Школа административного менеджмента. Принципы бюрократической организации по Веберу.
ассматривает вопросы совершенствования организации в целом, в отличие от школы научного управления, которая изучала отдельные производственные операции. Во многом это различие определялось личностью разработчиков школ. Тейлор начал свою карьеру рабочим. Анри Файоль (Fayol H.), с именем которого связывают возникновение административной школы управления, и которого называют отцом менеджмента, руководил большой компанией по добыче угля. Целью административной (классической) школы было создание универсальных принципов управления.
Разработкой общих принципов управления занимались практически все научные направления менеджмента. Однако наиболее широкое распространение получили разработки принципов управления административной (классической) школы управления. Сформулированные Анри Файолем 14 принципов управления имеют следующее содержание:
1. Разделение труда — специализация работ, необходимая для эффективного использования рабочей силы.
2. Полномочия и ответственность — каждому работающему должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность за выполняемые работы.
3. Дисциплина — рабочие должны подчиняться условиям соглашения между ними и руководством, менеджеры должны применять справедливые санкции к нарушителям порядка.
4. Единоначалие — работник получает распоряжение и отчитывается только перед одним непосредственным начальником.
5. Единство действий — все действия, имеющие одинаковую цель, должны объединяться в группы и осуществляться по единому плану.
6. Подчиненность интересов — интересы организации имеют преимущества перед интересами отдельных сотрудников.
7. Вознаграждение персонала — получение работниками справедливого вознаграждения за свой труд.
8. Централизация — естественный порядок в организации, имеющей управляющий центр. Лучшие результаты достигаются при верной пропорции между централизацией и децентрализацией. Полномочия (власть) должны делегироваться пропорционально ответственности.
9. Скалярная цепь — неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии («цепь начальников»).
10. Порядок — рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем рабочем месте.
11. Справедливость — установленные правила и соглашения должны проводиться в жизнь справедливо на всех уровнях скалярной цепи.
12. Стабильность персонала — установка работающих на лояльность по отношении к организации и долгосрочную работу так, как высокая текучесть кадров снижает эффективность организации.
13. Инициатива — поощрение работников к выработке независимых функций, в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ.
14. Корпоративный дух — гармония интересов персонала и организации обеспечивает единство усилий (в единстве — сила).
Одним из первых сформулировал принципы рациональной бюрократии немецкий экономист Макс Вебер. Пять его основных принципов предусматривали:
1. Четкое разделение уровней управления, что приводит к появлению высококвалифицированных специалистов.
2. Иерархичность уровней управления, при которой каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему.
3. Наличие взаимосвязанной системы обобщенных формальных правил и стандартов, обеспечивающей однородность выполнения сотрудниками своих обязанностей и скоординированность различных задач.
4. Дух формальной обезличенности, с которым официальные лица выполняют свои должностные обязанности.
5. Осуществление найма на работу в строгом соответствии с техническими квалификационными требованиями. Защищенность служащих от произвольных увольнений.
Школа человеческих отношений и ее вклад в теорию и практику менеджмента. Хотторнский эксперимент и его основные результаты. Вклад Э.Мейо, Ф. Ротлисбергера, М.Фоллет в развитие теории менеджмента.
Хотторнский эсперимент в «Вестерн электрик компании»(1924 -1933) установил влияние человеческого фактора и че ловеческих отношений на производительность труда.
Основные выводы эксперимена:
· Трудовая мотивация определяется социальными потребностями и отношениями с другими людьми
· Важнейший мотив эффективной деятельности – удовлетворенность трудом
· важнейшее значение для мотивации производительности труда имеют социальное обеспечение и забота о каждом сотруднике
· Стремление к обогащению содержания работ, выраженная на рабочем месте, для нивелирования «сверхспециализации труда»
· Признание неформальной стороны организации и роли неформальных отношений
Э.Мейо:
· Открыл влияние социальных и психологических факторов на рост производительности труда
· Сформировал руководящие принципы социального менеджмента: мотивация социальными потребностями удовлетворяется в социальных взаимоотношениях
· Открыл явление неформальной организации, регулирование социальной жизни производительности коллектива
Ф. Ротлисбергер
· Выдвинул идею о неформальных отношениях, которые устанавливают работники, и о групповых нормах поведения
· «Управление и рабочий» (1939г) обобщил результаты Хотторнского эксперимента
М. Фоллет
· Обосновала необходимость научного исследования социально – психологических аспектов управления
· Выявила преимущества групповых интересов перед индивидуальными в процессе совершения деятельности
· Выдвинула идею группового подхода к решению проблем менеджмента, «участие рабочих в управлении»
· Определила менеджмент как « обеспечение выполнения работы с помощью других лиц»
11. Школа поведенческих наук, отличие основных положений школы от положений школы человеческих отношений. Вклад в теорию менеджмента А. Маслоу, Ф.Герцберга, Д. Макклеланда, Д. Мак – Грегора и У.Оучи
С начала 50-х гг. школа человеческих отношений трансформировалась в школу «поведенческих наук», или «бихевиористскую», главным постулатом которой являются не методы налаживания межличностных отношений, а повышение эффективности отдельного работника и организации в целом на основе поведенческих паук. Новый подход стремился в большей степени оказать помощь работнику в осознании своих собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению организацией. В самых общих чертах основной целью этой школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов
А.Маслоу:
· Автор гуманистической психологии
· Автор книги «Теория человеческой мотивации» (1967), в которой создал теорию иерархии человеческих потребностей
· Показал, что мотивами поступков являются не экономические силы, а различные индивидуальные интересы и потребности, которые лишь частично могут быть удовлетворены с помощью денег
· Высший тип потребностей - стремление к более полному выявлению и развитию личных возможностей
Ф. Герцберг:
· Автор теории мотивации, включающей 2 группы факторов трудовой деятельности, условие работы и содержание работы
· Выдвинул гипотезу, что человек должен развиваться благодаря труду
Д. Маккеланд:
· Теория 3 групп человеческих мотивов: стремление к успеху, стремление к власти, тенденции к аффилиации
· Изменение мотивов и мотивационного окружения
· Трудовые компетенции и развитие человеческих ресурсов
· Книга «достигающее общество» (1961)
Д. Макгрегор:
· Утверждение, что существуют 2 вида мен. персонала, основывающихся на теориях Х( формы принуждения) и У (стимуляция)
· Работал над теорией Z, пытаясь соединить стремление корпорации и отдельного человека, эту незаконченную работу продолжал его аспирант
У.Оучи:
· Теория Z. Концепция включения работника в прозводство и организацию, при котором начальство проявляет заботу о личной и семейной жизни каждого подчиненного, коллективный подход к работе и ответственности, крайне высокая степень отождествления работника с компанией.
