Понятие экономических систем и их классификация
Экономическая система — это особым образом упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных благ и услуг.
Функционирование экономической системы нацелено на выполнение таких важнейших экономических задач, как:
-формирование и обеспечение работоспособности экономики;
-координация всех видов экономической деятельности;
-реализация социальных целей.
Экономическая система многофакторна. Среди факторов, влияющих на ее развитие, определяющими являются следующие:существующая в стране система мер по принятию хозяйственных решений;структура собственности;механизмы обеспечения информацией и координацией;механизмы постановки целей и побуждения людей к труду.
Типы экономических систем:традиционная;административно-командная; рыночная;смешанная.
Традиционная система: Существует в экономически слаборазвитых странах. Базируется на отсталых технологиях, доминировании ручного труда, многоукладности экономики.Многоукладность экономики означает существование всевозможных форм хозяйствования при данной экономической системе. В ряде стран сохраняются натурально-общинные формы, основанные на общинном коллективном ведении хозяйства и натуральных формах распределения созданного продукта. Огромное значение в традиционной системе имеет мелкотоварное производство. Оно основано на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их владельца. Мелкотоварное производство в странах с традиционной системой представлено в виде многочисленных крестьянских и ремесленных хозяйств.Так как национальное предпринимательство в таких странах развито слабо, огромную роль в их экономике играет иностранный капитал.В жизни общества преобладают освященные веками традиции и обычаи, религиозные и культурные ценности, кастовое и сословное деление, что, безусловно, сдерживает социально-экономический прогресс.Особенностью традиционной системы является активная роль государства, которое направляет средства на развитие инфраструктуры и оказание социальной поддержки беднейшим слоям населения, перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода.
Рыночная экономика: Рыночная экономика или чистый капитализм характеризуется использованием системы рынков и цен для координации и управления экономической деятельностью и частной собственностью на ресурсы. Личная свобода всех участников экономической деятельности выступает одной из главных предпосылок чистого капитализма. Поведение каждого участника мотивируется его личными интересами. Рыночная система представляется в качестве механизма, координирующего индивидуальные решения. Тот факт, что товары и услуги производятся, а ресурсы предлагаются в условиях конкуренции, означает, что существует много самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого продукта и ресурса. Фундаментальные задачи экономического развития в данной системе решаются опосредованно, через цены и рынок. Колебания цен служат индикатором общественных потребностей, ориентируясь на них, товаропроизводитель сам решает проблему производства и распределения пользующихся спросом товаров. Стремление получения максимальной прибыли при предельно экономном использовании ресурсов служит мощным стимулом для развития производства, раскрывает созидательные возможности частной собственности. Сторонники чистого капитализма утверждают, что именно такая экономическая система благоприятствует эффективному использованию ресурсов, стабильности производства и быстрому экономическому росту. Здесь очень мала или вовсе отсутствует необходимость в правительственном планировании, в правительственном контроле и вмешательстве государства в экономический процесс, которое будет только подрывать эффективность функционирования рыночной системы. Роль правительства, поэтому ограничивается защитой частной собственности и установлением надлежащей правовой структуры, облегчающей функционирование свободных рынков. Экономическая деятельность государства ограничивается тем, чтобы удовлетворять коллективные потребности (например, здравоохранение, образование, судопроизводство), в остальном государство призвано гарантировать основные права свободной рыночной экономики. Каждому предпринимателю, предоставлена свобода заняться каким-либо видом деятельности и беспрепятственно выбирать предмет своей хозяйственной деятельности. На рынке преобладает свободная конкуренция.
