Востребованность подготовки специалистов в области организации и нормирования труда на железнодорожном транспорте
Воробьева В.Г.
Аннотация
В статье затронуты вопросы востребованности подготовки специалистов по организации и нормированию труда в том числе и на предприятиях железнодорожного транспорта. Требование соответствующего профессионального стандарта к квалификации и образованию работника.
Ключевые слова
Специалист по организации и нормированию труда, Организация и нормирование труда, Профессиональный стандарт, Востребованность и подготовка специалистов в отраслевых высших учебных заведениях.
В настоящее время существует потребность работодателей в грамотных специалистах по организации и нормированию труда. Но высшие учебные заведения сейчас не готовят таких специалистов, выпуская широкопрофильных экономистов и менеджеров по управлению персоналом. В лучшем случае, небольшая часть таких студентов пройдут практику на предприятиях, ознакомившись с работой специалиста по организации и нормированию труда, и, возможно, продолжат свое развитие в данной области.
На базе некоторых предприятий существуют курсы повышения квалификации для сотрудников в данной области. Например, ОАО «АвтоВАЗ» в Самаре обучает своих сотрудников в Школе специалистов нормирования труда [1]. Еще в качестве подобного примера можно привести ОАО «КАМАЗ»: в 2013 году организовало обучение своих работников по теме «Научная организация труда» в 2013 году, главной темой которого стало «Микроэлементное нормирование» [2].
Некоторые высшие учебные заведения и консалтинговые компании тоже предлагают обучение сотрудников в области организации и нормирования труда (курсы повышения квалификации).
В июне 2015 года на базе МИИТ прошел круглый стол по теме «Перспективы развития нормирования труда в современных условиях производства», где также была озвучена заинтересованность работодателей (в частности ОАО «РЖД») в данных специалистах.
В декабре 2015 г. в МИИТ прошло обучение специалистов АО «ФПК» по теме «Современные практики нормирования труда».
В апреле 2016 г. одна из консалтинговых компаний организовала конференцию в Москве на тему «Нормирование и экономическая эффективность труда», в которой принимали участие компании из различных отраслей («М-Видео», «Клинский мясокомбинат», АО «Северсталь–Менеджмент» и др.). Все эти компании уже используют методы нормирования для улучшения организации и оптимизации процессов в современных условиях. В ходе данной конференции была видна перспектива обучения специалистов в данной области.
Всесторонняя заинтересованность вопросами организации и нормирования труда очевидна. Особенно в условиях экономического кризиса.
К тому же Правительство Российской Федерации поставило перед отечественными предприятиями задачу по увеличению роста производительности труда.
Нормирование труда необходимо рассматривать как инструмент для увеличения производительности труда, как фактор роста оплаты труда и повышения его эффективности. При этом в условиях конкуренции выигрывает то предприятие, на котором достигается более высокий уровень организации труда и нормирования труда [3].
Независимо от принятых условий хозяйствования нормирование труда представляет собой инструмент, с помощью которого можно обоснованно определять требуемую численность работников и количество рабочих мест; планировать использование рабочего времени; оценивать достигнутый уровень производительности труда работников и имеющиеся резервы его роста; обеспечивать адекватность уровня оплаты труда количеству и качеству выполняемых работ (функций) [4].
Потребность в специалистах по организации и нормированию труда есть, но студенты пока не понимают перспективности данного направления и не проявляют должного интереса, выбирая другие темы для написания выпускных квалификационных работ. А высшие учебные заведения пока не готовят таких узких специалистов.
Современное законодательство диктует определенные требования к квалификации и образованию специалистов. Это обусловлено применением профессиональных стандартов.
Профессиональные стандарты описывают трудовые функции работника и являются фундаментом системы профессиональных квалификаций. То есть профессиональные стандарты определяют знания, умения и навыки, которыми должен обладать работник для успешного выполнения соответствующих трудовых функций [5].
Предъявляемые требования к квалификации работников, изложенные в профессиональных стандартах, станут обязательными для применения работодателями с 1 июля 2016 года. В свою очередь, формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции будет осуществляться на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии) [6].
Пока еще не принят, но уже разработан проект профессионального стандарта специалиста по организации и нормированию труда.
Согласно справочнику востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования (далее – Справочник) [7], профессия «Специалист по организации и нормированию труда» относится к разделу «Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности» и имеет следующие требования к образованию и опыту работы: среднее профессиональное образование, высшее образование (бакалавриат, специалитет, магистратура) – в зависимости от уровня квалификации. Профессиональный стандарт пока еще не принят, но есть его проект. В Справочнике приводится краткое описание профессии.
