Состояние информатизации в Кузбассе
Формирование информационного фонда и поддержка его в актуальном состоянии на местах – одна из наиболее важных проблем. Информационные подразделения на местах должны делать все от них зависящее, чтобы накопить как можно больше информации, к разным сферам деятельности администрации городов.
В самом деле, для принятия решения в городском масштабе, да и не только в городском, нужно владеть самой разной информацией, начиная от числа работников на данном предприятии до опыта решения данной проблемы в других городах. Создание и ведение информационного пространства – направление достаточно новое, нормативное и правовое освещение данной проблемы практически отсутствует.[11]
В условиях реформирования региональной экономики осложнилась проблема информационного обеспечения разработки и осуществления программ перспективного развития региона. Для оценки экономического положения и перспектив развития необходимы новые массивы данных, то есть информация.
Поскольку одной из задач в рамках структурной перестройки Кузбасса является переход к конкурентоспособной экономике, что потребует значительных объемов капиталовложений, необходимо учитывать возможность повышения инвестиционной привлекательности Кузбасса со стороны иностранных предпринимателей за счет улучшения их информированности о возможных сферах положения капитала. С другой стороны, вхождение в мировое экономическое пространство, в том числе и информационное, откроет доступ к зарубежным банкам данных, коммерческих предложений и спроса, современных технологий и научных знаний, что, в сою очередь, будет благоприятствовать взаимовыгодному обмену технологиями и организацией и послужит ускорению процесса реформирования. Одним из примеров может являться доступ по сети Internet к информационным фондам библиотеки конгресса США. Однако для осуществления полноценной информационной интеграции еще предстоит решить такие задачи, как развитие телекоммуникаций, формирование информационных ресурсов, создание регионального рынка информационных услуг.
Другим аспектом осуществления структурной перестройки является переход к производствам, основанным на высоких технологиях. Для Кузбасса характерны сырьевая направленность, преобладание экологически грязных и технологически отсталых производств. Несмотря на это есть предпосылки для повышения его конкурентоспособности при условии использования новейших достижений науки и соответствующих инвестиций на эти цели. В связи с этим очевидна необходимость изменения пропорций в пользу наукоемких, прогрессивных технологий и развитие самой информатизации как процесса, способствующего смещению акцентов развития региона в этом направлении.
Реформирование экономики сопровождается и должно сопровождаться изменениями ее макроэкономических и отраслевых пропорций, структуры форм собственности, занятости и т.д. Для Кузбасса, например, актуальна проблема реструктуризации угольной промышленности и решение в комплексе с этим большого круга социальных проблем. Очевидно, что изменение экономических отношений влечет за собой изменение функций управления регионом. Так, на уровне областной администрации процесс управления заключается в анализе экономической ситуации, моделировании и прогнозировании ее на перспективу и разработке действенных экономических рычагов, позволяющих координировать развитие региона по особо важным направлениям реформирования экономики. И здесь существенную помощь могут оказать системы компьютерной связи, экономико-статистические и математические методы, базы данных о состоянии региональной экономики. В последнее время усилилось неблагоприятное влияние факторов, снижающих управляемость регионом (неплатежи, ограничение рычагов воздействия на органы местного самоуправления и др.) В связи с этим областные органы, деятельность которых напрямую связана с процессом управления регионом (экономические, финансовые и налоговые службы), должны обладать целым комплексом средств, в том числе и информационных, нацеленных на обеспечение управляемости социально-экономическими процессами в регионе. Этим объясняется приоритетное развитие информатизации в бюджетно-налоговой и кредитно-денежной сфере управления, а также центрах занятости населения.[12]
Для решения важнейших задач социально-экономического развития региона формируется пакет программ, эффективность реализации которых может быть значительно повышена при использовании современных информационных технологий на каждом этапе.
Необходимо оснащение органов управления комплексом технических средств, позволяющих использовать преимущества современных компьютерных технологий перед традиционными способами обработки информации. Применительно к программно-целевому управлению речь идет о об организации компьютерных систем получения, обработки и хранения информации, используемой в процессе разработки целевых программ развития региона.
