Основные направления экономии затрат на реализацию товаров

Режим экономии – это система форм и методов планомерного сокращения затрат материальных. трудовых и финансовых ресурсов.

К мероприятиям, дающим наибольший эффект в экономии ИО относятся:

1) повышение в составе ОРТ удельного веса мелкооптовой продажи товаров;

2) увеличение в общем объёме реализации удельного веса продажи товаров с низким уровнем издержкоёмкости;

3) обоснованное нормирование потребности в ТЗ;

4) снижение удельного веса ТЗ с высоким периодом обращения в общей сумме ТЗ;

5) обеспечение достаточной широты и высокой устойчивости ассортимента товаров;

6) сокращение дальности перевозки товаров;

7) использование прогрессивной технологии транспортирования и продажи товаров;

8) рациональное использование МТБ торгового предприятия;

9) выбор оптимального режима работы;

10) обеспечение опережающего роста производительности труда над средней заработной платой, что ведёт к снижению уровня расходов на оплату труда.

Задания для практической работы №8

по дисциплине «Экономика организации (предприятия)»

Для специальности 0602

Тема: Издержки обращения торгового предприятия

Задание 1. В прошлом году ОРТ предприятия торговли составил 3050 тыс. руб., уровень ИО – 18,9% к обороту, в том числе условно-переменные расходы – 10,5% к обороту.

В отчётном году сумма условно-постоянных расходов возросла на 37,0 тыс. руб. в связи с установкой нового оборудования, издержкоёмкость условно-переменных расходов снизилась на 1,5%, а ОРТ увеличился на 7,3%.

Рассчитать за отчётный период ОРТ, сумму и уровень издержек обращения, сумму относительной экономии или перерасхода затрат на реализацию продукции.

Задание 2. Издержки обращения по магазину в отчётном году сложились в сумме 2,4 млн. руб., что составляет 23% к обороту. В составе ИО условно-постоянные расходы занимают 26%. Определить сумму условно-постоянных и условно-переменных расходов, а также размер ОРТ в отчётном году.

Задание 3. Данные анализа ИО за последние годы показали, что с ростом ОРТ на 1% ИО увеличиваются на 0,86% (это означает, что коэффициент эластичности суммы ИО от ОРТ составляет 0,86). Уровень ИО в отчётном году – 15,24% к обороту; ОРТ в отчётном году – 85,4 млн. руб. В планируемом периоде ОРТ предполагается увеличить на 7%.

Определить на планируемый год сумму и уровень ИО.

Задание 4.

Рассчитать недостающие показатели, определить относительную экономию или перерасход расходов на продажу по торговому предприятию в целом. Сформулировать вывод.

Показатели Прошлый год Отчётный год
Сумма, тыс. руб. В % к ОРТ Сумма, тыс. руб. В % к ОРТ
Переменные расходы 5248,1     14,8
Постоянные расходы        
Итого расходов на продажу   24,3   24,8
ОРТ    

Задание 5. Рассчитать на планируемый год сумму и уровень ИО по статье «Расходы на транспортировку товаров» для розничного торгового предприятия, считая эти расходы пропорционально-переменными.

В отчётном году ИО по указанной статье составили 491,5 тыс. руб., фактический ОРТ за отчётный год – 16750 тыс. руб. В планируемом году ОРТ возрастёт на 3%, а транспортные тарифы повысятся на 15%.

Задание 6. Определить сумму и уровень расходов по статье «Затраты по оплате процентов за пользование займом», если ОРТ в отчётном периоде – 89180 тыс. руб. Среднегодовая сумма собственных оборотных средств в оплате товаров – 4760 тыс. руб. Собственные средства в оплате товаров составляют 70%. Остальные средства будут сформированы за счёт банковского кредита. Ставка за пользование кредитом – 17% годовых.

Задание 7. Рассчитайте для торгового предприятия сумму и уровень расходов по статье «Затраты по оплате процентов за пользование кредитом» за отчётный год.

ОРТ в отчётном периоде составил 35420 тыс. руб., торговая надбавка – 23,5%, а оборачиваемость средств, вложенных в товарные запасы – 30 дней.

Доля собственных средств в оплате товаров – 58%. За пользование кредитом банк взимает 18% годовых.

Задание 8. В двух магазинах проанализировать выполнение плана расходов на продажу. Дать оценку работы предприятий, сделать выводы. В ходе анализа вычислить все показатели расходов: уровень расходов на продажу, размеры и темпы изменения уровня, а также сумму относительной экономии или перерасхода.

Показатели Магазин 1 Магазин 2
План Факт План Факт
ОРТ, тыс. руб.
Уровень расходов на продажу, %   24,5       12,2
Сумма расходов на продажу, тыс. руб.          

Задание 9. Рассчитайте сумму и уровень расходов на освещение по магазину на основе следующих данных:

1.ОРТ – 42130 тыс. руб.

2.Площадь:

· торгового зала – 250 кв. м;

· подсобных помещений – 80 кв.м;

3.Норма освещения на 1 кв. м площади:

· торгового зала – 0,20 кВт;

· подсобных помещений – 0,01 кВт.

4.Количество часов освещения в день – 8.

5.Стоимость 1 кВт/час – 0,90 руб.

Предприятие работает без выходных.

Тема 4. Цена и ценообразование в рыночной экономике

1.Понятие цены и её функции в рыночной экономике

Цена товара – денежное выражение его стоимости или сумма денег, за которую покупатель готов купить товар, а производитель продать. Нижний предел цены устанавливает производитель – это себестоимость изготовления товара. Верхний предел цены ограничен доходами покупателей. По Маршаллу, равновесная цена – та минимальная цена, по которой производитель готов продать товар, и та максимальная цена, по которой покупатель готов купить его.

Цены отдельных товаров могут значительно отклоняться от стоимости этих товаров под воздействием следующих рыночных факторов:

- колебание спроса и предложения;

- потребительские свойства товаров и их качество;

- наличие товаров-заменителей;

- инфляция;

- конкуренция;

- государственное регулирование цен.

В рыночной экономике цена выполняет четыре функции:

1. Информационная функция, состоит в том, что цена дает информацию о стоимости товаров и отражает затраты трудовых и материальных ресурсов.

2. Стимулирующая функция состоит в том, что стимулирует наиболее экономичные способы производства.

3. Распределительная функция состоит в том, что государство через ценообразование осуществляет перераспределение национального дохода. Эта функция реализуется через включение в цену косвенных налогов (НДС, акциз, таможенные пошлины).

4. Балансирующая функция состоит в установлении соответствия между спросом и предложением, между производством и потреблением.

Наши рекомендации