Командно-административная система: Характерными чертами командно-административной (централизованно-плановой, коммунистической) системы являются государственная собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики и централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизм. Хозяйственный механизм в такой системе предполагает единый центр управления всеми предприятиями, как правило государственный, что уничтожает самостоятельность хозяйственных субъектов. Так же государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. Полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Огромные государственные монополии, господствующие во всех областях народного хозяйства при отсутствии конкуренции не заботятся о развитии и внедрении новых технологий. К оплате труда применялся уравнительный подход. Между участниками производства распределение продукции жёстко регламентировалось центральными органами посредством повсеместно применяемой тарифной системы.Партийно-государственная элита занимала привилегированное положение при распределении продукции. Руководство является абсолютным монополистом любой продукции, что приводит к отсутствию конкуренции и, как следствие, нелолжному качеству производимой продукции. Потребители лишены права выбора, они получают, но не покупают (хотя и платят деньги), лишь то, что им выделено производителем по воле центра. Принцип соответствия спроса и предложения заменен волей центра, материализующей принятые политические и идеологические решения. Процентная ставка не может служить в командной экономике средством эффективного распределения инвестиций. В условиях льготного кредитования, хронического списывания долгов нерентабельным предприятиям ни о какой эффективности говорить не приходится. Инвестиции осуществляются исходя из идеологических и политических приоритетов правящего центра.
Смешанная экономика: Смешанную экономику отличает разнородность входящих в её состав элементов, в следствие соединения и переплетения различных форм хозяйства, различных формационных образований, различных цивилизационных систем, а также более сложных сочетаний различных элементов систем.
В настоящее время смешанная экономика предстает в следующих формах:
- смешанная экономика развивающихся (особенно слаборазвитых) стран, в которых «смешение» вызывается низким уровнем развития и наличием отсталых экономических форм;
- смешанная экономика развитых стран (развитая смешанная экономика).
Наиболее распространенная трактовка термина «смешанная экономика» делает упор на сочетание частного и государственного секторов экономики и на разнообразии форма собственности.
Смешанная экономика представляет собой сочетание частного и государственного секторов экономики, рынка и государственного регулирования, капиталистических тенденций и социализации жизни, экономических и неэкономических начал.
В разных странах и регионах складываются различные модели смешанной экономики, отличающиеся друг от друга своими «национальными коэффициентами смешения» и зависящие от особенностей многих факторов: уровня и характера материально-технической базы, исторических и геополитических условий формирования общественного устройства, национальных и социокультурных особенностей страны, влияния тех или иных социально-политических сил и т.п.
Американская модель — это либеральная рыночно-капиталистическая модель, предполагающая приоритетную роль частной собственности, рыночно-конкурентного механизма, капиталистических мотиваций, высокий уровень социальной дифференциации.
Германская модель — это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики. В германской экономической модели государство не устанавливает экономические цели - это лежит в плоскости индивидуальных рыночных решений, - а создаст надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы.
Японская модель — это модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением корпоративного начала.
Шведская модель - это социал-демократическая модель, которая отводит государству место верховной социально-экономической силы. Демократически избранной государственной власти делегируются огромные полномочия по регулированию социально-экономической жизни.
Таким образом, основные развитые страны взяли курс на построение смешанной системы хозяйства.
Социально-ориентированная рыночная экономика нацелена на выполнение как экономических, так и неэкономических целей, которые в общем виде можно сформулировать так:
- обеспечение экономического роста и экономической стабильности;
- социальная обеспеченность и социальная справедливость;
- содействие конкуренции;
- обеспечение политической стабильности.
Задача распределения созданного валового национального продукта решается не только на основе традиционно сложившихся форм, но и дополняется выделением все больших ресурсов как крупными компаниями, так и государством для вложений в развитие «человеческого фактора»: финансирование систем образования, в том числе переподготовки работников различной квалификации, совершенствование медицинского обслуживания населения, социальные нужды, на которые в странах с развитой рыночной экономикой в настоящее время направляется не менее 30-40% государственного бюджета.
18. Командно-административная система : сущность, механизмы регулирования, основные институты, оценка эффективности.
Командно - административная система - вид экономической системы и способ организации общественных отношений, для которого характерны: жёстокий централизм хозяйственной жизни на базе государственной собственности; использование внеэкономических, идеологических методов управления; господство партийно-государственной бюрократии при отсутствии реальной свободы и подлинной демократии.
