Организационно-правовые формы и виды туристских предприятий

Рыночная экономика базируется на многообразии форм собственности. Поэтому туристские предприятия функционируют в различных организационно-правовых формах собственности. Организационно-правовая форма предприятия определяется следующими признаками:

– порядком формирования уставного фонда;

– степенью ответственности по обязательствам предприятия;

– формой собственности.

Унитарное предприятие – коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам, в т.ч. между работниками предприятия. Имущество унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности. Эти предприятия отвечают по своим обязательствам по всем принадлежащим им имуществам и не несут ответственности по обязательствам собственника его имущества. В такой форме работает незначительная доля туристских фирм, в основном это пансионаты, санатории, дома отдыха государственного значения, дельфинарии.

Хозяйственные товарищества и общества – самая распространенная форма коллективного предпринимательства в туризме. Хозяйственные товарищества и общества близки по своей организационно-правовой форме хозяйствования. Различие: товарищество – это объединение лиц, когда общество является объединением капиталов. Общества могут быть созданы одним лицом, товарищество нет.

Акционерное общество. С точки зрения индивидуального предпринимателя оптимальная форма организационно-правового оформления предпринимательской деятельности.

1. Акционерное общество имеет уставной капитал, разделенный на равные доли – акции. Устав узаконен государственными органами. Уставом предусмотрена максимальная сумма, на которую могут быть выпущены акции.

2. Акционеры не несут ответственности по долгам общества, их риск сводится к убыткам в форме утраты стоимости принадлежащих им акций.

3. Участие в акционерном обществе предоставляет следующие права:

– на участие в управлении АО;

– получение дивидендов;

– получение своей доли при ликвидации АО.

4. Акционеры не знают друг друга, поэтому АО обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчёт, бухгалтерский баланс, счёт прибылей и убытков.

5. Высшим органом управления является общее собрание акционеров, решающее наиболее принципиальные вопросы: принятие и изменение устава, избрание совета директоров правления, распределение прибыли и т.д.

6. Текущее руководство осуществляется правлением (дирекцией) или генеральным директором. Они подотчетны общему собранию акционеров.

7. Совет директоров (наблюдательный совет) осуществляет контрольные функции по отношению к правлению или генеральному директору.

8. Выход из АО возможен только путём продажи своих акций другим лицам.

9. Акционерные общества могут быть открытыми и закрытыми. АО открытого типа распространяет свои акции среди неограниченного круга лиц. Акционеры вправе продавать свои акции без согласия других участников общества. АО закрытого типа распределяет свои акции среди заранее определенного круга лиц. Число акционеров в таком обществе ограничено. Акционеры ЗАО имеют преимущественное право покупать акции, продаваемые другими участниками этого общества.

Общество с ограниченной ответственностью.

1. Учреждается одним или несколькими лицами.

2. Уставной капитал общества разделен на доли участников, которые могут быть одинаковыми или отличаться по размеру.

3. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по долгам общества своим личным имуществом. Имущество, переданное обществу, становится собственностью общества.

4. Не обязательно личное участие членов общества в делах предприятия.

5. Управление делами общества осуществляется общим собранием и исполнительным органом (коллегиальным или единоличным).

6. При выходе участника из общества с ограниченной ответственностью ему выплачивается стоимость части имущества, соответствующая его доле в уставном капитале общества.

7. Общество с ограниченной ответственностью не обязано публичной отчетностью.

8. Количество участников общества ограничено в законодательном порядке.

Общество с дополнительной ответственностью. Это разновидность общества с ограниченной ответственностью. Особенность в том, что при недостаточности имущества данного общества для удовлетворения претензий его кредиторов участники общества могут быть привлечены к имущественной ответственности, причем солидарно друг с другом. Однако размер этой ответственности ограничен – он касается не всего их личного имущества, а лишь его части – одинакового для всех кратного размера сумм внесенных вкладов.

