Правовая характеристика рынка
Рассматривая те или иные аспекты правового регулирования предпринимательской деятельности, мы оперируем термином «рынок». С экономической точки зрения, существуют различные дефиниции рынка, например, как обмена, организованного по законам товарного производства и обращения, совокупности отношений товарного обмена; механизма взаимодействия покупателей и продавцов, отношения спроса и предложения; сферы обмена внутри страны и между странами, связывающего между собой производителей и потребителей продукции .
Исходя из приведенных определений можно сделать следующий вывод: рынокпредставляет собой определенную совокупность общественных отношений, что является предметом правового регулирования. В структуру предмета правового регулирования входят такие элементы, как: а) субъекты; б) объекты регулирования; в) социальные факты, с которыми связано возникновение общественных отношений . Субъекты рынка представлены производителями и потребителями, которые могут выступать одновременно в обоих качествах. Объектами рынка являются товары (работы, услуги), обмениваемые или приобретаемые на деньги. Фактором, детерминировавшим появление рынка, принято считать общественное разделение труда.
| Экономика: Учеб./Ислрел. Л. С Ь\ мтова. -М: Ш'К. 1994.-С 15ислед. Теория юсу 1арс!ваиправа/11о1ре I. и. К. Ьаоасва. - М.: Юристъ.2002.-С. 391
Данная характеристика должна учитываться при формировании и применении механизма правового регулирования рынка как «главной базовой категории рыночных отношений» Легальное определение рынка сформулировано в антимонопольном законодательстве применительно к товарному рынку.Последний представляет собой сферу обращения товара, не имеющего заменителей либо взаимозаменяемых товаров на территории Республики Беларусь или ее части, определяемой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами (п. 1 ст. 1 Закона о противодействии монополистической деятельности). При первом же рассмотрении данного определения возникают два вопроса: какие товары являются взаимозаменяемыми или, наоборот, не имеющими заменителей, и что значит экономическая возможность покупателя в одном случае и отсутствие этой возможности в другом? Взаимозаменяемость товаров в антимонопольном законодательстве оценивается с точки зрения их потребительских свойств (подп. 4 ч. 2 п. 1 Инструкции по определению доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь, утвержденной Приказом Минэкономики от 17 октября 2002 г. № 229 ). Причем эта оценка дается с позиций потребителя, в качестве которого выступает не только гражданин, но и субъект предпринимательской деятельности, осуществляющий, например, дальнейшую переработку приобретенного товара в виде комплектующих изделий, материалов, сырья и т. д. Критерий экономической возможности в законодательстве не назван вообще. Более однозначно из определения следуют внешние границы товарного рынка: товарные - совокупность взаимозаменяемых товаров и территориальные - территория, на которой покупатель может приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами Из логики определения товарного рынка следует, что указанные границы оцениваются также с точки зрения покупателя. Однако с позиции практики в данной ситуации должно учитываться и мнение продавца, т. е. для решения, например, вопроса о взаимозаменяемости товаров, необходимо принимать во внимание не только процесс их использо-
|ЖилинскийС' ') Ука1. соч С. 28. 11аиионалы1Ы11рссс1рправовыхакюв 1'есмчгипки Ьеларусь -2002 -№ 122
вания, но и процесс производства. Более того, товары могут быть сходны по потребительским качествам, но не относиться к взаимозаменяемым. Кроме того, приведенное определение позволяет также выделить республиканский и местный товарные рынки.
Что касается товаров,то под ними Закон о противодействии монополистической деятельности понимает все виды объектов гражданских прав, могущие быть предметами сделок купли-продажи, мены, а также не запрещенные законодательством работы и услуги, которые выполняются, оказываются, могут быть выполнены, оказаны или обычно выполняются либо оказываются потребителям на возмездной основе (п. 13 ст. 1).
§ 2. Понятие и юридическое содержание конкуренции
Конкуренция - явление многогранное и многозначное. Многогранность конкуренции объясняется тем, что она проявляется практически во всех видах человеческой активности. Многозначность конкуренции обусловлена тем, что она, являясь экономической и юридической категорией, имеет несколько значений. Ее называют механизмом осуществления товарно-денежной формы взаимосвязи между производителями, основным механизмом рыночной экономики, важнейшим элементом хозяйственного механизма, свойством, чертой, атрибутом, стержнем рынка, главным двигателем современной торговли. Каждая из приведенных характеристик верно отражает те или иные стороны этого сложного явления . Действительно, на сегодняшний день нет таких методов воздействия на мотивацию предпринимательской деятельности в целом, качество производимых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, ценообразование и другие составляющие процесса хозяйствования, как конкуренция.