Командная экономика - это система, в которой доминируют общественная (государственная) собственность на средства производства, коллективное принятие экономических решений, централизованное руководство экономикой посредством государственного планирования. Все решения по основным экономическим проблемам принимает государство. Все ресурсы составляют собственность государства. Централизованное планирование охватывает все уровни - от домашнего хозяйства до государственного. Командно-административная экономика функционирует без учета спроса и предложения, но при обязательном наличии политической власти, необходимой для подмены рыночных стимулов Централизованным распределением со стороны государства.
1) В командно-административной системе основным институтом является государство.
В основе экономики лежала государственная собственность
2) Особенностью институтов является жестокое командное влияние государства в экономической сфере. Это проявлялось в централизованном директивном планировании, лежащим в основе управления производством.
3) Центр определял основные экономические показатели работы экономических субъектов: цены, нормативы оплаты труда, формирование и распределение прибыли предприятия и др.
4) Господство предприятий-монополистов. Все потребители были жестко прикреплены планом к своему поставщику, поэтому у них не было выбора товаров, цен.
5) Господство отношений патернализма, т.е. государство, как собственник, берет на себя ответственность за экономические положение отраслей, отдельных регионов, предприятий и населения. Экономическое положение предприятия не зависит от его эффективности, т.к. государство безвозмездно компенсирует предприятию его потери и освобождает от необходимости бороться за выживание.
6) Скрытая безработица. Практически во всех предприятиях были завышены штаты работников и отсюда низкая производительность труда.
7) Государственный монополизм в распределении основных ресурсов, т.е. не в соответствии со сложившимися спросом и предложением, а по усмотрению государственных органов управления.
8) Институт административного рынка с условными товарно-денежными отношениями. На нем отсутствует многообразие форм собственности, был суженный характер объема, т.к. не было рынка ценных бумаг, капитала, земли и труда. Наличие всеобщего дефицита, действовал основной закон социализма: неуклонное повышение жизненного уровня трудящихся. В соответствии с этим законом цены были заморожены на длительный период, а з/п росла.
9) Низкая эффективность институтов, которая привела к низкой эффективности всего общественного производства.
Положительные черты командно-административной системы:
1) экономика страны развивается планово, без экономических кризисов;
2) обеспечение низких цен на товары;
3) безработица ликвидируется;
4) заработная плата гарантированна, как и социальные программы защиты населения, работает система отпусков, реабилитаций, больничных.
Отрицательный черты командно-административной системы:
1) отсутствие материального стимула работников, возможности реализоваться творческим способностям;
2) дефицит многих товаров, особенно товаров роскоши (ювелирные украшения, антиквариат) ;
3) качество продукции зачастую невысокое;
4) ресурсы расходуются расточительно;
5) иждивение.
Переход страны к системы свободного рынка, как свидетельствует опыт цивилизованных стран, необходим. Независимое, цивилизованное предпринимательство нельзя создать в тоталитарном режиме. Для развития бизнеса необходимы комфортные условия, которых нельзя добиться в командно-административной системе.
Данная система приводит к высокому уровню инфляции, росту цен, дефициту, распределению товаров по принципу норм, привилегий управленческих сфер, сфер снабжения, рост коррупции, спекулятивная торговля, предпринимательство уходит в тень.
19. Рыночная экономическая система: сущность, механизмы регулирования и основные институты, оценка эффективности.
Рыночная экономика - это система организации народного хозяйства, при которой хозяйственные решения принимаются каждым экономическим агентом самостоятельно, а не государством посредством плана производства и распределения результатов производства.
Рыночная экономика гарантирует, прежде всего, свободу потребителя, что выражается в свободе потребительского выбора на рынке товаров и услуг. Свобода предпринимательства выражается в том, что каждый член общества, самостоятельно распределяет свои ресурсы в соответствии со своими интересами и при желании может самостоятельно организовать процесс производства товаров и услуг. Индивид сам определяет, что, как и для кого производить, где, как, кому, сколько и по какой цене реализовывать произведенную продукцию, каким образом и на что тратить полученную выручку.
Механизмы регулирования рыночной экономики
Саморегулирование рынка, т. е. свобода действия производителя, субъектов производств, свободные отношения между ними, свобода распоряжения продукцией, выбора партнеров, способов взаимодействия с ними (договор, назначение цены и т.д.).