Некоммерческие туристские организации

Туристские организации представляют собой либо объединения частных хозяйственных структур либо государственные структуры, которые осуществляют свою деятельность на трех уровнях управления – национальном (федеральном), региональном и муниципальном. Туристские организации федерального уровня формируют национальную политику в сфере развития туризма и доводят ее до региональных и других организаций. Региональные организации осуществляют контроль за реализацией государственной политики, соблюдением прав туристов, сохранностью туристских достопримечательностей. Организации местного уровня занимаются производством и предоставлением туристских услуг. От их деятельности зависит пополнение бюджета инвестициями туристов. Членами туристских организаций становятся в основном гостиничные и торговые предприятия, а также лица и фирмы, заинтересованные в развитии туризма в своей местности. В целях содействия развитию самодеятельного и спортивно-оздоровительного туризма, защиты прав и законных интересов граждан в области туризма, формирования общественного мнения в субъектах туристской индустрии, а также обеспечения иных прав в области туризма граждане могут объединяться в общественные объединения (туристские клубы), а также создавать иные некоммерческие организации.

Территориальные туристские клубы могут объединяться в союзы (ассоциации, федерации) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Субъекты туристской индустрии в целях саморегулирования их деятельности вправе объединяться в ассоциации, союзы, иные некоммерческие организации (саморегулируемые организации). Саморегулируемые организации могут выполнять следующие функции:

– защищать интересы субъектов туристской индустрии;

– разрабатывать собственные стандарты туристской, гостиничной, экскурсионной и других видов деятельности в сфере туристской индустрии;

– разрабатывать и поддерживать собственные системы контроля качества осуществления деятельности в сфере туристской индустрии;

– содействовать повышению уровня профессиональной подготовки работников и специалистов в области туризма;

– содействовать разработке образовательных программ по профессиональному обучению в области туризма.

Общественная организация (объединение) – добровольное объединение граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Деятельность общественных объединений, созданных в виде общественной организации, общественного учреждения, регулируется Федеральным законом «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. Прибыль общественных организаций и объединений идет на расширение спектра услуг, предоставляемых их участниками, на совершенствование материальной базы и т.д. Участники общественных организаций не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество.

Ассоциации и союз – это организация, объединяющая любые как коммерческие, некоммерческие, так и государственные организации в некоммерческих целях. Наименование ассоциации (союза) должно содержать указание на основной предмет деятельности с включением слова «ассоциация» или «союз».

3.10 Объединения юридических лиц в туризме

При основании ГК РФ туристские организации в целях координации своей деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими туристскими организациями.

Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской туристской деятельности, то такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество, либо может создать для осуществления предпринимательской туристской деятельности хозяйственное общество или участвовать в нем.

Организация и деятельность такого объединения должны строиться на следующих основных принципах:

- добровольности объединения на основе общности экономи­ческих интересов;

- равноправии участников совместной деятельности;

- свободе выбора организационной формы объединения;

- самоуправлении участников и объединения в целом;

- организацииотношений между участниками на договорной основе;

- ответственности по обязательствам, взятым каждым пред­принимателем при вступлении в объединение.

Туристские организации, входящие в объединение, сохраняют самостоятельность и права юридического лица. Руководящие органы объединения не наделяются распорядительной властью в отношении туристских организаций, входящих в объединение, и выполняют свои функции на основе договоров с предприятиями.

Туристские ассоциации (союзы) представляют собой группы независимых туристских организаций, связанных между собой общими целями. Для ассоциаций характерно то, что участие в одной ассоциации не исключает участия в других видах деятельности. Отдельные туристские организации, входящие в ассоциацию, различаются размерами и функциями, которые они выполняют в ее пределах.

Характерные черты туристских ассоциаций: переплетение связей, существующих между поставщиками, покупателями и производителями туристских услуг, долгосрочные отношения между туристскими организациями-участниками, в которых каждая из них одновременно и самостоятельная, и ведущая.

В пределах туристских ассоциаций могут образовываться как формальные ассоциации, так и совместные организации, где сотрудничество между компаниями очень тесное.