С экономической точки зрения, конкуренцию рассматривают как:
1) особую ситуацию на рынке, которая характеризуется двумя факторами:
- наличием большого числа независимых покупателей и продавцов товара;
1 Приведено: Жилинский С. Э. Ука1. соч. - С. 330. 262
- свободой для покупателей и продавцов входить на рынок и покидать его;
2) постоянно действующий механизма соперничества, позволяющий достичь лучших результатов предпринимательской деятельности;
3) элемент рынка, позволяющий наиболее эффективно распределить имеющиеся хозяйственные ресурсы
Антимонопольное законодательство определяет конкуренциюкак состязательность хозяйствующих субъектов, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п 5 ст. 1 Закона о противодействии монополистической деятельности).
Как видим, конкуренция - это общественные отношения, являющиеся предметом правового регулирования. В свою очередь, конкуренция является регулятором отношений между субъектами предпринимательской деятельности Как было указано ранее, предмет правового регулирования включает субъекты, объекты и социальные факты, с которыми связано возникновение общественных отношений.
Субъектами конкуренции являются, как указано в ее определении, хозяйствующие субъекты, под которыми понимаются физические и юридические лица, иные субъекты гражданского права, осуществляющие предпринимательскую деятельность или имеющие право ее осуществлять (п. 2 ст. 1 Закона о противодействии монополистической деятельности). На наш взгляд, нельзя относить к хозяйствующим субъектам лиц, имеющих право на осуществление предпринимательской деятельности. Хозяйствующий субъект - это субъект, осуществляющий предпринимательскую деятельность, т. е. активный субъект. Право на осуществление предпринимательской деятельности - это элемент гражданской правоспособности (ст. 17 ГК), и лицо, обладающее таким правом - а таким правом обладает любой гражданин с рождения (п. 2 ст. 16 ГК), - будучи пассивным, хотя и потенциальным субъектом предпринимательской деятельности, не может участвовать в со-
' Го1ьевК Ю. Конклрешнос право/Огв. ред. О М.Одешшк -М КО!IГРАКТ. И11ФРА-М. 2000.-С I
стязательности, предполагающей активное поведение Возникает также вопрос в отношении «иных субъектов предпринимательской деятельности». В определении хозяйствующих субъектов ничего не сказано об иностранных юридических лицах, а также образованиях, не имеющих статуса юридического лица, но по своей сущности способных оказывать самое непосредственное воздействие на состояние конкуренции на том или ином товарном рынке. Имеются в виду ФПГ, для государственной регистрации которых необходимо согласие антимонопольного органа. Но ФПГ также нельзя относить к субъектам гражданского права. И, наконец, уча-стниками товарного рынка являются субъекты предпринимательской деятельности, производящие товары, выполняющие работы, оказывающие услуги. Нет смысла называть их хозяйствующими субъектами. Следовательно субъекты конкуренции- это коммерческие организации, в том числе иностранные, и их объединения, некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также индивидуальные предприниматели.
В качестве объекта конкуренции выступают общие условия обращения товаров на рынке.
Юридической предпосылкой возникновения конкуренции является свобода предпринимательской деятельности, закрепленная в ч. 2 ст. 13 Конституции И здесь конкуренция опять проявляет себя с другой стороны. По мнению Э С. Жилинского, «Свобода предпринимательства является таковой лишь внешне, а по существу она обязательно детерминирована, с чем не могут не считаться хозяйствующие субъекты И такой детерминантой предпринимательства и поведения его субъектов служит конкуренция»
Конкуренция, как и любое явление общественной жизни, не возникает в один момент. Для того чтобы стать неотъемлемым атрибутом рынка, возникнув, она должна пройти определенный путь становления. Кроме того, учитывая объективное существование прямой противоположности конкуренции - монополистической деятельности, она (конкуренция) нуждается в постоянной защите со стороны государства. Осознание этого факта привело к формированию антимонопольного законодательства.