Для правильного определения цели, приоритетов и комплекса мер по развитию региона, необходимо владеть максимально достоверной информацией о состоянии его экономической и социальной сферы. В период реформирования экономики эта информация существенно диверсифицируется. Необходимо наличие совместимых программных продуктов, которые возможно использовать для моделирования и прокрутки различных сценариев развития региона. Уже первые результаты использования програмно - целевого подхода в Кузбассе дают основание полагать, что он становиться действенным механизмом целостной системы регионального управления.
Переход на новые принципы управления должен объективно сопровождаться изменениями в функциях и структуре органов управления. Поскольку проблемный срез имеет зачастую межотраслевой характер, эффективное решение его возможно лишь при комплексной информационной поддержки и использовании отраслевых баз знаний.
В Администрации Кемеровской области с целью постоянного совершенствования структуры управления создана специальная группа, для эффективного функционирования которой в настоящее время разрабатывается комплексная автоматизированная система «ADM-Manager». Основой информационного обеспечения системы должны быть следующие тематические базы данных:
§ организационно-функциональная структура органов управления;
§ штатные расписания органов управления;
§ квалифицированные требования к основным должностям в органов управления;
§ экспертные и общественные оценки эффективности управляющих структур;
§ нормативно-правовые базы;
§ областные правительства и агентства федеральных органов управления.[13]
Создание в Кузбассе инфраструктуры информатизации современного технического уровня началось лишь в конце восьмидесятых, однако велась эта работа без опоры на четкую программу и концептуальную базу. Переход от спонтанной информатизации органов государственного управления к регулируемому развитию этого процесса относится к 1991г., когда была разработана соответствующая программа. Однако из-за отсутствия в аппарате Администрации области специализированной структуры приступить к последовательной реализации программы не представилось возможным. Создание в 1994 г. управления по политике информатизации и информационным ресурсам ознаменовало переход к планомерной работе по информационной поддержки органов регионального управления.
Первыми шагами вновь созданного управления явились:
§ разработка целевой программы информатизации, которая послужила началом этой масштабной работы и отражала принятые в администрации области приоритеты развития;
§ инвентаризация всех работ по информатизации, которые ведутся в аппарате администрации и подведомственных ей структурах областного уровня;
§ организация методического руководства территориальными структурами информатизации;
§ обучение пользователей;
§ техническое оснащение органов управления;
Целевой программой на 1994 г. предусматривались работы, включавшие создание локальной компьютерной сети областных органов управления, оснащение этих структур лицензионными программными продуктами, формирование единой региональной информационной сети органов управления области, создание системы формирования и обновления первичных баз данных государственных информационных ресурсов. В том же году были начаты работы нового качественного уровня: по переходу от локальной системы автоматизированного делопроизводства к разработке и внедрению технологии автоматизированного документооборота в сетевом режиме.
Оценивая состояние и уровень информатизации по отдельным звеньям государственного управления Кузбасса, следует выделить прежде всего социальную сферу области, что согласуется с принятым в области приоритетами развития. При департаменте образования еще в 1993 г. создан Областной центр информационных технологий, осуществляющий компьютеризацию управления в этой области, а также координирующий работу по созданию в образовательных учреждениях компьютерных классов.
Хорошо автоматизирована, хотя и нуждается в дополнительных инвестициях, сеть учреждений социальной защиты населения, где полностью автоматизирована работа по начислению пенсий. С 1992 г. началась работа по компьютеризации системы медицинского страхования, которую осуществляет областной центр медицинской информатики.
Ведутся значительные работы по информатизации библиотечной сети и созданию единого информационного пространства в сфере высшего образования и науки. Цель библиотечной деятельности заключается в том, чтобы максимально удовлетворить информационные потребности пользователей. При наличии ограниченных ресурсов реализовать эту цель можно лишь, осуществляя внедрение эффективных автоматизированных технологий комплектования, каталогизации, хранения и выдачи, т.е. создавая разного рода библиотечных сетей.[14]
Существуют проблемы, сдерживающие процесс информатизации и снижающие его эффективность: во первых, это инвестиции, при дефицитности региональных бюджетов, просто необходимы инвестиции из федерального бюджета, или иностранных предпринимателей; во-вторых, необходимость федеральной программы информатизации, и в особенности части, связанной с научными исследованиями; в-третьих, до сих пор не отрегулирован вопрос о централизованной закупке техники и лицензионных программных продуктов; в-четвертых, региональные банки данных одинаковой или близкой предметной ориентацией значительно повысят эффективность процесса информатизации.[15]