференцируются по плодородию, т.е. имеют различную естественную производительную силу.
3. Земельные участки характеризуются фиксированным положением и не могут свободно воспроизводиться. С ограниченностью земли, различиями в плодородии и местоположении земельных участков связана категория земельной ренты.
Рентные отношения - отношения, связанные с процессом образования, распределения и использования земельной ренты - составляют основу аграрных отношений.
4. На возможности аграрного производства существенно влияют природные условия.
5. Развитие аграрного производства во всем мире показывает неблагоприятный паритет цен на сельскохозяйственную продукцию и средства производства для сельского хозяйства.
Аграрные отношения - это экономические отношения, которые возникают между людьми по поводу земли как главного экономического ресурса в сельском хозяйстве и как объекта собственности.
С точки зрения классической экономической науки земельная рента существует в двух основных формах: дифференциальной и абсолютной.
Дифференциальная земельная рента- это дополнительный доход, полученный от использования относительно лучших земельных участков или в результате различной производительности последовательных затрат труда и капитала на одном и том же земельном участке.
Земельные участки дифференцируются по плодородию и местоположению, т.е. различаются по производительности. Условно их можно разделить на лучшие, средние и худшие. Ограниченность земли как основного экономического ресурса аграрного производства и прежде всего ограниченность относительно лучших земельных участков при устойчивом увеличении спроса на сельскохозяйственную продукцию делает экономически целесообразным производство и на относительно худших земельных участках. В результате рыночная цена сельскохозяйственную продукцию устанавливается на уровне издержек производства на относительно худших землях.
Величина дифференциальной земельной ренты определяется как разница между рыночной ценой сельскохозяйственной продукции и индивидуальной ценой ее производства на относительно лучших и средних земельных участках.
Различают дифференциальную земельную ренту первого и второго рода. Дифференциальная рента I - это дополнительный доход, полученный от использования земельных участков, различающихся по плодородию и местоположению. Соответственно дифференциальная рента I делится на дифференциальную ренту I по плодородию и дифференциальную ренту I по местоположению.
Дифференциальная рента I по плодородию образуется в результате использования более плодородных земельных участков. Дифференциальная рента I по местоположению получается с земельных участков, более выгодно расположенных к рынкам сбыта и транспортным путям.
Дифференциальная рента II образуется при последовательных дополнительных вложениях капитала в одни и те же участки земли. Они означают интенсивный метод земледелия с целью повышения плодородия почвы. Интенсификация сельского хозяйства предполагает использование высокопродуктивных сортов сельскохозяйственных культур и пород животных, прогрессивных биотехнологий. При заключении нового договора об аренде дифференциальная рента II присваивается землевладельцем путем повышения арендной платы.
Таким образом, образование дифференциальной ренты I связано с экстенсивным развитием сельского хозяйства. Образование дифференциальной ренты II связано с интенсивным развитием сельского хозяйства.
На практике раздельный количественный учет различных видов дифференциальной ренты трудноосуществим.
Абсолютная земельная рента - это доход, который получают все собственники земли независимо от ее качества.
В классической экономической теории причиной образования абсолютной земельной ренты является монополия частной собственности на землю. Земельный собственник не отдает свою землю арендатору бесплатно, в т.ч. землю худшего качества, которая, не приносит дифференциальную ренту. Следовательно, все земли - лучшие, средние и худшие - должны приносить их владельцу доход (ренту). Монополия частной собственности на землю таким образом является препятствием для выравнивания более высокой нормы прибыли в сельском хозяйстве с более низкой нормой прибыли в промышленности. В противном случае происходил бы свободный перелив капитала между отраслями и излишек стоимости сельскохозяйственной продукции над ценой производства распределялся между капиталистами в промышленности и в сельском хозяйстве.
В экономической теории выделяется категория монопольной ренты. Монопольная рента появляется на земельных участках, на которых можно производить редкие сельскохозяйственные продукты, спрос на которые значительно выше возможностей их производства. Она образуется в результате установления монопольно высокой цены на уникальные сельскохозяйственные продукты, производимые в ограниченном объеме. Такие продукты редкого качества могут производиться в специфических природно-климатических условиях. Например, некоторые сорта винограда, из которых изготавливаются всемирно известные французские вина, могут возделываться только на известковых почвах Шампани и в долине реки Сены в Бургундии.