Такое законодательство в зарубежных странах существует уже
' Жилинский'). С. Ука). соч. - С. 331. 264
более ста лет. Традиционно различают американскую и европейскую модели антимонопольного законодательства Первая использует принцип противоправности всех монополий. Вторая модель направлена на противодействие монополистической деятельности, обеспечение контроля за монополистами, сами же монополии (точнее некоторые их виды) санкционируются государством. Антимонопольное законодательство Республики Беларусь относится ко второй модели и включает:
1. Закон о противодействии монополистической деятельности. Он определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и направлен на обеспечение условий для развития добросовестной конкуренции, создания и эффективного функционирования товарных рынков и защиты прав потребителей. Специфика Закона о противодействии монополистической деятельности заключается в:
1) действии в пространстве и во времени. Он имеет экстерриториальный характер, т. е. применяется и в тех случаях, когда субъекты права, указанные в п. 1 ст. 3 Закона о противодействии монополистической деятельности, совершают действия (бездействие) за пределами территории Республики Беларусь, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции либо влекут за собой другие неблагоприятные последствия на товарных рынках (п. 4 ст. 3 Закона о противодействии монополистической деятельности);
2) действии по кругу лиц. Данный Закон регулирует отношения с участием хозяйствующих субъектов, государственных органов, их должностных лиц в процессе деятельности на товарных рынках;
3) характере регулируемых отношений. Из сферы его действия исключены:
а) отношения, вытекающие из охраны изобретений, промыш
ленных образцов, топологий интегральных микросхем, нераскры
той информации, товарных знаков и авторских прав, за исключе
нием случаев, когда права, связанные с этими отношениями, ис
пользуются их обладателями в целях ограничения конкуренции, а
также отношения, связанные с товарами, изъятыми из гражданс
кого оборота в Республике Беларусь;
б) отношения, связанные с монополистической деятельностью
и недобросовестной конкуренцией на рынках ценных бумаг и фи
нансовых услуг, за исключением случаев, когда складывающиеся
на этих рынках отношения оказывают влияние на конкуренцию на товарных рынках;
в) отношения, связанные с монополистической деятельностью на товарных рынках, где товары имеют ограниченную гражданскую оборотоспособность.
2. Нормативные правовые акты, принятые антимонопольным
органом. Они будут рассмотрены в следующих параграфах на
стоящей главы. Реализацию государственных мер по обеспече
нию условий для создания и эффективного функционирования
товарных рынков, содействию и развитию добросовестной конку
ренции и защите прав потребителей, в том числе по предупреж
дению, ограничению и пресечению монополистической деятель
ности, принятию иных мер по обеспечению исполнения антимо
нопольного законодательства, включая формирование и ведение
Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих
доминирующее положение на товарных рынках, осуществляет
Департамент антимонопольной и ценовой политики Министерства
экономики Республики Беларусь (далее - Департамент).
3. Договоры и соглашения, заключаемые в рамках СНГ. Их цель
- восстановление единого экономического и правового простран
ства. Так, 12 марта 1993 г. в Москве подписано Соглашение о со
гласовании антимонопольной политики государств - участников
СНГ, в соответствии с которым согласованные действия по пре
дупреждению, огоаничению, пресечению монополистической де
ятельности и развитию конкуренции рассматриваются как необхо
димое условие расширения торгово-экономических отношений.
Согласование антимонопольной политики осуществляется госу
дарствами на основе совместных действий, принципов и правил,
добровольно принятых на себя обязательств, равенства прав и
ответственности. Во исполнение названного Соглашения 23 де
кабря 1993 г. в Ашгабаде заключен развернутый Договор о прове
дении согласованной антимонопольной политики. Ст. 3 этого До
говора устанавливает общие правила конкуренции хозяйствующих
субъектов, действующих на территории стран Содружества. С
целью практической реализации договора учрежден особый над
национальный орган - Международный совет по антимонополь
ной политике, разработано и утверждено Положение о нем.
