Стандартизация: сущность, цели, принципы, формы

Нормативно-правовая база обеспечения качества продукции строится с использованием двух развиты систем: стандартизации и сертификации.

Стандартизация—«деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции.и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Результатами деятельности по стандартизации являются повышение степени соответствия продукции, процессов и услуг их функциональному назначению, устранение барьеров в торговле и содействие научно-техническому сотрудничеству.

Объектами стандартизации могут быть продукция, процесс, услуга, система, требования, методы и т.д. Основным итогом деятельности по стандартизации является стандарт.

Международная организация по стандартизации (ИСО) определила стандарт как документ, в котором устанавлваются для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов.

На рис. 5.5 приведены основные цели современной стандартизации, которые определяют и результаты стандартизации, и основные направления ее развития.

Стандартизация: сущность, цели, принципы, формы - student2.ru

Рис. 5.5. Цели стандартизации

Стандарты применяются на добровольной основе независимо от страны, места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок.

Применительно к объектам стандартизации и особенностям использования различают следующие виды стандартов:

Стандарт гармонизированный относится к одному и тому же объекту и утверждается различными органами, занимающимися стандартизацией, обеспечивает взаимозаменяемость продукции, процессов и услуг.

Стандарт на продукцию устанавливает требования, которым должна удовлетворять продукция или группа продукции.

Стандарт на процесс устанавливает требования, которым должен удовлетворять процесс с тем, чтобы обеспечить соответствие процесса его назначению.

Стандарт на совместимость— стандарт, устанавливающий требования, касающиеся совместимости продукции или систем в местах их сочленения.

Стандарт на услугу — стандарт, устанавливающий требования, которым должна удовлетворять услуга, с тем, чтобы обеспечить соответствие услуги ее назначению (гостиничное хозяйство, транспорт, автосервис, телевизионная связь и т.п)

Стандарт на систему устанавливает требования к системам.

Стандарт правим приемки устанавливает правила маркировки, упаковки, хранения, транспортирования, эксплуатации и ремонта.

Стандарт технических требований устанавливает требования инормы, определяющие все или основные эксплуатационные, а в ряде случаев и производственные показатели качества и свойства изделий.

Международная организация по стандартизации в 1987 г. выпустила первую версию данных стандартов — стандарты ИСО серии 9000, содержащие такие требования и предназначенные для правильного создания систем управления качеством организаций с тем, чтобы они могли пройти сертификацию по единым международным критериям.


Следует отметить, что новые стандарты ИСО 9001 и 9004, в отличие от аналогичных стандартов версии 1997 и 1994 гг., полностью гармонизированы по структуре и содержанию. Это облегчает их изучение и применение.

Новая структура и принципы управления качеством продукта труда привели к значительному изменению и содержания стандартов новой версии в сравнении с предыдущей. Ее главная идея — максимальное приближение концепции системы менеджмента качества к идеологии TQM.

Разработчики этой версии стандартов на основе анализа и обобщения практики TQM сформулировали восемь принципов менеджмента качества:

1 принцип — ориентация на потребителя. Закрепляет маркетинговый подход к управлению качеством и решению проблем качества в целом. Возможности реализации производимых организацией продуктов труда, а следовательно, и успех в бизнесе зависят от их соответствия потребностям и ожиданиям потребителей.

Запросы потребителей связаны не только с техническим, но и с функциональным качеством, режимом и условиями поставки, условиями обслуживания при использовании продукта труда по назначению, условиями утилизации и т.п.

2 принцип —лидерство руководителя. Необходимо, чтобы руководители высшего звена своим личным примером демонстрировали приверженность качеству. Руководители должны стремиться создавать такую обстановку в организации, в которой люди могут быть полностью вовлеченными в достижение целей организации.

Один из способов реализации принципа — определение руководством предприятия долгосрочной политики и миссии предприятия по вопросам качества.

3 принцип— вовлечение работников. Служащие всех уровней — это сущность организации, их полное вовлечение дает возможность использовать их способности на благо организации. Поэтому необходимо побуждать работников проявлять инициативу в постоянном улучшении качества деятельности организации, активно повышать свои знания, передавать свои знания и опыт коллегам.

4 принцип — процессный подход. Под процессом понимается последовательность действий, которые создают дополнительные ценности путем преобразования с помощью ресурсов входящих элементов в требуемые выходящие.

Процессы требуется разделить на две группы. Первая группа — это основные процессы, в результате которых производятся продукты (услуги) для потребителя и которые создают прямую ценность для потребите- ля. Вторая — поддерживающие процессы, которые необходимы для функционирования других процессов и которые создают косвенную ценность для потребителя. При этом могут существовать субпроцесы, являющиеся составной частью процесса более высокого уровня. Требуется выявить шаги процесса, т.е. действия в рамках процесса. Далее назначаются «владельцы» процесса — должностные лица, несущее ответственность за разра- ботку, организацию, надлежащее функционирование и результаты процесса.

5 принцип — системный подход к менеджменту. Идентификация, понимание и управление системой взаимосвязанных процессов для заданных целей, способствующих результативности и эффективности организации.

6 принцип — постоянное улучшение. Непрерывное или постоянное улучшение — одна из главных целей организации. Реализация этого принципа прежде всего требует определенной перестройки сознания и формирования у каждого работника организации потребности в постоянном улучшении продукции, процессов и системы в целом.

7 принцип —принятие решений, основанное на фактах. Этот принцип чаще всего является альтернативой применяемого на практике способа принятия решений на основе интуиции. На практике, принятие управленческих решений на основе только интуиции в условиях рисков рано или поздно приводит организацию к несостоятельности. Решения будут наиболее эффективными, если они основываются на анализе данных и информации.

8 принцип — взаимовыгодные отношения с поставщиками. Давно доказано, без высокого качества материалов, полуфабрикатов и комплектующих, поставляемых организации, невозможно решать проблемы обеспечения должного качества готовой продукции. В то же время следует учитывать, что взаимовыгодные отношения между организацией и ее поставщиками повышают способность обеих организаций по созданию продуктов труда. Следует продумать и внедрить систему стимулирования достижений и улучшений поставщика.

Наши рекомендации