Туристские ассоциации чаще всего создаются организациями, которые занимаются аналогичными видами туристской деятельно­сти. Это связано с основным преимуществом ассоциаций — возможностью добиться общими усилиями поставленных задач, неосуществимых для каждой отдельной туристской организаций Примером может служить доступ к новым технологиям, завоевание новых рынков сбыта и др.

Туристские ассоциации, которые объединены совместными ин­вестициями (в том числе на долевой основе), имеют более прочные связи. Партнеры вносят свой вклад в виде денежных фондов, технологий, ноу-хау, персонала, специалистов.

Участники туристских ассоциаций на основе долевых инвестиций сохраняют полную самостоятельность в ведении своих дел, определении стратегии, распределении прибыли. Подавляющая часть туристских ассоциаций создается для проведения совместных исследований, обмена технологиями, кооперации в производстве новых туристских продуктов и услуг.

Еще одним мотивом создания туристской ассоциации может быть взаимный интерес организаций, преследующих разные цели. Допусти, одному партнеру необходим доступ на рынок, а другому — доступ к технологиям. Это может послужить основанием для организации ассоциации или союза. Еще одна возможность использования такой ассоциаций и союзов — доступ к ресурсам в обмен на капитал.

Объединения туристских организаций в профессиональные ассоциации — одна из наиболее популярных форм защиты их интересов, а также, оперативного реагирования и активного влияния на рыночные процессы. В странах, где история коммерческого туризма насчитывает уже не один десяток лет, участие компаний в подоб­ных объединениях необходимое условие для их выживания и дальнейшего развития.

Международные туристские ассоциации представляют государст­венные интересы стран-участниц и содействуют развитию мирового туризма.

Отдельные страны создают туристские ассоциации регионального характера для развития и продвижения туризма в этих регионах. Достаточно популярными региональными ассоциациями являются Организация экономического сотрудничества и развития (содействует развитию туризма в странах-членах - Канаде, США, Италии, Великобритании и др.) и Азиатско-Тихоокеанская ассоциация (создана для развития и продвижения туризма в Азиатско- Тихоокеанском регионе).

Национальные туристские организации создаются в целях содействия развитию туризма как важного сектора экономики страны. Крупнейшая в мире ассоциация предприятий туриндустрии — североамериканская American Society of Travel Agents, объединяющая членов — турагентств, туроператоров, отелей, круизных и автопрокатных компаний. Одна из наиболее авторитетных европейских национальных туристских ассоциаций — британская Association of British Travel Agents (ее членами являются более 600 агентств и туроператоров). Предпринимательские объединения играют заметную роль в жизни большинства крупных туристских держав.

Российский опыт профессиональных некоммерческих объеди­нен и туристских организаций существенно скромнее. Вместе с тем сегодня в России зарегистрировано около 100 туристских ассоциаций и союзов. Однако далеко не все союзы оказывают реальное влияние на туристский рынок. По численности даже крупнейшие из них не охватывают и половины субъектов рынка (в среднем число участников в российских туристских ассоциациях варьируется oт 50 до 100 компаний). Исключением являются несколько ассоциаций с численностью участников около 1000 лиц (например, Национальная академия туризма, Ассоциация российских туроператоров и др.). Однако даже эти объединения, масштабные по отечественным меркам, не выдерживают сравнения с зарубежными ассоциациями. Это обстоятельство не позволяет оценить в полной мере все «за» и «против» участия в них. Однако для российского турбизнеса эта форма представляется достаточно перспективной.

Принципиально новой формой объединения субъектов туристской отрасли является саморегулируемая организация (СРО). Механизм запуска в действие СРО, разработанный с учетом прогрес­сивного зарубежного и российского опыта создания альянсов в туристской отрасли. Для создания СРО выполняют следующие мероприятия и процедуры.

1. Собрание учредителей СРО. По российскому законодательству саморегулирование — экономический институт, одна из альтернатив государственного регулирования рынка, в том числе туристского. Оно предполагает установление группой экономических агентом правил ведения ими хозяйственной деятельности, осуществление контроля за соблюдением установленных правил и применение санкций к нарушителям, а также обеспечение внесудебного разре­шения споров, в том числе путем создания третейских судов.