§ 3. Понятие и виды монополистической деятельности
Согласно сп. 4 ст. 1 Закона о противодействии монополистической деятельности, монополистическая деятельность- противоречащие Закону действия (бездействия) хозяйствующих субъектов, государственных органов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, а также причиняющие вред правам, свободам и законным интересам потребителей
Эта деятельность противоправная, т.е. является правонарушением. Как известно, всякое правонарушение имеет определенный состав, т. е. совокупность таких элементов, как объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.
1) Объект монополистической деятельности как правонарушения. Выделяют общий, родовой и непосредственный объекты. Общим объектом выступают общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности; родовым объектом - общественные отношения, складывающиеся на товарном рынке Непосредственным объектом является сама конкуренция, а также права, свободы и законные интересы потребителей.
2) Объективная сторона монополистической деятельности как правонарушения. Элементами объективной стороны любого правонарушения является: деяние, вред, причиненный деянием, причинная связь между деянием и наступившим вредом. Сложный состав непосредственного объекта определяет формально-материальный состав правонарушения. Так, если непосредственным объектом выступает конкуренция, то для квалификации деятельности как монополистической не требуется наличие неблагоприятных последствий, причинной связи между действием (бездействием) и наступившим вредом, если таковой последовал. Достаточно установить цель правонарушения - недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Если же в качестве непосредственного объекта выступают права, свободы и законные интересы потребителей, то при установлении состава монополистической деятельности необходимо доказать наличие вреда Закон о противодействии монополистической деятельности содержит полный перечень видов монополистической деятельности. При этом в пределах каждого из них действия (бездействия), выражающие монополистическую деятельность, могут быть самыми различными.
3) В качестве субъектов монополистической деятельности могут выступать хозяйствующие субъекты и государственные орга-
ны. Специфика субъекта определяет состав правонарушения в целом, т. е. исключает такой элемент, как субъективная сторона. Если в основу классификации монополистической деятельности положить субъектный состав ее участников, то можно выделить:
- монополистическую деятельность хозяйствующих субъектов;
- монополистическую деятельность государственных органов.
Разновидности монополистической деятельности хозяйству
ющих субъектов:
1. Злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением на рынке.
Такую деятельность субъекты хозяйствования могут осуществлять самостоятельно либо совместно с другими субъектами хозяйствования. При этом не требуется, чтобы субъект хозяйствования был внесен в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь (далее - Реестр) Достаточно установления факта его доминирования на соответствующем товарном рынке. Для уяснения сущности данного вида монополистической деятельности необходимо выяснить, что представляет собой доминирующее положение. В научной литературе такое положение рассматривается как основополагающая категория антимонопольного законодательства. В соответствии с п. 3 ст. 1 Закона о противодействии монополистической деятельности доминирующим положением на товарном рынке признается исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. В данном определении указан качественный признак доминирующего положения - исключительность положения хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, которое дает возможность совершать указанные действия. При этом возникает вопрос, что значит «возможность оказывать решающее влияние на соответствующем товарном рынке» и «затруднение доступа на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам». Указанные формулировки имеют описательный характер и для их практического применения необходимо установление конкретных параметров. В качестве таковых действуют количественные признаки доминирующего положения Они
определяются долей хозяйствующего субъекта на товарном рынке, т. е. количественной оценкой положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке, определяемой как выраженное в процентах отношение объема реализованных хозяйствующим субъектом товаров к общему объему реализации данных и взаимозаменяемых товаров на товарном рынке (подп. 5 ч. 2 п. 1 Инструкции по определению доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь, утвержденной Приказом Минэкономики от октября 2002 г. № 229 ) Если доля хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара превышает предельную величину, установленную в Приложении к указанной Инструкции (за исключением случаев осуществления государственной или естественной монополии), его положение признается доминирующим. Например, для хозяйствующих субъектов - производителей товаров народного потребления и хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги, предельная величина, устанавливающая факт доминирования, составляет 30 %, т. е. если доля такого субъекта превышает 30 %, его положение признается доминирующим. Для хозяйствующих субъектов - производителей товаров производственно-технического назначения такая доля составляет 45 %. Кроме того, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает установленную предельную величину, если уполномоченный республиканский орган государственного управления, исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке относительно размера принадлежащих конкурирующим хозяйствующим субъектам долей на товарном рынке, возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок, установит, что положение хозяйствующего субъекта является доминирующим (п. 3 ст. 1 Закона о противодействии монополистической деятельности). Данное обоснование имеет еще более пространный характер. Сразу же возникает вопрос - как перевести на язык конкретной правовой нормы такой критерий, характеризующий товарный рынок, как «стабильность доли хозяйствующего субъекта относительно размера принадлежащих конкурентам долей», где установлены «иные критерии», характеризующие товарный рынок?
