Тема 12. Рынок монополистической конкуренции
Определение монополистической конкуренции, ее признаки и распространение. Дифференциация продукции.
Фирма на рынке монополистической конкуренции. Кривая спроса фирмы. Равновесие на рынке монополистической конкуренции.
Избыточные производственные мощности. Неценовая конкуренция. Реклама.
Тестовые задания
1. Рынки совершенной и монополистической конкуренции имеют общую черту:
1. выпускают дифференцированные товары;
2. на рынке оперирует множество покупателей и продавцов;
3. каждая фирма сталкивается с горизонтальной кривой спроса на свой продукт;
4. выпускаются однородные товары;
5. рыночное равновесие каждой фирмы зависит от реакции ее конкурентов.
2. На долгосрочном временном интервале:
1. фирмы, оперирующие в условиях совершенной конкуренции, получают нулевую экономическую прибыль;
2. фирмы, оперирующие в условиях монополистической конкуренции, получают нулевую экономическую прибыль;
3. высокие входные барьеры к вступлению на рынок делают возможным получение функционирующими фирмами положительной экономической прибыли;
4. все предыдущее верно.
3. Сторонники точки зрения, состоящей в том, что монополистическая конкуренция достаточно эффективна и выгодна потребителям, утверждают, что:
1. дифференциация продукта благоприятствует лучшей реализации разнообразных вкусов потребителей;
2. в условиях монополистической конкуренции фирмы производят эффективный, с точки зрения рынка, объем продукции;
3. совершенная конкуренция ведет к ожесточенной ценовой войне между фирмами;
4. в условиях монополистической конкуренции достигается эффективное, с точки зрения общества, использование ресурсов;
5. все предыдущее верно.
4. Для монополистической конкуренции характерно:
1. дифференциация продукта;
2. большое количество продавцов;
3. свободный вход фирм в отрасль;
4. все предыдущее верно.
5. К общим чертам совершенной и монополистической конкуренции не относится:
1. большое количество фирм;
2. наличие одной фирмы-продавца;
3. свободный вход в отрасль;
4. свободный выход из отрасли.
6. Отличительной особенностью монополистической конкуренции по сравнению с совершенной (чистой) конкуренцией является:
1. большое количество фирм;
2. свободный вход в отрасль;
3. наличие одной фирмы-продавца;
4. производство дифференцированных продуктов.
7. Равновесие на рынке монополистической конкуренции в краткосрочном периоде достигается при:
1. MC = MR;
2. МС < MR;
3. МС > MR;
4. MR = Р.
8. Монополистическая конкуренция – это:
1. вид совершенной конкуренции;
2. вид несовершенной конкуренции;
3. вид ценовой конкуренции;
4. вид монополии.
9. По сравнению с чистой монополией, кривая спроса на рынке монополистической конкуренции:
1. более эластична;
2. менее эластична;
3. имеет такую же эластичность;
4. неэластична.
10. Равновесная цена при монополистической конкуренции:
1. больше, чем в условиях совершенной конкуренции;
2. меньше, чем в условиях совершенной конкуренции;
3. соответствует совершенной конкуренции;
4. соответствует монополии.
11. При монополистической конкуренции устанавливается объем производства:
1. несколько меньший, чем эффективный;
2. несколько больший, чем эффективный;
3. соответствующий эффективному;
4. верны ответы 2 и 3.
12. Особенность монополистической конкуренции заключается в том, что:
1. цены в долгосрочном равновесии превышают предельные издержки;
2. цены в долгосрочном равновесии меньше предельных издержек;
3. отсутствует экономическая прибыль;
4. верны ответы 1 и 3.
13. Причиной роста эластичности кривой спроса на рынке монополистической конкуренции не является:
1. слабая дифференциация товара;
2. большое число конкурентов;
3. производство стандартизированного продукта;
4. верный ответ не введен.
14. Монополистическая конкуренция является наиболее близким типом рынка к:
1. совершенной конкуренции;
2. монополии;
3. олигополии;
4. дуополии.
15. Реклама способствует:
1. уменьшению эластичности спроса на товар;
2. увеличению эластичности спроса на товар;
3. уменьшению предложения товара;
4. увеличению цены на товар.
16. В условиях монополистической конкуренции тайный сговор продавцов:
1. возможен;
2. невозможен;
3. всегда имеет место быть.
17. На рынке монополистической конкуренции, по сравнению с олигополией:
1. влияние одной фирмы мало;
2. существует взаимозависимость фирм друг от друга;
3. фирма не принимает решения без учета мнения конкурентов.
4. верны ответы 2 и 3.
18. Для фирмы в модели совершенной конкуренции характерно следующее соотношение цен (Р) и предельного дохода (МR):
1. MR=Р;
2. MR>Р;
3. MR<Р;
4. все ответы верны.
19. Для модели «монополистической конкуренции» характерно:
1. однородная продукция;
2. несколько фирм;
3. дифференцированная продукция;
4. непреодолимые барьеры для конкурентов.
20. Общая черта рынков совершенной и монополистической конкуренций:
1. множество покупателей и продавцов;
2. рыночное поведение каждой фирмы зависит от реакции ее конкурентов;
3. выпускаются дифференцированные товары;
4. выпускаются однородные товары.