Анализ и оценка состояния рынка труда
АНАЛИЗ И МОДЕЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА
Анализ и оценка состояния рынка труда
В содержание процедуры анализа и оценки рынка труда входят:
– анализ рынка труда в динамике, т.е. выделение тенденций и направлений изменений процессов;
– анализ рынка труда в статистическом аспекте, т.е. установление основных структурных соотношений и пропорций;
– составление аналитических таблиц, включающих показатели-индикаторы рынка труда;
– исследование факторов, влияющих на состояние рынка труда;
– оценка состояния рынка труда, т.е. подготовка необходимых выводов для проведения процедуры прогноза и обоснования решений по регулированию рынка труда.
Оценка процессов на рынке труда производится исходя из результатов анализа и складывающихся тенденций. Прогноз является основой для выработки мероприятий по регулированию рынка труда и определения объемов необходимых ресурсов. Для выработки конкретных рекомендаций и мероприятий необходимо использовать статистическую отчетность, которая концентрируется в службе государственной статистики и отраслевом министерстве. Это прежде всего данные годовой и текущей отчетности по труду, а также сведения о численности, заработной плате и движении работников, материалы выборочных обследований населения по проблемам занятости, данные мониторинга социально-трудовой сферы. Анализ и оценка рынка труда может включать в себя различные направления.
Экономическая активность населения:
– численность постоянного населения;
– распределение численности населения по полу и основным возрастным группам;
– распределение численности населения по возвратным группам;
– численность населения в трудоспособном возрасте по районам и городам;
– численность экономически активного населения;
– структура экономически активного населения;
– распределение численности экономически активного населения по возрастным группам;
– уровень экономически активного населения по возрастным группам;
– уровень экономической активности мужчин и женщин по возрастным группам;
– распределение численности экономически активного населения по уровню образования;
– распределение численности экономически активного населения по семейному положению;
– Араспределение численности экономически неактивного населения по возрастным группам;
– распределение численности экономически неактивного населения по уровню образования.
Численность занятых в экономике:
– трудовые ресурсы;
– распределение численности занятых в экономике по формам собственности;
– структура занятых в экономике по формам собственности;
– численность занятых по отраслям экономики;
– численность промышленно-производственного персонала по отраслям промышленности;
– удельный вес численности промышленно-производственного персонала отдельных отраслей в общей численности занятых в промышленности;
– численность промышленно-производственного персонала по категориям в отраслях промышленности;
– удельный вес женщин в общей численности занятых в экономике по отраслям;
– удельный вес женщин в численности промышленно-производственного персонала по отраслям промышленности;
– распределение численности работающих в экономике городов и районов;
– распределение численности работающих в экономике городов и районов по отраслям;
– распределение численности занятых в экономике по возрастным группам;
– распределение численности занятых в экономике по полу;
– распределение численности занятых в экономике по уровню образования;
– уровень занятости населения по возрастным группам;
– распределение численности занятых в экономике по полу и статусу;
– распределение численности занятых в экономике по статусу занятости на основной работе;
– распределение численности занятых в экономике по уровню образования и статусу;
– численность работников органов государственной власти и местного самоуправления;
– распределение численности государственных и муниципальных служащих по ветвям власти;
– численность работников, замещавших государственные должности государственной службы;
– численность работников, замещавших государственные должности, по возрастным группам;
– распределение численности работников, замещавших государственные должности, по стажу работы в государственных органах;
– распределение численности работников, замещавших государственные должности, по уровню образования;
– численность лиц пенсионного возраста, замещавших государственные должности;
– численность работников, замещавших муниципальные должности;
– распределение численности работников, замещавших государственные должности в государственных органах, по стажу работы;
– распределение численности работников, замещавших государственные должности, по уровню образования;
– распределение численности работников, замещавших государственные должности, по возрастным группам;
– численность лиц пенсионного возраста, замещавших государственные должности;
– среднегодовая численность работников образования по типам учреждений
– численность профессорско-преподавательского персонала государственных высших учебных заведений;
– численность преподавателей и учителей в образовательных учреждениях.