СРО в туризме может быть создано субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности в виде объединения — некоммерческой организации — исходя из единства отрасли произ­водства туристских продуктов и услуг. Субъектами турбизнеса являются юридические лица и индивидуальные предприниматели туроператоры, турагенты, гостиницы, транспортные организации, предприятия питания, досуга и др. Субъектами профессиональной деятельности в туризме выступают физические лица, осуществляющие деятельность определенного вида (представители науки, образования, иные заинтересованные лица).

Учредители разрабатывают организационно-правовую документацию (устав, положение о правлении и др.), выполняют другие процедуры и регистрируют СРО «Турофис» в качестве юридического лица, но ставящего своей целью получение прибыли, базирующегося на принципах саморегулирования и субсидиарной ответственности своих членов и создаваемого для разработки и установления правил и стандартов работы туристской отрасли, контроля за соблюдением требований законодательства РФ и указанных правил и стандартов и осуществления иных видов деятельности на территории нижегородского региона.

Юридическим адресом создаваемой СРО может стать офис од­ного из ведущих инкаминговых туроператоров региона. В момент регистрации СРО приобретает имущественные и неимущественные права и обязанности, в установленном порядке открывает расчетные и валютные счета, регистрирует печать и эмблему.

Важнейший момент при открытии СРО — разработка критерии отбора членов создаваемой организации. Базовыми критериями при выборе партнеров в российском турбизнесе традиционно являются: отраслевая принадлежность, потребительский рейтинг, масштабность, продолжительность работы на рынке и финансовая устойчи­вость компаний.

Туристские организации, успешно прошедшие отбор по установленным критериям, становятся членами и включаются в реестр СРО. Согласно ФЗ «О саморегулируемых организациях» число членов в составе СРО не может быть менее 25 субъектов предпринимательской деятельности или не менее 100 субъектов профессиональной деятельности определенного вида.

2. Созыв общего собрания членов СРО. Организации, вступившие в СРО, приглашаются на общее собрание членов, которое является высшим органом управления СРО. Собрание правомочно, если на нем присутствует более 2/3 членов СРО. Решения принимаются большинством голосов членов, присутствующих на собрании, и обязательны для исполнения всеми членами СРО. Голосование (открытое или тайное) проходит по принципу: один член — один голос. При равенстве голосов принимается решение, за которое проголосовал председательствующий на собрании (президент СРО, при его отсутствии — председатель правления СРО).

Собрание вправе решать любые вопросы деятельности СРО. К ис­ключительной компетенции собрания относятся следующие вопросы:

• утверждение устава СРО, внесение в него изменений и дополнений, определение приоритетных направлений деятельности СРО, принципов формирования и использования имущества СРО;

• избрание президента СРО или досрочное его освобождение,

• избрание правления, досрочное прекращение полномочий этого органа или отдельных его членов, утверждение отчета правления и исполнительного органа по итогам работы за год; избрание ревизионной комиссии СРО, утверждение отчета ревизионной комиссии;

• утверждение порядка рассмотрения дел о нарушении членами СРО требований законодательства РФ, правил, стандартов и уста­ва СРО; рассмотрение жалоб членов СРО на необоснованность принятого правлением решения об исключении их из СРО;

• создание компенсационного и иных целевых фондов; определение размера вступительного, членского и целевого взноса на очередной год;

• принятие решения о реорганизации или ликвидации СРО.

На общем собрании членов СРО ведется протокол, который подписывается председательствующим и секретарем собрания, прошнуровывается, скрепляется печатью и хранится в деле.

3. Заседание правления СРО. Правление, избранное сроком на три года общим собранием членов СРО, является постоянно действующим коллегиальным органом и в период между общими собра­ниями принимает решения по всем вопросам, не относящимся к исключительной компетенции общего собрания членов СРО. В составе правления должно быть не менее 15 членов из числа руководителей членов СРО и не менее трех независимых членов, т.е. не связанных коммерческими отношениями с членами СРО.

