Тема: «Поведение потребителя в рыночной экономике»

1. Работа над ошибками по самостоятельной работе предыдущей темы.

2. Опрос по основным понятиям темы:

Общая полезность (total utility) – совокупная полезность всех потребляемых благ.

Предельная полезность (marginal utility) – полезность последней единицы потребляемого блага.

Функция полезности – функция, показывающая убывание предельной полезности блага с ростом его количества.

Предельная полезность равна частной производной общей полезности данного блага: Тема: «Поведение потребителя в рыночной экономике» - student2.ru .

Условие равновесия потребителя: Тема: «Поведение потребителя в рыночной экономике» - student2.ru

где MU1 – предельная полезность 1-ого товара; MU2 – предельная полезность

2-ого товара и т.д.; Р1 – цена 1-ого товара; Р2 – цена 2-ого товара и т.д. Тема: «Поведение потребителя в рыночной экономике» - student2.ru

Потребительский выбор (consumer choice) – выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода).

Функциональный спрос – спрос на товар, обусловленный качествами, присущими самому товару.

Нефункциональный спрос – спрос, обусловленный факторами, не связанными с самим товаром.

Эффект присоединения к большинству (bandwagon effect) – эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что потребитель, следуя общепринятым нормам, покупает тот же самый товар, который покупают другие.

Эффект сноба (snob effect) – эффект изменения спроса из-за того, что другие люди потребляют этот товар.

Эффект Веблена (Veblen effect) – эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что товар имеет более высокую (а не более низкую) цену.

Спекулятивный спрос – возникает в обществе с высокими инфляционными ожиданиями, когда опасность повышения цен в будущем стимулирует дополнительное потребление (покупку) товаров в настоящем.

Нерациональный спрос – незапланированный спрос, возникший под влиянием сиюминутного желания, внезапного изменения настроения, прихоти или каприза; спрос, который нарушает предпосылку о рациональном поведении потребителя.

Кривая безразличия (indifference curve) – линия постоянного уровня удовлетворения потребителя (постоянной полезности) от потребления различных благ.

Предельная норма замещения, субституции (marginal rate of substitution)– количество одного товара, которое потребитель готов обменять на другой товар так, чтобы степень его удовлетворенности от потребления данного набора благ осталась без изменения: Тема: «Поведение потребителя в рыночной экономике» - student2.ru ,

где MU1 и MU2 – предельные полезности 1-ого и 2-ого товаров.

Бюджетное ограничение, линия цен, прямая расходов (budget constraint) – все комбинации товаров, которые потребитель имеет возможность купить на располагаемую сумму (бюджет) при данных ценах этих товаров; характеризует совокупность допустимых вариантов выбора набора товаров потребителем при условии полного расходования им имеющегося дохода.

Бюджетное ограничение для двух товаров выражается формулой:

Тема: «Поведение потребителя в рыночной экономике» - student2.ru ,

где Р1 – цена 1-ого товара; Р2 – цена 2-ого товара; Х1 – количество 1-ого

товара; Х2 – количество 2-ого товара; I – доход потребителя.

Кривая Энгеля (Engel curve) – кривая, показывающая, зависимость изменения величины потребления товара от изменения дохода потребителя.

В зависимости от реакции потребителя на изменение дохода при покупке товара различают три категории товаров:

1. ценные товары (luxury goods) – товары, спрос на которые резко увеличивается при росте дохода (предметы роскоши);

2. обычные товары (normal goods) – товары, спрос на которые при росте дохода вначале незначительно увеличивается, но по мере дальнейшего увеличения дохода стабилизируется на каком-либо постоянном уровне (предметы первой необходимости);

3. малоценные (некачественные, инфериорные) товары (inferior goods) – товары, спрос на которые уменьшается при росте дохода и увеличивается при его сокращении.

Взаимодополняемость благ – свойство товаров или услуг удовлетворять потребности лишь в комплексе друг с другом.

Взаимозаменяемость благ – свойство товаров или услуг удовлетворять потребности за счет друг друга.

3. Подумайте: верны ли следующие утверждения?

· Реклама построена в основном на использовании эффекта сноба.

· Рациональный потребитель будет покупать разные товары по одинаковым ценам только тогда, когда полезность этих товаров тоже будет для него одинакова.

4. Выберите правильный ответ:

4.1. Массовый спрос в 1994 г. на акции АО «МММ» объясняется:

а) эффектом присоединения к большинству;

б) эффектом сноба;

в) эффектом Веблена;

г) спекулятивным спросом.

4.2. Поведение российских избирателей на выборах в конце 1993 г., когда совершенно неожиданно высокий рейтинг завоевала ЛДПР (лидер – Жириновский В. В.), можно объяснить главным образом:

а) функциональным спросом на политические услуги ЛДПР;

б) эффектом присоединения к большинству;

в) эффектом сноба;

г) эффектом Веблена.

4.3. Если будет изобретен вечный двигатель, то из теории потребительского поведения исчезнет постулат:

а) множественности видов потребления;

б) ненасыщенности;

в) транзитивности;

г) все постулаты сохранят свою силу.