Системная школа менеджмента. Место и роль организации, как социально – экономической системы в менеджменте. Основные положения системной школы менеджмента: совокупность управляемых элементов объединенных общей целью, иерархические организационные структуры, связующие процессы. Вклад в развитие теории Ч.Бернарда, П.Друкера, Г.Минцберга.
Системная школа менеджмента–совокупность социальных подходов в менеджменте, характеризующих организацию как динамическую, целевую, многофункциональную систему, состоящую из разнородных и взаимосвязанных элементов, связей междууровневой ниши, образующих организационные структуры и имеющих иерархичное устройство.
Основные положения:
Ø Применение принципа соотношения количества и качества потребляемых ресурсов на входе-выходе в процессе производства для улучшения результатов управления предприятием
Ø Формирование нового образа мышления, построенного на единстве всех явлений внутренней и внешней среды
Ø Рассмотрение всех явлений в виде определенных целостных систем
Ø Ориентир систем на достижение конкретных целей
Основное достоинство системной школы - создание теории непредвиденных ситуаций (определение сходства и уникальных свойств возникшей ситуации). К недостаткам необходимо отнести неучет влияния внешней среды.
Так, проявление основополагающего значения и практической роли применения организации в управлении, прежде всего, определяется системой принципов, закладывающей базовые правила, нормы, рекомендации по разработке и реализации целенаправленного воздействия.
В качестве организационных основ и программных установок система принципов управления последовательно объединяет и целенаправленно использует в рамках осуществления комплексного воздействия:
• правила формирования объектов и субъектов управления в качестве элементов системы единой организации;
• формы отражения строения их внутренних взаимосвязей в виде организационной структуры управления;
• порядок организации построения процесса управления в виде последовательностей, циклов и т. д.;
• основные процедуры построения и осуществления системы управления организацией. Это позволяет сформировать комплекс определяющих организационных параметров и характеристик построения и осуществления штатного процесса управления в обычных условиях. Вместе с тем на этих же организационных основах корректируется, адаптируется и применяется оперативное управление внештатным развитием ситуации, что позволяет при его достаточно частом повторении закреплять отработанные механизмы, органично модернизировать и применять действующую систему принципов. Наработанные процедуры унифицируются и систематизируются в качестве проектируемых и адаптируемых разработок организации управления различными объектами, например, при внедрении автоматизированных систем управления технологическими процессами. Организация построения и эксплуатации таких систем основывается на построении стандартных и типовых процедур, что позволяет широко тиражировать и адаптировать ее в конкретных условиях. Эта основа обусловливает необходимость разработки и применения соответствующей системы организации управления таким процессом и т. д.
Ч. Бернард:
· Создал современные теории организации, как систем, каждый из элементов которой имеет свои цели, но тесно связанные другими элементами.
· Систему можно разделить на две части: организацию, включающую взаимодействие людей, и прочие элементы
· Предложил систему стимулирования деятельности
· Выдвинул концепцию социальной ответственности
П. Друкер:
· Определил менеджмент как искусство управления бизнесом и определил основную цель бизнеса: создание потребителя
· Вскрыл взаимосвязь всех элементов организации
· Выдвинул концепцию управления по целям, после выработки которых можно определить её функции, систему и методы взаимодействия («энциклопедия менеджмента» (1975))
· Выдвинул идею самоуправления трудового коллектива
· Разработал введе в теорию социального менеджмента, определил принцип социальной и экономической ответственности менеджера
· Создал концепцию современных корпораций («бизнес и инновации» (1985)
· Обосновал роль инновационного предпринимательства, маркетинга и инноваций в созидательной деятельности («Задачи менеджмента в 21в.» (1997))
· Вскрыл глобальные проблемы менеджмента
Г.Минцберг:
· выделил десять управленческих ролей топ-менеджера