В учебном пособии «Организация, нормирование и оплата труда на железнодорожном транспорте» [8] представлены основные вопросы организации, нормирования и оплаты труда на примере ОАО «РЖД», в котором подробно изложены основные методы организации процессов труда, изучения затрат рабочего времени, нормирования, проектирования нормативов по труду, нормирования различных видов работ.
Для подготовки специалистов по организации и нормированию труда можно предложить два варианта: классический и коммерческий.
Первый вариант – классический. Здесь инициатором подготовки выступает высшее учебное заведение. Он является более трудоемким для высшего учебного заведения, так как потребует достаточно времени и ресурсов на разработку образовательной программы, а также ее методического обеспечения. К тому же не гарантирует трудоустройство всем выпускникам.
Второй вариант быстрый и эффективный, в котором инициатором подготовки специалистов с набором необходимых компетенций выступает сам работодатель (компания-заказчик).
В качестве примера можно привести обучение студентов по технологии «Авторский класс», заказчиком которого выступила компания ОАО «РЖД».
Программа состояла из образовательного блока, стажировки в ОАО «РЖД» и итоговой аттестации. Заключался трехсторонний договор с гарантией трудоустройства в ОАО «РЖД» (Компания-заказчик – Образовательная организация – Студент). ОАО «РЖД» берет на себя расходы по обучению студентов. После успешной защиты аттестационного проекта участник программы приступает к постоянной работе в подразделениях ОАО «РЖД».
В ходе обучения студентам необходимо было пройти несколько этапов:
1. Отбор и утверждение кандидатов для участия в программе.
2. Обучение по программе.
3. Стажировка в подразделениях компании-заказчика.
4. Разработка и защита аттестационного проекта.
Разработка аттестационного проекта идет во время стажировки в подразделениях компании-заказчика.
На предприятиях железнодорожного транспорта достаточно широко применяются методы нормирования труда: применение эталонных норм, проектирование местных технически-обоснованных норм затрат труда, поиск повышения эффективности рабочего времени, разработка прогрессивных норм времени, поиск резервов для увеличения трудоемкости, разработка мероприятий по повышению производительности труда, разработка мероприятий по оптимизации численности и т.п. Это далеко не все чем занимаются и планируют заниматься предприятия железнодорожной отрасли в сфере организации и нормирования труда.
Поэтому подготовка специалистов с базой знаний специфики железнодорожного транспорта в области организации и нормирования труда для предприятий железнодорожной отрасли является актуальной.
Список использованной литературы
1. Желнина Е., ОАО «АвтоВаз»: Школа организаторов труда» // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2007. – № 2.
2. Болотов А.В., Новый двигатель КАМАЗа на микроэлементах [Электронный ресурс] // Управление производством. – 2014. – Режим доступа к журналу: (http://www.up-pro.ru/print/library/production_management/normirovanie/ microelementnoe-normirovanie2.html).
3. Белкин М.В. Организация и нормирование труда: Учеб. пособие для бакалавров направления «Экономика» и «Управление персоналом». – М.: МГУПС (МИИТ), 2014 – 63 с.
4. Белкин М.В. Организация, нормирование и оплата труда: учеб.пособие для студентов специальности «Экономика и управление на предприятии железнодорожного транспорта» / М. В. Белкин; М.: ФГБ ОУ ВПО «Московский гос. ун-т путей сообщ.», Ин-т экономики и финансов, Каф. «Экономика труда и управление человеческими ресурсами», 2011.
5. Саратов С.Ю., Тихомиров А.Н., Епишкин И.А. Система профессиональных квалификаций – новый вектор государственной политики в сфере трудовых отношений и профессионального образования // Современные проблемы управления экономикой транспортного комплекса России: конкурентоспособность, инновации и экономический суверенитетМеждународная научно-практическая конференция, посвящается 85-летию института экономики и финансов МИИТа. Московский государственный университет путей сообщения, Институт экономики и финансов, - М., 2015. - с. 221-223.
6. О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: Федеральный закон №122-ФЗ от 02.05.2015.
7. Приложение к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2 ноября 2015 г. № 832.
8. Саратов С.Ю. Организация, нормирование и оплата труда на железнодорожном транспорте: учеб. пособие / С.Ю. Саратов и др. под ред. С.Ю. Саратова и Л.В. Шкуриной. – М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2014. – 360 с.
УДК 330.131.7:656.2:656.228