5. Выполните следующие упражнения:

Упражнение № 1

Студент составил для себя таблицу полезности трех благ в ютилах. Имея 25,2 ден. ед., он купил 3 кг хлеба по цене 2 ден. ед. за 1 кг, 4 л молока по цене 2,8 ден. ед. и 2 кг сахара по цене 4 ден.ед. за 1 кг.

Порция Хлеб, кг Молоко, л Сахар, кг

а) докажите, что студент не достиг максимальной полезности при своем бюджете;

б) какой набор благ обеспечивает студенту максимум полезности при его бюджете.

Упражнение № 2

Студент еженедельно получает от родителей 20 долл. на карманные расходы (еду и развлечения). Начертите бюджетную линию студента для каждой из следующих ситуаций, обозначая продукты питания на вертикальной оси, а развлечения на горизонтальной:

а) цена продуктов питания (РF) - 50 центов за единицу,

цена развлечений (РН) – 50 центов за единицу;

б) РF=50 центам, РН = 1 дол.;

в) РF=1 долл., РН = 50 центам;

г) РF=40 центам, РН = 40 центам;

д) РF=50 центам, РН = 50 центам, но доходы студента увеличиваются до 25 дол. в неделю;

е) Прокомментируйте бюджетные линии г) и д) и сравните их с бюджетной линией а).

Упражнение № 3

Студент читает журналы и слушает музыку, записанную на кассеты. Табл.3 показывает полезность, которую он получает от потребления различного количества журналов и кассет.

Таблица 3

Кол-во Журналы Кассеты
TU MU Тема: «Поведение потребителя в рыночной экономике» - student2.ru TU MU Тема: «Поведение потребителя в рыночной экономике» - student2.ru

Цена журнала – 1,5 долл., а цена кассеты – 7,5 долл. Предположим, что обычно студент покупает 2 кассеты и 10 журналов.

а) Сколько денег тратит студент на покупку этого количества кассет и журналов?

б) Какую полезность он получает от потребления такой комбинации товаров?

в) Рассчитайте предельную полезность, которую он получает от потребления кассет и журналов.

г) Какую полезность он получит, если весь свой бюджет будет тратить на покупку кассет?

д) Рассчитайте отношение предельной полезности к цене для каждого из товаров.

е) При какой комбинации двух товаров полезность окажется максимальной.

Упражнение № 4

В табл.4 показаны три набора безразличия двух товаров: продуктов питания (F) и развлечений (Н), каждый из которых представляет различный уровень полезности.

Таблица 4

Набор 1 Набор 2 Набор 3
Н F Н F Н F

а) Начертите три кривые безразличия – IC1, IC2, IC3.

б) Какая из кривых безразличия отражает наиболее высокий уровень полезности?

в) Какая из кривых представляет самый низкий уровень полезности?

г) Рассмотрите следующие комбинации товаров:

А. 50Н и 8F

Б. 45Н и 4F

В. 12Н и 45F

Г. 25Н и 16F

Обозначьте эти комбинации на кривых безразличия.

д) Может ли быть использована имеющаяся информация для нахождения оптимальной точки выбора потребителя?

6.План написания самостоятельной работы:

6.1. Основные понятия:

· полезность,

· кривая безразличия,

· бюджетная линия,

· предельная норма замены,

· предельная полезность,

· карта безразличия,

· равновесие потребителя,

· излишек потребителя (рента покупателя),

· излишек производителя (рента продавца).

6.2. Вопросы-тесты.

Пример.

Какой из следующих перечней значений общей полезности иллюстрирует закон убывающей предельной полезности?

а) 200, 300, 400, 500;

6) 200, 450, 750, 1100;

в) 200, 400, 1600, 9600;

г) 200, 250, 270, 280;

д) 200, 350, 450, 600.

6.3. Определить, верны или неверны утверждения.

Пример.

Наклон бюджетной линии зависит от соотношения цен двух товаров.

7. Слушание и обсуждение реферата – доклада на тему: «Товары Гиффена: история возникновения этого явления, их характеристика для Украины».

8. Проведение управляемого эксперимента на тему: «Исследование поведение потребителя».

В фильме 1970-х гг. «Большая перемена» один из персонажей берется на спор выпить максимально возможное количество стаканов газированной воды. Через некоторое время эксперимент пришлось прекратить, так как герой фильма уже был не в состоянии потреблять последующие стаканы воды.

Эксперимент, моделирующий потребление, проводится в аудитории, предложив добровольцу потребить, например, максимально возможное количество сдобных булочек. При этом полезно будет попросить студента, исполняющего роль потребителя, перед каждым актом потребления оценивать полезность очередной булочки и построить на основании этих оценок графики зависимости общей и предельной полезностей потребляемых благ от их количества.

Используя результаты эксперимента (это, кстати, может быть лишь мысленный эксперимент), обсудите следующие вопросы:

· Выполняется ли в данном эксперименте закон убывания предельной полезности?

· Является ли функция общей полезности потребляемых благ, построенная по результатам эксперимента, монотонно возрастающей и непрерывной?

· Можно ли среди всего населения земного шара найти человека, который бы соответствовал модели потребителя (экономического человека) в экономической теории?

План семинарского занятия №5

Наши рекомендации