Зарубежный опыт системы платных дорог

Платные автомобильные дороги широко распространены в мировой практике. Первым государством, вставшим на путь промышленной революции и оценившим значения сухопутных путей сообщения, была Англия. Причем, после ряда бесплодных попыток улучшить дорожную сеть путем сдачи участков дороги в аренду, начали создавать структуру общегосударственного управления дорогами. Практически за 200 лет, проходя все этапы реконструкции дорог, Англия одна из немногих стран имеет сегодня все дороги с усовершенствованным покрытием.

Широкое применение принципа платности автомобильных дорог в зарубежных государствах началось в 50-х годах.

Процессу возникновения платных автомобильных дорог в большинстве стран мира в значительной степени способствовали экономические реформы, связанные с переходом к рыночной экономике, бурный рост автомобилизации и недостаток бюджетных средств[18].

Платные объекты сооружаются в целях снижения бюджетных расходов и ускорения ввода в действие скоростных автомагистралей.

К настоящему времени платные автомобильные дороги, мосты, путепроводы, тоннели распространены в США, Италии, Испании, Франции, Великобритании, Португалии, Австрии, Австралии, Норвегии, Швейцарии, Греции, Канаде, Китае, Югославии, Корее, Японии, Малайзии, Мексике и ряде других стран.

Наиболее разветвленная сеть платных автомобильных дорог создана в США, Италии, Франции, Японии, насчитывающая в настоящее время от 5 до 8 тыс. километров, что составляет до 10 % и более процентов по отношению к протяженности сети автомагистралей национального уровня. По отношению к общей сети дорог доля платных обычно составляет около 1 %.

В США протяженность платных автомобильных дорог 8 тыс. км. Государство не поощряет использование федеральной помощи на строительство платных дорог (ранее это вообще запрещалось). Федеральная политика предписывает полную окупаемость государственных средств, вложенных в финансирование платных дорог. Размеры платы в США варьируются в широком диапазоне в зависимости от местности, движения, климатических условий, состояния дороги и многих других факторов[19].

В Италии протяженность дорожной сети составляет 167 тыс. км, из них государственные дороги - 46,4 тыс. км, провинциальные - 114,6 тыс. км. Общая протяженность платных дорог - 5693 км. Италия одна из первых в мире приступила к строительству и эксплуатации платных дорог, которые строятся уже более 50 лет. В этой стране строительству платных дорог придали некий общественный интерес. То есть прежде чем в стране начнется новое строительство, дорожная администрация, общественность, региональные структуры власти должны принять решение, что будущая магистраль представляет общественный интерес. В целом, из того количества дорог, которые относятся к категории, представляющей «общественный интерес», 80% - скоростные платные автомагистрали. Во многом благодаря им, удалось решить транспортную проблему в северной Италии. В настоящее время это, в основном, междугородние автострады, обходы городов, тоннели[20].

……

Вывод А

В мировой практике практически все крупные инфраструктурные объекты создаются за счет частных инвестиций, с условием владения и управления объектом инвестором и последующей передачей государству, что и является сущностью концессионной модели.

Предпосылками, обусловливающими целесообразность применения концессионной модели в реализации инвестиционно-строительных проектов в РК, являются: наличие большого количества нереализованных проектов и незавершенных инфраструктурных объектов; кризисное состояние дорожной отрасли, что требует строительства и модернизации необходимых автомагистралей; отсутствие финансовых ресурсов государства для реализации данных проектов.

Основой реализации проектов по строительству коммерческих объектов дорожного хозяйства является широкое привлечение негосударственных отечественных и иностранных инвесторов к созданию платных автомобильных дорог при эффективном государственном регулировании процесса строительства и эксплуатации их.

Наши рекомендации