Монопольной так же является рента, связанная с использованием уникальных человеческих ресурсов. Выдающиеся артисты, спортсмены получают очень высокие гонорары, значительная часть которых и составляет монопольная рента. Их способности уникальны, и поэтому предложение таких ресурсов абсолютно неэластично.
Как экономический ресурс, земля может быть объектом купли-продажи или предоставлять услуги земли. Соответственно в современной экономической науке различают рынок земельных активов и рынок услуг земли. В рыночной экономике землевладельцы могут продать земельные участки или предоставить их в пользование фермерам за определенную плату, т.е. предложить услуги земли как фактора производства. Цена купли-продажи земли является ценой земельного актива. Доход, получаемый земельным собственником за предоставленные услуги земли, характеризуется как земельная рента или как арендная плата. Земельная рента рассматривается как цена услуг земли, т.е. как плата за разрешение фермеру приложить капитал к данному земельному участку. Это арендная плата. В экономической литературе понятия «земельная рента» и «арендная плата» часто используются как синонимы.
Земельная рента определяется как результат взаимодействия спроса и предложения на рынке услуг земли. Общее земли ограничено и не может регулироваться динамикой ренты. Поэтому кривая предложения земли представляет собой вертикальную линию. Кривая спроса на услуги земли имеет отрицательный наклон и отражает убывающую предельную доходность земли. Пересечение кривых спроса и предложения земельных участков определяет уровень земельной ренты на данном рынке услуг земли. Если спрос на сельскохозяйственную культуру увеличится, то спрос на услуги земли для ее выращивания как производный спрос также увеличится и, как следствие, повысится земельная рента.
Рис. 14. Рынок земли Рис 15. Изменение спроса на рынке земли
В рыночной экономике земля является объектом купли-продажи. Первоначальная, «дорыночная» оценка земли осуществляется в земельном кадастре, который представляет собой учет земельных участков с точки зрения их качественной оценки, правового статуса.
Цена земли определяется на рынке земельных активов и зависит от двух основных факторов:
- величины земельной ренты, которую может получить собственник земельного участка.
- ставки ссудного процента.
Поэтому цена земли определяется по следующей формуле:
Цена земли = Рента / Ссудный процент х 100 | (12) |
Цена земли, таким образом, является капитализированной земельной рентой. Определение цены земельного участка по данной формуле возможно лишь теоретически. На реально функционирующем рынке земельных активов цена земли зависит от множества факторов, влияющих на спрос и предложение земли: спроса и предложения сельскохозяйственных продуктов, спроса на землю для несельскохозяйственных целей, плодородия и местоположения, обеспеченности водой и т.п.
Рынок труда
Особенности рынка труда связаны с особенностями товара, который продается на данном рынке – с ресурсом под названием труд. Как нам уже известно, труд – это физические и умственные усилия, прилагаемые человеком в процессе производства благ. Так как очевидно, что труд невозможно физически отделить от работника, то на рынке труда объектом купли-продажи является не труд, а услуги труда. Как товар услуги труда продаются и покупаются в форме найма работника на определенных условиях.
Особенности рынка труда
· Единого для всей экономики рынка труда не существует. Он делится по профессиям, отраслям, территориям.
· Работники разных профессий и квалификаций получают разную заработную плату. Зависит она и от места работы. Существуют опасные, неприятные, малопривлекательные виды труда.
· Условия равновесия на рынке труда в значительной степени определяются государственным вмешательством, а его функционирование связано с профсоюзами и союзами предпринимателей.
· На предложение труда влияет наличие пособий по безработице, установление минимальных ставок заработной платы.
Заработная плата определяется, и в широком и в узком смысле этого слова, что связано с неоднозначной трактовкой понятия “труд”. В широком смысле заработная плата – это доход от фактора производства «труд». Это оплата труда работников различных профессий. В узком смысле под заработной платой понимается ставка заработной платы, т.е. цена, выплачиваемая за использование единицы труда в течение определенного времени.