Регулирование рыночных отношений институтами и средствами гражданского общества; социальное партнерство, реально содействующее балансу экономических интересов.
Государственное регулирование при участии законодательной, исполнительной и судебной власти.
Корпоративное внутрипроизводственное
(внутрифирменное) регулирование.
Эти механизмы взаимодействуют и взаимодополняют друг друга.
Элементы саморегулирования, самоорганизации, свойственные рыночным механизмам распределения ресурсов и формирования пропорций, позволяют национальной экономике, хотя подчас и не без потерь, осуществлять самонастройку применительно к императивам экономического роста, научно-технического прогресса (НТП), быстро меняющимся внутренним и внешним условиям.
Государственное регулирование является составным элементом системы экономического регулирования современного хозяйства наряду с рыночным и корпоративным регулированием, дополняет и корректирует действие вышеназванных механизмов, создает условия для их функционирования и нейтрализует связанные с ними негативные тенденции. Оно осуществляется путем воздействия государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения нормальных условий для функционирования рыночного механизма, решения экологических и социальных проблем, заключающееся в его прямом или косвенном воздействии на распределение ресурсов и формирование пропорций.
Можно выделить несколько форм государственного регулирования: административное, правовое, прямое и косвенное экономическое регулирование.
Институты
Функционирование экономической системы, ее равновесие и динамика обеспечивается
деятельностью «рыночных институтов» – специализированных организаций,
функционирующих в рамках особого рынка. В наше время эти институты связаны
между собой и зависят друг от друга.
Рынок товаров и услуг представляют: товарные биржи, предприятия оптовой и
розничной торговли, ярмарки и аукционы, фирмы, занимающиеся сбором, обработкой
и снабжением информацией участников рыночных отношений; рекламой, маркетингом,
различные посреднические компании, сервисные службы и т.д.
Деятельность всех этих звеньев инфраструктуры товарного рынка заполняет
экономическое «пространство», своеобразными «полюсами» которого являются
производители и потребители. Основная функция инфраструктуры рынка товаров
заключается в том, чтобы связывать друг с другом все сферы общественного
производства.
Рынок капиталов состоит из двух частей: «кредитного рынка» и «рынка
ценных бумаг».
Кредитный рынок – это рынок заемного капитала; его функционирование
обеспечивается посредством банков, страховых компаний, различных фондов,
способных мобилизовать свободные денежные средства и превращать их в кредиты.
На рынке ценных бумаг продаются прежде всего доли участия в собственности
предприятия; это рынок собственного капитала, его основной институт – «фондовая
биржа».
Рынок труда существует наряду с рынком капиталов, выступая составной
частью рынка факторов производства. На рынке труда осуществляется купля-продажа
рабочей силы. Организован он в виде биржи труда.
Государственные финансы составляют необходимый элемент рыночной
инфраструктуры. Свои функции они выполняют посредством центрального и местного
бюджета.
Возникновение рынка ценных бумаг вызвано утверждением такой формы
организации производства как акционерное общество. Их появление стало
естественным результатом развития производства в ходе его индустриализации,
когда коренным образом менялись технические основы производства, росли его
масштабы, увеличивались размеры предприятий. Крупные предприятия, доказав
преимущество над мелкими, нуждались в значительных массах капитала, необходимых
для инвестиций. Заметно выросли размеры первоначального капитала, т.е. суммы
денег, позволяющие организовать производство. Отдельным предпринимателям стало
не под силу открывать новые предприятия или совершенствовать уже действующие.
Поэтому они были вынуждены объединить свои капиталы и создавать акционерные
общества – предприятия, основная часть капитала которых образуется из взносов
предпринимателей, становящихся в силу этого «акционерами». Акционеры не несут
личной ответственности по долгам предприятия. Ответственность здесь носит
коллективный характер, риску подвергается только вложенный в предприятие
капитал, а не личная собственность акционеров.
Таким образом, совокупность связанных между собой институтов, действующих в
пределах особых рынков и выполняющих определенные функции, составляет
инфраструктуру рыночной экономики. Классификация рыночной инфраструктуры, ее специфическое содержание определяется особенностями рынков, в пределах
которых функционируют данные элементы.