Национальный реестр правовых актов Рестйликм Ьелар\сь -2002-№ 122
Установление факта доминирования хозяйствующего субъекта на соответствующем рынке является основанием для включения его в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь, Положение о котором утверждено Приказом Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 7 июля 2000 г. № 13 (далее - реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках)
Однако для констатации монополистической деятельности необходимо, чтобы хозяйствующий субъект злоупотребил доминирующим положением. Конкретные действия (бездействия), квалифицируемые как злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением, могут быть самыми разнообразными. Критерий отнесения тех или иных действий (бездействий) к рассматриваемому виду монополистической деятельности - наступление или возможность наступления результата в виде ограничения конкуренции либо причинение вреда правам, свободам и законным интересам других хозяйствующих субъектов или потребителей. В ст. 5 Закона о противодействии монополистической деятельности содержится примерный перечень действий (бездействий), которые приводят или могут привести к указанному результату. Условно их можно разделить на две группы: 1) совершение хозяйствующем субъектом односторонних действий (внедоговор-ные), 2) совершение действий касающихся условий заключения договора (договорные).
Первую группу составляют действия, направленные на:
- создание препятствий для доступа на товарный рынок (ухода с товарного рынка) другим хозяйствующим субъектам или ограничений свободы их конкуренции;
- изъятие товаров из обращения, ограничение производства, имеющих целью создание или поддержание дефицита на товарном рынке, необоснованное и преднамеренное повышение (снижение) цен, а также принятие иных мер, искусственно вызывающих их рост или падение;
- установление (поддержание) цены для получения монопольно высокой прибыли или устранения конкурентов.
1 I Ыпиоиальиымрссс I р правовых актов Рссп\6.1икн Ьелар\ сь. - 2000- № 74 270
Во вторую группу входят такие действия, как:
- заключение и (или) исполнение договора при условии принятия контрагентом обязательств, не относящихся к предмету договора или невыгодных для данного контрагента при добросовестном исполнении договора, а также любое иное навязывание таких условий или отказ от заключения договора по причине отказа их принятия возможным контрагентом;
- заключение соглашений, которые ограничивают свободу участников этих соглашений определять цены и (или) условия предоставления (поставок) товаров в договорах с третьими лицами, а также навязывание таких условий или отказ от заключения договоров по причине отказа принятия возможным контрагентом названных условий;
- заключение соглашений, влекущих ограничение или установление контроля над производством, рынками сбыта товаров или развитием технического прогресса;
- применение к хозяйственным партнерам неравного подхода при равных условиях, что создает для них неравные условия конкуренции, в том числе включения в договоры дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами;
- согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован.
Перечисленные действия в исключительных случаях могут быть признаны антимонопольным органом правомерными в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь или по его поручению иным государственным органом и (или) судом, если хозяйствующий субъект докажет, что осуществление названной деятельности необходимо для исполнения предписаний актов законодательства, принятых (изданных) в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, а ограничение конкуренции осуществляется лишь в той мере, в какой оно неизбежно или необходимо для точного и неукоснительного исполнения соответствующих актов законодательства (п. 2 ст. 5 Закона о противодействии монополистической деятельности).
2 Соглашения и действия хозяйствующих субъектов, ведущие к ограничению конкуренции.
В соответствии со ст. 6 Закона о противодействии монополистической деятельности этот вид монополистической деятельнос-
ти субъекты хозяйствования - конкуренты могут осуществлять в формах:
- вступления в объединения или их создания;
- заключения и осуществления в любой форме соглашений или согласованных действий;
- договоренности осуществлять или осуществления других видов координированной деятельности.