Различают номинальную и реальную заработную плату. Номинальной заработной платой является сумма денег, которую получает наемный работник за свой труд в течении определенного периода времени.
Реальная заработная плата - это те товары и услуги, которые можно приобрести на полученные деньги. Она находится в прямой зависимости от номинальной заработной платы и в обратной от уровня цен.
Цены на рынке труда определяются на основе закона спроса и предложения как на любом рынке факторов производства. Субъектами спроса на рынке выступают предприниматели и государство, а субъектами предложения - работники с их навыками и умением. Функциональная зависимость между величиной заработной платы и объемом спроса на труд проявляется в кривой спроса на труд.
Предложение труда также зависит от заработной платы, но уже в прямой пропорции. Кривая предложения труда показывает, что при повышении реальной заработной платы возрастает предложение труда, а при ее снижении – уменьшается.
Графическую интерпретацию рынка труда можно получить путем совмещения кривых спроса и предложения труда. Точка Е – точка пересечения кривой спроса на труд и кривой предложения труда. В точке Е спрос на труд равен предложению труда, т. е. рынок труда находится в равновесном состоянии. Это означает, что все фирмы, согласные платить заработную плату We, находят на рынке необходимое количество труда, а все работники, готовые предложить свои услуги при заработной плате We, находят работу.
Поэтому точка Е характеризует ситуацию полной занятости на рынке труда.
Рис. 16. Равновесие на рынке труда
Если ставка заработной платы больше равновесной предложение на рынке труда превышает спрос на услуги труда. Возникает избыток предложения труда, т.е. появляется безработица. И, наоборот, слишком низкая ставка заработной платы (ниже равновесной) создает ситуацию, когда образуются незанятые рабочие места по причине нехватки работников, согласных работать за более низкую заработную плату.
Причины дифференциации ставок заработной платы:
· Наличие неконкурирующих групп на рынке труда – квалифицированные и неквалифицированные работники (врач и продавец).
· Наличие уравнивающих или компенсирующих различий.
· Наличие в доходе отдельных работников экономической ренты – дохода, превышающего альтернативные издержки альтернативного использования ресурса.
Институты вносят несовершенства в современный рынок труда. Это государство, профсоюзы и крупные корпорации.
· Государство устанавливает минимально гарантированный уровень заработной платы, осуществляет индексацию доходов и другие меры, стабилизирующие рынок труда;
· профсоюзы, оказывающие большое влияние на уровень заработной платы, как правило, в направлении ее повышения по сравнению с равновесным уровнем;
· крупные корпорации, как правило, стремятся к установлению сравнительно стабильной в течение срока действия трудового договора стандартной ставки заработной платы и как можно реже ее пересматривать.
Государство играет важную роль на современном рынке труда по следующим основным направлениям:
· государственные социальные программы (пособия по безработице, пенсии, помощь малоимущим, материнский капитал);
· создание национальной системы трудоустройства (центры занятости).
Рынок капитала
На рынке факторов производства под капиталом понимается физический капитал (производственные фонды, капитальные блага). Это – здания, сооружения, машины, оборудование, товарно-материальные запасы).
Капитал в узком смысле - это все произведенные материальные средства производства: здания, сооружения, станки, машины, оборудование, механизмы, сырье, топливо и т.п.
Капитал в широком смысле - это любая ценность, приносящая доход (процент) ее владельцу. Это физический (реальный) капитал, человеческий капитал (приобретенные знания, умения, навыки и опыт, используемые людьми в процессе производства), финансовый капитал (деньги, затрачиваемые на приобретение реального капитала); ссудный капитал (наличные и безналичные деньги), фиктивный капитал - это все ценные бумаги (акции, облигации, векселя и т.п.), условный капитал («гудвилл») - это неосязаемые активы производителей товаров и услуг, приносящие им дополнительные доходы: престиж торговых марок и товарных знаков и т.д.
Капитал как запас – это накопленные капитальные блага на определенный момент времени. Капитал как поток – это инвестиции (капиталовложения), которые увеличивают капитал как запас за определенный период времени.
