И несовершенной конкуренции

Классификация рыночных структур и их характеристика. Общие принципы поведения фирм.

Особенности поведения фирм, находящихся в условиях совершенной конкуренции: спрос на продукцию фирмы и условие максимизации прибыли в краткосрочном периоде. Предложение товаров и услуг фирмами-совершенными конкурентами и отраслью. Эластичность предложения. Равновесие фирмы-совершенного конкурента в долгосрочном периоде. Эффективность конкурентных рынков.

Монополия: понятие, виды, определение цены и объема производства. Закономерности изменения предельного дохода монополиста. Эластичность спроса по цене как основной фактор монопольной власти. Ценовая дискриминация и ее виды. Экономическая эффективность монополии с точки зрения общества. Антимонопольное регулирование: цели и средства.

Олигополия. Варианты олигополистического поведения: картели, «дилемма заключенного», ценовое лидерство, война цен. Жесткость цен в условиях олигополии.

Монополистическая конкуренция. Особенности поведения фирмы монополистического конкурента в краткосрочном и долгосрочном периодах.

План семинара:

1. Фирма в условиях совершенной конкуренции: максимизация прибыли и равновесие фирмы в кратко- и долгосрочном периодах. Индивидуальное и рыночное предложение товаров и услуг.

2. Монополия: определение цены и объема производства. Ценовая дискриминация.

3. Олигополия как тип рыночной структуры. Варианты олигополистического поведения.

4. Монополистическая конкуренция: специфика поведения фирм.

5. Сравнительный анализ эффективности различных рыночных структур.

Термины:

Рыночная структура

Конкурентность

Совершенная конкуренция

Рыночная власть

Монополия

Естественная монополия

Ценовая дискриминация

Олигополия

Картель

Монополистическая конкуренция

«Мёртвый груз» монополии

Вопросы для обсуждения:

1. Какие характеристики определяют тип рыночной структуры?

2. «Если эластичность спроса по цене товара равна бесконечности, то увеличение (уменьшение) объема выпуска продукции не влияет на размер прибыли фирмы». Верно ли это утверждение? Докажите.

3. Корпорация дает указание своим подразделениям, действующим на совершенно конкурентном рынке, максимизировать прибыль в расчете на единицу выпуска. Объясните, почему эта политика необязательно будет максимизировать общую прибыль.

4. К какому типу рыночных структур можно отнести:

- рынок зерна;

- рынок легковых автомобилей;

- рынок труда преподавателей;

- черную металлургию;

- сферу услуг;

- бензоколонку в сельской местности;

- рынок ваучеров в России;

- четыре фирмы, выпускающие 90 % сигарет.

5. Почему конкурентная фирма не может получать эконо- мическую прибыль в долгосрочном периоде?

6. При каких обстоятельствах фирма будет обладать монопольной властью? Может ли монополист назначить на свою продукцию любую цену?

7. Почему нельзя вывести кривую предложения для монополии?

8. Представьте ваши доводы «за» и «против» антимонопольного регулирования.

9. Приводит ли олигополистическая взаимосвязь к тому, что одна фирма обязательно становится господствующей, подавляя интересы других?

10. Характеризуется ли монополистическая конкуренция ог- раничением конкуренции? Почему «да» и почему «нет»? В каком случае мы можем говорить о преобладании мо нополии, а в каком — о преобладании конкуренции?

Тесты:

1. Понятие «совершенно конкурентная фирма» подразуме- вает, что это фирма, которая:

a) использует только методы легальной конкуренции;

b) не оказывает влияния на формирование рыночной цены;

c) использует любые формы конкуренции для захвата рынка;

d) добивается установления желаемой цены в конкурентной борьбе.

2. Если фирма, действующая на совершенно конкурентном рынке, сократит предложение своей продукции, то это:

a) приведет к снижению рыночной цены продукта;

b) не окажет никакого влияния на рынок;

c) приведет к росту рыночной цены продукта;

d) сократит спрос на продукцию фирмы.