Перечисленные действия, осуществляемые на горизонтальном уровне, квалифицируются как монополистическая деятельность, если они имеют целью или результатом (могут иметь своим результатом):
- раздел товарного рынка по территориальному принципу; по видам, объемам сделок; по видам, объемам товаров и их ценам, по кругу потребителей;
- исключение или ограничение доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов;
- необоснованное (искусственное) повышение, снижение или поддержание цен, в том числе на аукционах и торгах;
- необоснованное ограничение производства товаров, а также подконтрольность реализации товаров на товарном рынке;
- осуществление операций с ценными бумагами, кредитными ресурсами, в том числе с иностранной валютой, целью или результатом которых являются достижение, сохранение или усиление доминирующего положения на товарных рынках;
- отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками);
- иные последствия, которые устраняют или могут ограничивать конкуренцию, препятствуют ее установлению или развитию (могут повлечь устранение, ограничение конкуренции или воспрепятствовать ее установлению или развитию) (п. 1 ст. 6 Закона о противодействии монополистической деятельности).
На вертикальном уровне соглашения (согласованные действия) достигаются между неконкурирующими хозяйствующими субъектами, один из которых занимает доминирующее положение на товарном рынке, а другой является его контрагентом Подобные соглашения запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными, если имеют либо могут иметь своим результатом устранение, ограничение конкуренции или воспрепятствование ее установлению или развитию.
И, наконец, в п. 5 ст. 6 Закона о противодействии монополисти-
ческой деятельности содержится запрет на монополизацию производства или реализацию товаров, осуществление полномочий, которые имеют либо могут непосредственно иметь своим результатом незаконное ограничение конкуренции, в том числе создание (существование) холдинговых компаний, союзов, ассоциаций и других объединений хозяйствующих субъектов, имеющее целью или результатом монополизацию производства или реализации товаров либо иное ограничение конкуренции. Указанные ограничения не распространяются на случаи установления и осуществления государственной и иной правомерной монополии, устанавливаемой в Республике Беларусь в соответствии с требованиями законодательства.
3. Стандартные условия сделок. Это любые заранее сформулированные условия, предназначенные для многократного использования, которые одна договаривающаяся сторона (сторона, предлагающая условия) устанавливает для другой договаривающейся стороны при заключении договора и которые в деталях не согласовывались сторонами договора независимо от того, изложены ли эти условия во внешне обособленной составной части договора или в основном тексте договора, а также от их числа, способа оформления самого договора (в простой письменной или нотариальной форме) и соответствующих его условий. Условия таких сделок могут быть запрещены полностью или частично в соответствии с законодательством. Законодательство также может устанавливать запреты и ограничения на отнесение отдельных условий сделок к числу стандартных.
Монополистическая деятельность государственных органовв зависимости от количества участников может быть:
1) индивидуальной. Она выражается в принятии (издании) актов, совершении иных действий, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов; создают дискриминационные условия деятельности для отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) причинение вреда правам, свободам и законным интересам хозяйствующих субъектов или граждан. Кроме того, государственным органам запрещается:
- необоснованно препятствовать созданию новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности;
- устанавливать запреты на осуществление определенных видов деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе на
производство определенных видов товаров, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
- незаконно ограничивать право хозяйствующих субъектов заключать сделки;
- давать хозяйствующим субъектам указания о первоочередной поставке товаров определенному кругу покупателей (заказчиков) или о приоритетном заключении договоров, не предусмотренных законодательством;
- необоснованно предоставлять отдельным хозяйствующим субъектам налоговые или другие льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам на товарном рынке того же товара (п. 2 ст. 15 Закона о противодействии монополистической деятельности).
Решения государственных органов по вопросам предоставления льгот отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам подлежат согласованию с антимонопольным органом, если иное не предусмотрено законодательными актами;
2) коллективной. Формами ее проявления являются соглашения (согласованные действия) государственного органа с другим государственным органом либо с хозяйствующим субъектом, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) причинение вреда правам, свободам и законным интересам хозяйствующих субъектов или граждан. Целями заключения таких соглашений (согласованных действий) выступают:
- раздел товарного рынка по территориальному принципу; по видам, объемам сделок; по видам, объемам товаров и их ценам; по кругу потребителей;
- исключение или ограничение доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов;
- незаконное повышение, снижение или поддержание цен, в том числе на торгах (п. 1 ст. 15 Закона о противодействии монополистической деятельности).