Заседания правления проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Заседание правомочно, если на нем присутствует не менее 2/3 членов правления. Решения принимают­ся большинством голосов присутствующих на заседании членов. Каждый член — один голос. При равенстве голосов голос председателя является решающим.

К компетенции правления относятся:

• созыв общего собрания членов СРО, подготовка повестки дня и предложений по организационным и кадровым вопро­сам; разработка долгосрочных комплексных программ, фор­мирование и утверждение краткосрочных целевых программ и проектов деятельности СРО;

• утверждение правил, стандартов, положений и инструкций СРО;

• создание специализированных рабочих органов (подразделений) СРО и утверждение правил их деятельности; утверждение перечня лиц, предлагаемых в качестве третейских судей, для их выбора участникам споров, рассматриваемых по их заявлениям в третейском суде;

• утверждение правил приема новых организаций в состав членов СРО, графиков экспертизы заявок на вступление в СРО и плановых проверок членов СРО; прием в члены и исключение из членов СРО, наложение на членов СРО дисциплинарных взысканий, ведение реестра членов СРО;

• привлечение средств для финансирования деятельности, распоряжение имуществом СРО; утверждение сметы расходов исполнительной дирекции и специализированных органов СРО на очередной год;

• принятие решений о проведении аудиторских проверок деятельности СРО и исполнительного органа, заключение договоров с аудиторами; рассмотрение материалов ревизий, проверок, а также отчетов руководителей филиалов и представительств СРО и принятие по ним решений.

4. Организация, контроль и руководство работой исполнительной дирекции и специализированных органов СРО реализуются в рамках организационной структуры, отражающей совокупность подразде­лений и лиц.

Функции, права и обязанности высшего управленческого звена создаваемой СРО изложены ранее. Права и обязанности президента, исполнительной дирекции и специализированных органов СРО следующие.

Президент руководит деятельностью и председательствует на общем собрании членов СРО, несет ответственность за выполнение возложенных на него обязанностей, заключает договоры и соглашения от имени СРО с иными организациями и объединениями, отчитывается перед общим собранием членов о проделанной работе, осуществляет иные функции, не относящиеся к компетенции других органов СРО.

Президентом СРО назначается исполнительный директор, кото­рый формирует штат и организует работу исполнительной дирек­ции, выполняет решения общего собрания членов СРО и отчитывается о своей работе перед правлением и президентом СРО; руково­дит текущей хозяйственной деятельностью, издает приказы и открывает расчетные и иные счета, распоряжается имуществом и средствами СРО (по согласованию с правлением); заключает договоры, сделки, подписывает соглашения и совершает иные юридические акты, касающиеся хозяйственной деятельности и не относящиеся к компетенции других органов СРО.

В ведении исполнительного директора могут находиться секретариат, архив, отдел кадров, бухгалтерия, планово-экономический, хозяйственный, учебно-методический, издательский, инновацион­но-проектный и иные отделы, необходимые для эффективного функционирования СРО.

Кроме исполнительной дирекции правлением СТО создаются в установленном законом порядке ревизионная комиссия, научно-методический совет и специализированные органы. Эти органы обособлены от исполнительной дирекции и осуществляют свои функции самостоятельно на основании положений, утвержденных правлением СРО.

Ревизионная комиссия является контролирующим органом, избирается общим собранием членов СРО сроком на три года из числа членов СРО (за исключением членов правления и штатных сотрудниками исполнительной дирекции СРО) и действует на общественных началах. Деятельность ревизионной комиссии возглавляет руководитель, избираемый на первом заседании ревизионной комиссии из ее состава. Ревизионная комиссия осуществляет контроль и ревизии финансовой деятельности СРО, дает заключения и утверждает годовые балансы и отчеты СРО, следит за соблюдением действующего законодательства в деятельности СРО, его органов и должностных лиц, выполняет иные функции согласно уставу СРО.

