Анализ зависимости между динамикой мирового рынка сырой нефти и курсами акций российских транспортных компаний

Ишханян М.В., к.ф.-м.н.

Сотникова О.А.

Аннотация

В статье анализируется динамика курсов акций российских компаний на ММВБ по отношению к курсу нефти марки Brent. Целью работы было исследовать с помощью современных эконометрических подходов зависимость цены курса акции от курса нефти марки Brent в первом полугодии 2015 года и оценить степень влияния курса нефти на формирование цены акции. Исследование проводилось для следующих компаний транспортного сектора экономики: ПАО «Дальневосточное морское пароходство» (FESH), ПАО «ТрансКонтейнер» (ТRCN), и ПАО «ЮТэйр» (UTAR). Результаты исследования можно применять для построения сценарных прогнозов в краткосрочном и среднесрочном периодах

Ключевые слова

Фондовый рынок, нефть, акции, тренд

В 2014 году развитие российской экономики находилось под влиянием экономических санкций, девальвации национальной валюты, снижением цен на нефть, пробивших в течение года несколько психологических отметок, сокращения инвестиционной активности и снижения потребительского спроса на фоне растущей инфляции. В результате экономический рост в 2014 году составил всего 0,6%. В сложившейся экономической ситуации российский фондовый рынок практически по всем показателям продемонстрировал негативные результаты и в первом полугодии 2015 года перешел в стадию стагнации.

Резкое падение биржевых индексов и котировки нефтяных цен, наблюдаемые в рассматриваемом временном периоде, позволяет выдвинуть предположение о наличие зависимости курса акций компаний от курса нефти. Для анализа степени влияния динамики курса нефти на курс акций компаний воспользуемся методикой, разработанной в работах [1-3]. Построим обобщенную линейную регрессионную модель для 1 и 2 кварталов 2015 года вида анализ зависимости между динамикой мирового рынка сырой нефти и курсами акций российских транспортных компаний - student2.ru , где Y – цена акции компании, BRENT – курс нефти.

Для первого квартала 2015 года уравнения регрессий имеют вид (86 наблюдений):

анализ зависимости между динамикой мирового рынка сырой нефти и курсами акций российских транспортных компаний - student2.ru

анализ зависимости между динамикой мирового рынка сырой нефти и курсами акций российских транспортных компаний - student2.ru

анализ зависимости между динамикой мирового рынка сырой нефти и курсами акций российских транспортных компаний - student2.ru

Для второго квартала 2015 года уравнения регрессий имеют вид (91 наблюдение):

анализ зависимости между динамикой мирового рынка сырой нефти и курсами акций российских транспортных компаний - student2.ru

анализ зависимости между динамикой мирового рынка сырой нефти и курсами акций российских транспортных компаний - student2.ru

Для компании ПАО «ЮТэйр» линейная связь во втором квартале отсутствует. Отметим, что построенные модели адекватно описывают исходные данные на уровне значимости 5%.

Для примера графически изобразить данные зависимости для компании ПАО «ТрансКонтейнер» (см. рис.1).

анализ зависимости между динамикой мирового рынка сырой нефти и курсами акций российских транспортных компаний - student2.ru

Рис. 1. ПАО «ТрансКонтейнер»

Для непосредственной количественной оценки изучаемых взаимосвязей найдем средние коэффициенты эластичности. Средний коэффициент эластичности показывает, как в среднем изменится курс цены на акцию при изменении среднего курса нефти на 1%.

Рассмотрим первый квартал: анализ зависимости между динамикой мирового рынка сырой нефти и курсами акций российских транспортных компаний - student2.ru , анализ зависимости между динамикой мирового рынка сырой нефти и курсами акций российских транспортных компаний - student2.ru , анализ зависимости между динамикой мирового рынка сырой нефти и курсами акций российских транспортных компаний - student2.ru , следовательно, падение среднего курса нефти на 1% приведет к снижению цены на акции компании ПАО «ТрансКонтейнер» в среднем на 0.67% (или на 15.71 руб.), компании ПАО «Дальневосточное морское пароходство» – на 0.62% (или на 0.02 руб.), ПАО «ЮТэйр» – на 2.16% (или на 0.24 руб.).