3. Рост экономической прибыли на конкурентном рынке не способствует:

a) расширению производства в действующих фирмах;

b) притоку в отрасль новых фирм;

c) повышению рыночной цены продукта;

d) возникновению сил, которые постепенно сведут эту прибыль к нулю.

4. В отличие от конкурентной фирмы монополист:

a) может назначить любую цену на свой продукт;

b) максимизирует прибыль при равенстве MR и МС;

c) может произвести любой объем продукции и продать ее по любой цене;

d) сталкивается с совершенно эластичной кривой спроса.

5. Если предельный доход фирмы превышает ее предельные издержки, то для максимизации прибыли фирма должна:

a) увеличить выпуск продукции при совершенной и несовершенной конкуренции;

b) увеличить выпуск продукции при совершенной и необязательно это делать при несовершенной конкуренции;

c) увеличить цену, а не выпуск при совершенной и несовершенной конкуренции;

d) снизить цену и объем выпуска при совершенной и несовершенной конкуренции.

6. Вы исходите из предположения, что если ваша фирма сни зит цену на товар, конкуренты тоже снизят цены, а если вы повысите ее, то ни одна фирма не последует вашему примеру. Это означает, что ваша фирма:

a) сталкивается с конкуренцией «не на жизнь, а на смерть*;

b) имеет ломаную кривую спроса;

c) является ценовым лидером на олигополистичес-ком рынке;

d) одна из конкурентных фирм в отрасли;

e) наиболее эцэфективная в отрасли.

7. Долгосрочное равновесие на рынках монополистической конкуренции означает, что:

a) рыночная цена равна минимальным значениям долгосрочных средних издержек;

b) цены уравновешиваются с предельными издержками;

c) фирмы не получают экономической прибыли;

d) все имеющиеся производственные мощности задействованы.

8. Различие между олигополией и монополистически кон- курентной фирмой заключается в следующем:

a) олигополия никогда не несет убытков, а монополистически конкурентная фирма иногда убыточна;

b) олигополия соблюдает условие Р=МС, а монополистически конкурентная фирма — условие MR = МС;

c) олигополия учитывает в своих действиях реакцию конкурентов, а монополистически конкурентная фирма нет;

d) олигополия не испытывает угрозы закрытия, а монополистически конкурентная фирма может прекратить свою деятельность при определенных условиях.

9. Примером монопсонии, ограниченной олигополией, является:

a) работорговля в XVI — XIXвв.;

b) бизнес, которым занимался Чичиков из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»;

c) теневой рынок наркотиков;

d) бизнес, которым занимался Мефистофель в поэме «Фауст» Гёте.

10. К недостаткам рынка совершенной конкуренции относится:

a) низкий объем производства;

b) высокий уровень расходов на рекламу;

c) нестабильность цен;

d) низкий уровень расходов на новые технологии.

11. В условиях монополии цена продукции убывает при уве- личении объема выпуска. Что можно сказать о средней выручке AR и предельной выручке MR?

a) MR > AR;

b) AR = MR;

c) AR > MR.

Задачи:

1. Допустим, что монополист может продать 10 единиц товара по цене 100 руб. за единицу, но продажа 11 единиц вызывает

снижение цены до 99,5 руб. Рассчитайте предельный доход при увеличении объема продаж товара с 10 до 11 единиц.

2. Пшеница производится в отрасли с совершенной конкуренцией, которая находится в равновесии. Если внезапно происходит рост цен на топливо, то как будет графически выглядеть кратко- и долгосрочная реакция отрасли?

3. Фирма работает в условиях совершенной конкуренции. В таблице показана зависимость валовых издержек фирмы от объема производства:

Выпуск в единицу времени, шт. Валовые издержки, ден. ед.
2S

Если цена товара 5 ден. ед., то какой объем производства выберет фирма? При какой цене фирма прекратит производство данного товара?

4. Предположим, что товар X производится только одной фирмой. При объеме Q1, устанавливается цена Р mon, равная 40 ден. ед. Правительство устанавливает «потолок» цены Ртах 25 ден. ед. Покажите графически реакцию монополиста на действия правительства.

Почему при увеличении объема выпуска товара X монополией появляется его дефицит?

Наши рекомендации