Виды и организационно-правовые формы предприятий
ВВЕДЕНИЕ
Переход от плановой экономики и становление новых условий хозяйствования предъявляют совершенно новые требования к деятельности предприятий и организаций.
Вместо доминирующих ранее во всех отраслях предприятий государственной собственности функционируют предприятия, базирующиеся на частной, смешанной, коллективной формах собственности.
Происходит расширение самостоятельности предприятий, их прав и обязанностей.
Все это ведет к изменению методов ведения экономики предприятия, механизмов его функционирования. При этом меняются и критерии оценки производственной и коммерческой деятельности.
Это, в свою очередь, значительно повышает требования к уровню экономической подготовки руководящего персонала и служб предприятия и несомненно определяет значимость дисциплин «Экономика предприятия», «Экономика организаций».
Предметом курса «Экономика предприятий (организаций)» является изучение действия и форм проявления экономических законов рынка в специфических организационно-технических условиях предприятий пищевой промышленности, предпосылок и факторов, обеспечивающих при наименьших затратах общественного труда развитие производства продуктов питания с целью наиболее полного удовлетворения потребностей общества и спроса покупателей.
«Экономика предприятий (организаций)» – одна из важнейших дисциплин, включенных в учебный план подготовки студентов различных специальностей. Она базируется на многочисленном разнообразии экономических дисциплин и тесно связана со специальными техническими дисциплинами, так как общеизвестно, что нельзя решать на предприятии или в промышленности технические, технологические задачи, видеть перспективы их развития без глубокого знания экономических процессов.
Таким образом, цель изучения курса – вооружить студентов знаниями о новых механизмах функционирования предприятия в сложившейся правовой, экономической, финансовой и административной среде.
Функционирование предприятия в условиях рынка
Предприятие – основное структурное звено промышленности, где трудовой коллектив, используя средства производства, создает потребительские ценности в виде продукции, работ и услуг.
Согласно Закону РФ предприятие - это самостоятельный субъект с правами юридического лица. Юридическое лицо обладает самостоятельным балансом, имеет расчетный счет в банке, печать с наименованием предприятия, устав, несет имущественную ответственность. Основная цель предприятия в условиях рынка – получить максимальную прибыль на основе качественного и количественного обеспечения населения товарами народного потребления.
Важнейшие функции предприятия:
- производственная – связана с изготовлением продукции или оказаниемуслуг;
- хозяйственная и предпринимательская – призваны обеспечить производство необходимым сырьем, обеспечить сбыт продукции;
- финансовая и учетно-бухгалтерская деятельность – учет и контроль за движением материальных ценностей, своевременная оплата счетов, создание благоприятных условий для бизнеса;
- организационно-управленческая – координация перечисленных видов деятельности, создание лучших условий для экономического роста предприятия.
Виды и организационно-правовые формы предприятий
В соответствии с Гражданским кодексом РФ с 01.01.97 могут создаваться (образовываться) юридические лица, подразделяющиеся на коммерческие и некоммерческие. В зависимости от различных признаков модели организационно-правовых форм можно классифицировать следующим образом.
По виду хозяйственной деятельности – промышленные, аграрные, строительные, транспортные, торговые и др.
По формам собственности – государственные, кооперативные, арендные, акционерные, частные, смешанные, совместные, трудовые хозяйства, коллективные предприятия.
По организации хозяйственной структуры – отдельно функционирующие самостоятельные предприятия, общества, производственные объединения (картели, концерны, межотраслевые государственные объединения, хозяйственные ассоциации, консорциумы, тресты и др.).
По категории юридического лица:
- коммерческие организации: хозяйственные полные товарищества и командные (на вере); хозяйственные общества: с ограниченной ответственностью, с дополнительной ответственностью, АО открытого типа, АО закрытого типа; производственные кооперативы; государственные и муниципальные (унитарные) предприятия;
- некоммерческие организации – потребительские кооперативы, общественные организации, религиозные организации.
Унитарное предприятие владеет государственным имуществом, но распоряжается им только с согласия собственника, который утверждает устав и назначает руководителя.
Кооператив. Это предприятие (организация), имущество которого образуется за счет денежных средств и других имущественных взносовего членов, произведенной им продукции, доходов, полученных от ее реализации, и иной деятельности, предусмотренной уставом кооператива. Собственниками являются только члены кооператива. Они могут нанимать работников за заработную плату, устанавливаемую членами кооператива.
Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (командитные товарищества).
Полные товарищества определяются принципами: действия любого из их участников признаются действиями товарищества в целом; товарищи несут ответственность по обязательствам всем имуществом.
Командитное товарищество (товарищество на вере) объединяет участников с полной ответственностью и наряду с ними командистов (вкладчиков), рискующих только своими имущественными взносами в капитал товарищества и не несущих никакой ответственности по его долгам. Они не принимают участия в предпринимательской деятельности товарищества, не участвуют в управлении и несут по обязательствам товарищества ответственность только в пределах их вкладов, т. е. несут ограниченную ответственность.
Общество с ограниченной ответственностью (ООО). Это особая форма коллективного предприятия. Его уставный фонд создается, по согласованию с коллективом путем объединением вкладов самого предприятия и членов трудового коллектива. Размеры паев определяются учредительным и другими организационными документами. Его участники не отвечают по обязательствам общества и несутриск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных вкладов. Участник ООО имеет право в любое время выйти из общества независимо от согласия других его участников, что расширяет экономическую свободу участников общества (ст. 94 ГК РФ). В соответствии с учредительными документами и законом участнику ООО при его выходе из общества должна быть выплачена стоимость части имущества, соответствующая его доле в уставном капитале общества.
Акционерное общество (АО) – способ организации крупной предпринимательской деятельности, основанный на значительных капиталовложениях. Уставный фонд АО представлен определенным числом акций. Владельцы акций (акционеры) несут ответственность (ограниченную или полную) в пределах сумм приобретенных акций. Капитал акционерного общества формируется учредителями путем выпуска и продажи (или размещения) акций.
Преимущества АО сводятся к следующему: они используют эффективный способ мобилизации финансовых ресурсов, используя личные средства граждан, за счет выпуска акций; участие акционеров в управлении обществом, избрание руководящих органов, утверждение годовых результатов деятельности, реорганизация и ликвидация общества; право акционеров на получение ежегодного дохода (дивидендов); дополнительные возможности стимулирования персонала (предоставление управляющим, работникам преимущественного права приобретать акции, продажа им акций в рассрочку, со скидкой и т. д.).
По размерам выделяют малые, средние и крупные предприятия.
Малое предприятие (МП) по форме собственности может быть любым из вышеперечисленных.
В Российской Федерации к малым предприятиям относятся: в промышленности, строительстве и на транспорте – предприятия с численностью работающих 100 человек; в сельском хозяйстве – 60 человек; в науке, научном обслуживании – 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании – 30; в других отраслях – 50 человек.
Преимущества развития малого бизнеса сводятся к следующему.
1. Маневренность.
2. Ориентированость на спрос, создание глубокой специализации и развитой кооперации.
3. Быстрая окупаемость затрат, освоение в короткие сроки новой технологии, техническое перевооружение.
4. Развитие конкуренции, а следовательно улучшение качества производимой продукции.
5. Создание новых рабочих мест, решение проблемы занятости населения.
6. Содействуют экономическому и социальному развитию малых городов, небольших населенных пунктов, развитию народных промыслов.