Поведение потребителя в рыночной экономике. 1. Концепция полезности

План

1. Концепция полезности

2. Потребительские предпочтения. Кривые безразличия

3. Бюджетное ограничение. Потребительский выбор

4. Эффект дохода и эффект замещения

Концепция полезности

Потребители приобретают блага потому, что те удовлетворяют их потребности. Способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей называется полезностью блага.

Различают общую и предельную полезность. Общая полезность (TU) – это суммарная полезность, получаемая в результате потребления какого-то количества блага Q. Предельная полезность (MU) – это полезность дополнительной единицы блага. В результате исследований в 19 в. была выявлена следующая закономерность: чем больше какого-то блага мы потребляем, тем меньше становится полезность каждой дополнительной единицы этого блага (предельная полезность) – это законубывающей предельной полезности.

На рис.2.1 видно, что по мере увеличения потребления блага Q общая полезность TU возрастает, хотя предельная полезность MU уменьшается. Максимум удовлетворения общей полезности достигается в точке А, когда предельная полезность равна 0. Это означает, что благо полностью удовлетворяет потребность. Если дальнейшее потребление блага приносит вред (предельная полезность отрицательная), общая полезность снижается.

 
  Поведение потребителя в рыночной экономике. 1. Концепция полезности - student2.ru

Поведение потребителя в рыночной экономике. 1. Концепция полезности - student2.ru

Поведение потребителя в рыночной экономике. 1. Концепция полезности - student2.ru

А) б)

Рис. 2.1 - Общая (а) и предельная (б) полезность

Функция, показывающая убывание предельной полезности блага с ростом его количества называется функцией полезности.

Поведение потребителя в рыночной экономике. 1. Концепция полезности - student2.ru ,

где MU – предельная полезность,

D(TU) – изменение общей полезности,

DQ Поведение потребителя в рыночной экономике. 1. Концепция полезности - student2.ru - изменение количества блага.

MU равна частной производной общей полезности данного блага.

Таким образом, чем большим количеством блага мы обладаем, тем меньшую ценность имеет для нас каждая дополнительная единица этого блага. Поэтому цена блага определяется не общей, а предельной полезностью. Это объясняет парадокс воды и алмаза: вода жизненно необходима человеку, поэтому её полезность должна быть гораздо выше, чем полезность алмазов, соответственно цены на воду должны быть максимальными, а на алмазы минимальными, тогда как на практике наоборот. Это объясняется тем, что общая полезность воды больше, чем общая полезность алмазов, но, так как количество воды велико, предельная полезность, а значит и цена воды будет низкой.

Теперь зададимся вопросом: как потребитель осуществляет выбор благ. Допустим, что потребитель удовлетворяет всего три потребности: А, В и С. Данные о предельной полезности этих благ и их ценах приведены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 - Предельная полезность и цена благ

Благо Предельная полезность Цена, грн. Взвешенная полезность
MU (P) (MU/P)
A
B
C

Данные таблицы 2.1 показывают, что, потратив одну гривну на покупку блага В, потребитель получит большее приращение полезности, чем при покупке благ А и С. Очевидно, что рациональный потребитель будет стремиться максимизировать свою полезность. Это можно сделать, перераспределив бюджет таким образом, чтобы получить больше блага В и меньше благ А и С. Чем больше будет потребитель покупать блага В, тем меньше будет становиться предельная полезность данного блага. И наоборот, чем меньше он будет приобретать благ А и С, тем больше будет их предельная полезность. Наконец, когда взвешенные предельные полезности благ будут равны, дальнейшее перераспределение бюджета потеряет смысл – наступит равновесие.

Выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов, называется потребительским выбором.

Функция полезности максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждая денежная единица, потраченная на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность:

Поведение потребителя в рыночной экономике. 1. Концепция полезности - student2.ru

Правило максимизации полезности позволяет сделать ряд выводов.

Действительно, если

Поведение потребителя в рыночной экономике. 1. Концепция полезности - student2.ru , то и

Поведение потребителя в рыночной экономике. 1. Концепция полезности - student2.ru , и т.д.

Следовательно, соотношение между предельными полезностями любых n благ равно соотношению их цен, то есть

MU1 : MU2 : . . . MUn = P1 : P2 : . . . : Pn

Обозначим взвешенную предельную полезность через λ :

Поведение потребителя в рыночной экономике. 1. Концепция полезности - student2.ru ,

где λ – предельная полезность денег.

Таким образом, в равновесии предельные полезности денежных единиц при разных вариантах использования равны. В общем виде это можно записать так:

MUi = Pi λ

Наряду с общими принципами выбора рационального потребителя существуют особенности, которые определяются влиянием на него вкусов и предпочтений. Американский экономист Х.Лейбенстайн делит потребительский спрос на две большие группы: функциональный и нефункциональный ( рис. 2.2 ).

Функциональным спросом является такая часть спроса, которая обусловлена потребительскими свойствами, присущими самому экономическому благу (товару или услуге).

Нефункциональным спросом является такая часть спроса, которая обусловлена факторами, непосредственно не связанными с присущими экономическому благу качествами.

 
  Поведение потребителя в рыночной экономике. 1. Концепция полезности - student2.ru

Рис. 2.2 - Классификация потребительского спроса по Х.Лейбенстайну

Эффект присоединения к большинству проявляется, когда потребитель покупает то, что покупают другие. Он зависит от мнения других потребителей и эта зависимость прямая.

Эффект сноба проявляется, если у потребителя доминирует стремление выделиться из толпы. И здесь отдельный потребитель зависит от выбора других, но эта зависимость обратная. Если другие потребители увеличивают потребление данного товара, то сноб его сокращает.

Эффект Веблена – это престижное или демонстративное потребление, когда товары используются не по прямому назначению, а чтобы произвести впечатление. Цена товара в таком случае складывается из двух составных частей: реальной и престижной. Увеличение спроса связано с тем, что товар имеет более высокую, а не низкую цены. Если доминирует эффект Веблена, то кривая спроса имеет участки с положительным наклоном.

Спекулятивный спрос возникает в обществе с высокими инфляционными ожиданиями, когда опасность повышения цен в будущем стимулирует дополнительную покупку товаров в настоящем.

Нерациональный спрос – это незапланированный спрос, возникший под влиянием сиюминутного желания, внезапного изменения настроения, прихоти или каприза.

Наши рекомендации