Рынок капитала состоит из трех взаимосвязанных сегментов:
1. рынок капитальных благ (физического капитала), на котором объектом купли-продажи являются производственные фонды);
2. рынок услуг капитала, на котором капитальные блага сдаются в аренду во временное пользование;
3. рынок ссудного капитала, на котором объектом купли-продажи являются денежные средства, необходимые для купли-продажи капитальных благ.
Услуги капитала - это передача права распоряжения капитальными активами при сохранении права собственности на них.
Аренда - это договор, на основе которого собственник капитального актива (арендодатель) передает арендатору право на использование этого актива в течение определенного периода времени за определенную арендную плату.
Износ представляет собой снижение стоимости (ценности) капитального актива вследствие его физического и морального старения.
Амортизация - это соответствующее износу ежегодное списание части стоимости капитального актива.
Норма амортизации - это выраженная в процентах часть первоначальной стоимости капитального актива, подлежащая включению в состав издержек производства за определенный год.
В упрощенной модели рынка ссудного капитала предполагается, что предприятия (фирмы) создают спрос на денежные ссуды, которые им необходимы для приобретения капитальных активов (инвестиционных товаров), а домохозяйства создают предложение денежных ссуд, поскольку имеют сбережения.
Цена ссудного капитала называется ссудным процентом, который представляет собой соответствующий вид издержек фирм и соответствующий вид доходов домохозяйств.
В масштабах национальной экономики множество фирм создают платежеспособный спрос на заемные средства и множество домохозяйств имеют сбережения. Поэтому рынок ссудного капитала можно моделировать как совершенный (очень много продавцов и очень много покупателей какого-либо однородного товара) и рассматривать ставку ссудного процента как равновесную цену, устанавливающуюся и изменяющуюся в результате взаимодействия спроса и предложения.
Различают номинальную и реальную ставки процента.
Номинальная ставка процента (i) - это выраженный в процентах прирост номинальной денежной суммы, который получает кредитор от заемщика.
Реальная ставка процента (r) - это номинальная процентная ставка с поправкой на инфляцию, то есть скорректированная с учетом обесценения денег.
Норма дохода от инвестиций рассчитывается как выраженное в процентах отношение чистого дохода от инвестиций к объему вложенных в осуществление данного проекта средств. Именно норма дохода от инвестиций представляет собой максимальный ссудный процент, на выплату которого может согласиться фирма для мобилизации капиталовложений.
Верхний предел цены капитального актива равен сумме дополнительных доходов покупателя, которые он получит в результате приобретения и использования данного капитального актива.
Дисконтирование (от англ. discount - скидка, дисконт)- это процедура уменьшающего перерасчета будущих денежных сумм для определения их современной (сегодняшней) ценности вне зависимости от темпов ожидаемой инфляции.
Дисконтирование - это процедура, обратная начислению сложных процентов, т.е. расчету будущей ценности сегодняшней суммы денег. Формула сложных процентов имеет следующий вид:
FV = PV (1+r) | (14) |
где FV (future value) - будущая ценность (стоимость) денег;
PV - сегодняшняя ценность (стоимость) денег; r - реальная ставка процента;
t - количество лет между настоящим и будущим.
Отсюда, формула дисконтирования имеет следующий вид:
PV = FV/(1+r) | (15) |
Для облегчения расчетов существуют специальные таблицы дисконтирования. Для моделирования механизма установления цены на тот или иной капитальный актив необходима информация о спросе, предложении и количестве продавцов и покупателей на рынке данного инвестиционного товара.
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы основные особенности аграрного производства?
2. Назовите основные виды земельной ренты и дайте им характеристику.
3. Дайте характеристику специфическим особенностям рынка труда.
4. В чем заключается отличие номинальной и реальной заработной платы, номинальной и реальной процентной ставки?
5. Что понимается под капиталом как экономическим ресурсом и капиталом в широком смысле?
6. В чем заключается процедура дисконтирования? В чьей работе – бухгалтера или финансиста – дисконтирование имеет принципиальное значение и почему?
РАЗДЕЛ 4. МАКРОЭКОНОМИКА
Тема 9. Национальная экономика: цели и измерение результатов
1. ВВП и способы его измерения
2. Национальный доход и располагаемый личный доход
3. Индексы цен. Дефлятор ВВП
4. Экономический рост: сущность, типы, показатели, факторы