Во втором квартале коэффициенты эластичности составили анализ зависимости между динамикой мирового рынка сырой нефти и курсами акций российских транспортных компаний - student2.ru , и анализ зависимости между динамикой мирового рынка сырой нефти и курсами акций российских транспортных компаний - student2.ru . Напомним, что на курс акций компании ПАО «ЮТэйр» падение цен на нефть не оказывало влияния. Во втором квартале, в отличие от первого, падение среднего курса нефти на 1% приведет к незначительному увеличению цены на акции компаний. Такие изменения связаны с мероприятиями Правительства РФ по стабилизации экономической ситуации.

Проанализируем итоги нашего исследования с позиции инвестора. Допустим, что вы, являясь инвестором компаний транспортного сектора, находитесь на перепутье колебаний зависимости курса акций и цены на нефть. Учитывая, что при изменении цены на нефть цена на акцию компании меняется не в тот же день, а в некотором статистическом периоде, вам необходимо разработать стратегию своего поведения на фондовом рынке. А именно, приобретать, продавать или придержать акции интересуемых вас компаний.

В первом квартале 2015 года наблюдается резкое падение цены акции компании «ЮТэйр» и незначительное падение цены акции компаний «ТрансКонтейнер» и «Дальневосточное морское пароходство» при положительной динамике цены на нефть. Следовательно, в сложившейся ситуации, инвестору целесообразно будет избавиться от части акций компании «ЮТэйр» и придержать акции компаний «ТрансКонтейнер» и «Дальневосточное морское пароходство».

Во втором квартале 2015 года ситуация меняется. Предсказывается, что рост цены на нефть не отразится на курсовой стоимости акций компании «ЮТэйр» и приведет к несущественной отрицательной динамике курсов акций ПАО «ТрансКонтейнер» и ПАО «Дальневосточное морское пароходство». В таком случае, рациональным шагом является покупка акций компаний «ТраснКонтейнер» и «Дальневосточное морское пароходство» при меньшей стоимости и последующая их продажа при более высокой стоимости в период падения цены на нефть. Причем, операция купли-продажи акций компании «ТрансКонтейнер» принесут инвестору наибольший доход.

Таким образом, при краткосрочной инвестировании, проведенный в работе анализ взаимосвязи курса акций компании и цены на нефть, позволяет инвестору уменьшить потери в доходности портфеля, вызванные изменениями в динамике цены на нефть. При среднесрочном инвестировании такого рода анализ является полезным для инвестора в виду наглядности общей картины поведения динамики курсовой акций.

Список использованной литературы

1. Ишханян М.В. Калинина К.В. Эконометрический анализ зависимости динамики курсов акций российских компаний с курсом доллара // Транспортное дело России – 2015. – №3. – С. 20-23.

2. Ишханян М.В., Калинина К.В. Эконометрический анализ зависимости динамики курсов акций российских транспортных компаний с курсом доллара // Труды Международной научно-практической конференции «Современные проблемы управления экономикой транспортного комплекса России: конкурентоспособность, инновации и экономический суверенитет» – Изд-во МГУПС (МИИТ) – 2015. – С. 124-126.

3. Ишханян М.В., Калинина К.В. Анализ зависимости цен на акции российских транспортных компаний от курса доллара // Труды Шестнадцатой научно-практической конференции «Безопасность движения поездов» – М.: МИИТ – 2015. – VI-40.

4. Finanz.ru [финансовый портал] URL: http://www.finanz.ru/ (дата обращения: 15.10.2015).

5. Investing.com [финансовый портал] URL: http://ru.investing.com/ (дата обращения: 15.10.2015).

УДК 656.2

Наши рекомендации