Тема 4. управление технологическим процессом продажи на предприятиях торговли и общественного питания
Содержание торгово-технологического процесса в магазине
Одной из важнейших функций торгового менеджмента является управление технологическими процессами в магазине.
Под этими процессами понимается совокупность последовательных взаимосвязанных операций, выполняемых персоналом магазина, направленных на доведение товаров до покупателей с минимальными затратами ресурсов.
Основными принципами организации технологических процессов в магазинах являются: комплексный подход к выработке оптимальных вариантов продажи товаров, соответствие технологии современному научно-техническому ровню, экономическая эффективность принятой схемы продажи товаров, сохранение качества товаров.
Торгово-технологические процессы условно подразделяют на основные и вспомогательные.
К основным относят: предложение товара, включая выкладку товара, консультации покупателей, продажа товара и обслуживание покупателей, расчетно-кассовые операции, оказание дополнительных услуг покупателям.
К вспомогательным относят: приемка товаров от поставщиков, доставка их в места хранения, обеспечение необходимых условий хранения товаров, подготовка их к продаже, транспортирование в торговый зал.
В магазинах различают три основные схемы технологического процесса продажи.
Первая включает приемку товаров и подачу их посредственно с приемной площадки в торговый зал для продажи. Применение этой схемы технологического процесса обусловливает необходимость выделять для ее осуществления два функциональных помещения: для приемки товаров и для их продажи.
Во второй схеме технологический процесс состоит из трех операций: приемки, хранения и их продажи. В данном случае возникает необходимость в помещении для хранения товаров.
Наиболее сложной является третья схема технологического процесса, которая применяется при организации продажи товаров, требующих предварительной доработки перед подачей их в торговый зал (например, утюжка, чистка). Ее применение требует наличия помещения для подготовки товаров к продаже.
В большинстве случаев в магазинах могут применяться одновременно все три схемы технологического процесса.
В соответствии с характером торгово-технологических процессов формируется структура помещений магазина и организуется их технологическая планировка.
В каждом магазине могут быть выделены следующие группы помещений: торговые помещения, помещения для приемки, хранения, подготовки товаров к продаже, подсобные помещения, административно-бытовые помещения, технические помещения.
Торговое помещение магазина - часть помещения магазина, включающая торговый зал и помещения для оказания услуг. Торговые помещения предназначены для осуществления основных торгово-технологических процессов и занимают центральное место в составе помещений магазинов. Совокупный размер этих помещений характеризует величину торговой площади магазина, в которую входит площадь торгового зала и площадь для организации дополнительных услуг покупателям.
Помещения для приемки, хранения, подготовки товаров к продаже предназначены для осуществления преобладающей части вспомогательных торгово-технологических процессов.
Подсобные помещения обеспечивают осуществление отдельных операций вспомогательных торгово-технологических процессов, в первую очередь, связанных с движением тары и доставкой товаров на дом покупателям.
В состав подсобного помещения магазина входят помещения для хранения упаковочных и обвязочных материалов, технологического оборудования, инвентаря, тары, уборочных машин, отходов упаковки, мойки инвентаря и производственной тары, приема стеклянной посуды от населения, экспедиция по доставке товаров на дом, коридоры, тамбуры, вестибюли.
Административно-бытовое помещение магазина - часть помещения магазина, предназначенная для размещения аппарата управления и включающая бытовые помещения. административно-бытовые помещения включают кабинет директора, конторские помещения для специалистов отдельных функциональных служб, комнаты для отдыха и приема пиши, гардеробные, здравпункт, санитарно-бытовые помещения и др. (не более 5% от общей площади магазина).
Техническое помещение магазина - часть помещения магазина, предназначенная для размещения технических служб и/ или выполнения работ по техническому обслуживанию рабочих мест, торгово-технологического и механического оборудования.
В состав технического помещения магазина входят вентиляционные камеры, машинные отделения лифтов и холодильных установок, электрощитовая, котельная, тепловой узел, камера кондиционирования воздуха, радиоузел, телефонные коммутаторы, опорный пункт автоматизированной системы управления (1-2%).