Научно-методический совет является консалтинговым органом, избирается общим собранием членов СРО из числа членов, имеющих ученые степени и звания и иные заслуги в научно-прикладной сфере, и действует на общественных началах. Деятельность совет возглавляет председатель, избираемый на первом заседании совет из его состава. Совет оказывает содействие при разработке стандартов ведения турбизнеса в регионе, выполняет иные функции со­гласно уставу СРО.

Специализированные органы СРО также избираются общим собранием членов СРО, возглавляются профессиональными управляют ими, осуществляют контроль за соблюдением членами СРО требований законодательства РФ, правил и стандартов, устава СРО, рассматривают дела о применении к членам СРО установленных мер ответственности и выполняют иные функции согласно уставу СРО.

5. Текущая работа исполнительной дирекции и специализированныхорганов СРО заключается в реализации пяти основных функций нормативной, образовательной, контролирующей, стимулирующей и информационной.

Нормативная функция создаваемой СРО может заключаться в разработке, утверждении и обновлении по мере необходимости стандартов ведения туристского бизнеса в регионе, а также регламентов приема, контроля исполнения обязательств и выхода членов СРО.

Под стандартами предлагается понимать комплекс правил и требований производства, продвижения и реализации туристских продуктов и услуг, обязательных для выполнения всеми членами СРО.

Образовательная функция должна быть направлена на исполнение законов и стандартов создаваемой СРО и заключается в организации профессионального обучения и аттестации работников и кандидатов в члены СРО и членов СРО, а также сертификаций произведенных членами СРО туристских продуктов и услуг.

Формы организации учебного процесса, методы и инструменты повышения квалификации и последующей аттестации работников и кандидатов в члены СРО или членов СРО, а также сроки, перио­дичность обучения и виды документов, удостоверяющих уровень профессионализма участников туристской отрасли, законом не регламентируются и выбираются самостоятельно правлением СРО.

Контролирующая функция заключается в организации и проведении контроля деятельности членов создаваемой СРО в части соблюдения ими требований законодательства РФ, устава, правил и стандартов СРО.

Законом установлены две основные формы контроля деятельности членов СРО: проверка информации, содержащейся в отчетах членов СРО, и выездная проверка деятельности членов СРО. Первая форма контроля, как правило, включает плановую реализацию контролирующих воздействий. Вторая форма контроля может быть как плановой (по графику правления СРО), так и внеплановой на основании претензий туристов, поставщиков туристских услуг, турагентов, гарантов и иных участников туристской отрасли. В любом случае результаты проверок должны быть доведены до сведений правления и общего собрания членов СРО и выражены в поощрительных или иных мерах, применяемых к объектам контроля.

Стимулирующая функция — это разработка эффективной системы поощрения за соблюдением и привлечением к ответственности членов создаваемой СРО за нарушение требований законодательства РФ, устава, правил и стандартов СРО.

Формы, методы и инструменты мотивации членов СРО законов не регламентируются. В качестве инструментов поощрения членов СРО могут быть избраны такие приемы, хорошо себя зарекомендовавшие в туристской отрасли, как присвоение знаков отличия, вру­чение призов и иных наград по номинациям в результате конкурс­ам отбора, публичное признание заслуг и информирование общественности о достижениях членов СРО, предоставление различных привилегий и преференций. Привлечение к ответственности членов СРО должно осуществляться в рамках разработанной системы штрафов и иных наказаний (включая принудительный выход из СРО) за нарушения.

Согласно закону информационная функция создаваемой СРО заключается в обеспечении открытости деятельности ее членов для всех заинтересованных лиц. Действительно, публикация реестров и рейтингов (например, надежности) членов СРО позволит им подтвердить свою состоятельность, а иным участникам туристского рынка — выбрать достойных партнеров и организаторов путешест­вий.

Прием в члены СРО осуществляется в соответствии с правилами, регламентирующими основные требования к кандидатам в члены СРО, состав документов для вступления в СРО, порядок рассмотрения документов по приему в члены СРО и порядок включения нового члена в реестр СРО.

Лекция 4

Наши рекомендации