Затраты на рабочую силу, заработная плата работников:
– затраты организаций на рабочую силу и их структура по отраслям экономики;
– среднечасовые и среднемесячные затраты организаций на рабочую силу в расчете на одного работника в месяц по отраслям экономики;
– изменение структуры затрат предприятий и организаций на рабочую силу в отдельных отраслях экономики;
– структура затрат организаций на социальную защиту работников по отраслям экономики;
– структура фонда заработной платы работников по отраслям экономики;
– динамика индексов средней начисленной заработной платы работников и индексов потребительских цен;
– изменение индексов средней начисленной заработной платы работников и индексов потребительских цен;
– изменение среднемесячной начисленной заработной платы работников организаций по отраслям экономики;
– динамика среднемесячной начисленной заработной платы работников организаций по отраслям экономики;
– среднемесячная заработная плата промышленно-производственного персонала по отраслям промышленности;
– среднемесячная номинальная начисленная заработная плата мужчин и женщин по отраслям экономики;
– среднемесячная номинальная начисленная заработная плата (включая выплаты социального характера) работников федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти и местного самоуправления;
– среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций по отраслям экономики;
– распределение численности работников организаций по размерам начисленной заработной платы;
– распределение численности работников организаций по размерам начисленной заработной платы в производственной сфере;
– распределение численности работников организаций по размерам начисленной заработной платы в непроизводственной сфере;
– распределение численности работников организаций по размерам начисленной заработной платы по отраслям промышленности;
– дифференциация средней заработной платы работников организаций по отраслям экономики;
– просроченная задолженность по заработанной плате работникам организаций отдельных отраслей экономики;
– динамика просроченной задолженности по заработанной плате;
– среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций;
– среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций по основным отраслям экономики.
Условия труда, производственный травматизм:
– удельный вес работников, занятых во вредных и опасных условиях труда;
– удельный вес работников, занятых во вредных и опасных условиях труда в государственных и негосударственных организациях;
– удельный вес численности работников, занятых во вредных и опасных условиях труда, по отраслям экономики;
– удельный вес мужчин и женщин, занятых во вредных и опасных условиях труда;
– удельный вес работников, которым установлены льготы и компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда, по районам и городам;
– травматизм на производстве;
– травматизм на производстве по отраслям экономики;
– основные показатели производственного травматизма и расходы на охрану труда;
– сведения о травматизме на производстве по городам и районам;
– численность пострадавших на производстве в расчете на 1000 работающих по городам и районам.
Безработица, трудоустройство населения:
– численность безработных;
– уровень безработицы;
– распределение численности безработных по возрастным группам;
– распределение численности безработных по уровню образования;
– уровень безработицы по возрастным группам;
– распределение численности безработных по продолжительности поиска работы;
– численность незанятого населения, зарегистрированного в органах государственной службы занятости;
– состав безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости;
– состав безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости, по образованию;
– состав безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости, по причинам незанятости;
– трудоустройство граждан органами государственной службы занятости;
– распределение численности безработных, трудоустроенных органами государственной службы занятости, по продолжительности безработицы (завершенной);
– распределение численности безработных, трудоустроенных органами государственной службы занятости, по продолжительности безработицы (завершенной);
– состав безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости, по возрасту;
– потребность в работниках, заявленная организациями в государственную службу занятости, по отраслям экономики;
– трудовая реабилитация инвалидов органами государственной службы занятости;
– уровень безработицы в разрезе районов и городов;
– численность незанятого населения, состоящего на учете в органах государственной службы занятости, по районам и городам.
Движение работников организаций, использование рабочего времени:
– прием и выбытие работников по отраслям экономики;
– прием и выбытие работников по отраслям промышленности (другим отраслям);
– выбытие работников по причинам;
– неполная занятость работников организаций;
– неотработанное время работниками организаций, не полностью занятыми в производстве;
– неполная занятость работников организаций по отраслям экономики;
– численность работников, находившихся в отпусках по инициативе администрации;
– общий фонд неотработанного времени в связи с работой неполный рабочий день (неделю) по инициативе администрации;
– забастовки.
Внешняя трудовая миграция:
– численность иностранных граждан, привлекаемых на работу;
– распределение численности иностранных граждан, привлекаемых на работу, по полу и возрастным группам;
– распределение численности иностранных граждан, привлекаемых на работу, по отраслям экономики;
– распределение численности граждан, выехавших на работу за границу, по отраслям;
– распределение граждан, выехавших на работу за границу, по полу и возрастным группам;
– распределение численности граждан, выехавших на работу за границу, по уровню образования;
– распределение численности граждан, выехавших на работу за границу, по профессиям и должностям (на момент выезда).
Выборочные обследования по проблемам занятости населения наряду с отчетностью предприятий и организаций играют большое значение. Целью проведения таких обследований является получение информации о численности и составе экономически активного населения, занятых и безработных, уровне экономической активности и безработицы и их динамике. Выборочные обследования по проблемам занятости проводятся в России с 1992 г. С 1999 г. обследование осуществлялось с квартальной периодичностью по состоянию на последнюю неделю второго месяца квартала и проводится во всех регионах Российской Федерации на основе выборочного метода наблюдения с последующим распространением итогов на всю численность населения обследуемого возраста.
Единицами наблюдения являются домашние хозяйства и лица в возрасте от 15 до 72 лет — члены этих домашних хозяйств. Минимальная и максимальная границы возраста обследуемого населения определены при проведении первого обследования в 1992 г. с учетом наличия экономически активного населения в этих возрастах. Отбор единиц наблюдения производится по схеме типологического отбора по следующим переменным: пол, возраст, размер семьи, источник средств существования, образование, национальность, принадлежность жилого помещения. Обследование проводится путем опроса населения по стандартизованному бланку анкеты с готовым текстом вопросов и вариантов ответов, которые расположены в логической последовательности.
Обследование населения по проблемам занятости ориентировано на анализ состава и структуры занятых в экономике по различным признакам: пол; возраст; городское и сельское население; уровень образования; семейное положение; место основной работы; статус в занятости; вид трудового договора; отрасли экономики; форма собственности предприятия, на котором заняты работники; основная и дополнительная работа; вид деятельности.
Важным источником информации являются данные службы занятости населения. Численность и состав незанятого населения, состоящего на учете в органах государственной службы занятости, может анализироваться по следующим направлениям:
– численность незанятых трудовой деятельностью граждан, в том числе признанных безработными;
– численность и состав высвобожденных граждан;
– численность безработных, которым назначено пособие по безработице;
– заявленная потребность в работниках и нагрузка незанятого населения на одну вакансию;
– численность и состав безработных по полу, возрасту, социальному статусу и уровню образования, по продолжительности безработицы и причинам незанятости;
– численность и структура безработных, трудоустроенных службой занятости (в том числе молодежь, женщины, инвалиды, лица, проживающие в сельской местности);
– региональное распределение численности безработных;
– численность граждан получивших услуги по профессиональной ориентации, прошедших профессиональное обучение, участвовавших в общественных работах, оформленных на досрочную пенсию и др.
Состояние рынка труда в регионах систематически отслеживается научно-исследовательскими организациями. Помощь в сборе данных о рынке труда могут оказать и материалы выборочных обследований предприятий. С 1991 г. проводится мониторинг предприятий и банков организацией «Российский экономический барометр». Ввиду важности рассматриваемых вопросов Правительство РФ в 1995 г. утвердило Положение о Всероссийском мониторинге социально трудовой сферы. В целом мониторинг рассматривают как непрерывную систему отслеживания явлений и процессов на основе поступления обновляющейся информации и анализа массовых представлений о них. Все виды мониторинга являются источником дополнительной информации, позволяющим структурам управления различного уровня принимать решения на основе более глубокого анализа и оценки ситуации, в том числе на рынке труда, а также прогнозировать социально-экономические последствия принимаемых решений.
Все перечисленные направления анализа и характеристики социально-трудовой сферы позволяют количественно и качественно оценить ситуацию на рынке труда, разработать конкретные мероприятия по управлению занятостью населения и регулированию рынка труда.