Издержки производства и их классификация
Сущность издержек производства. В процессе производства товаров и услуг затрачивается живой и прошлый труд. При этом каждая фирма стремится получить возможно большую прибыль от своей деятельности. Для этого фирма старается сократить свои затраты на производство продукции, т.е. издержки производства.
Издержки производства – это совокупные затраты труда на производство товара.
Классификация издержек:
1)явные издержки – это альтернативные издержки, принимающие форму прямых (денежных) платежей поставщикам факторов производства и промежуточных изделий. В число явных издержек входит зарплата, выплачиваемая рабочим, жалованье менеджеров, комиссионные выплаты торговым фирмам, выплаты банкам и другим поставщикам финансовых услуг, гонорары за юридические консультации, оплата транспортных расходов и т.д.;
2)неявные (внутренние, имплицитные) издержки.К их числу относятся альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих владельцам фирмы (или находящиеся в собственности фирмы, как юридического лица). Эти издержки не предусмотрены контрактами, обязательными для явных платежей, и поэтому остаются недополученными (в денежной форме). Обычно фирмы не отражают имплицитные издержки в своей бухгалтерской отчетности, но от этого они не становятся менее реальными.
3)постоянные издержки. Затраты, сопряженные с обеспечением постоянных затрат, именуются постоянными издержками.
4)переменные издержки. Могут быстро и без особых трудностей быть подвергнуты изменению в рамках предприятия по мере того, как изменяется объем выпуска продукции. Сырье, энергия, почасовая оплата труда – примеры переменных издержек большинства фирм;
5)безвозвратные издержки. Безвозвратные издержки обладают отличительной чертой, которая позволят их выделять среди других затрат. Безвозвратные издержки осуществляются фирмой раз и навсегда и не могут быть возвращены даже в том случае, когда фирма полностью прекращает свою деятельность в данной сфере. Если фирма планирует начать работу в некотором новом для себя направлении бизнеса или расширить свои операции, то безвозвратные издержки, связанные с этим решением, как раз и представляют собой альтернативные издержки, сопряженные с началом новой деятельности. Как только решение об осуществлении издержек такого рода принято, безвозвратные издержки перестают быть для фирмы альтернативными, ибо она раз и навсегда потеряла возможность вложить эти средства куда бы то ни было;
6)средние издержки – издержки в расчете на единицу продукции. Они используются для формирования цены. Средние постоянные издержки определяются путем деления суммарных постоянных издержек на количество произведенной продукции. Средние переменные издержки определяются путем деления суммарных переменных издержек на количество произведенной продукции. Средние общие издержки можно рассчитать путем деления суммы общих издержек на количество продукции;
7)предельные издержки – дополнительные или добавочные издержки, связанные с производством еще одной единицы продукции. Предельные издержки помогают определить предельную загруженность, выше которой производство не эффективно. С помощью предельных издержек можно определить минимальный эффективный размер предприятия;
8)издержки обращения – затраты, связанные с доставкой продукции потребителю.
Теории прибыли
Огромное значение прибыли вызвало к жизни различные теории (концепции, гипотезы), объясняющие природу прибыли или ее составных частей.
Теория прибыли как дохода от экономических ресурсов (факторов производства) была описана выше. Ее разделяют большинство экономистов. Остальные теории скорее дополняют ее.
Компенсаторная и инновационная теории прибыли, в сущности, сводят прибыль к предпринимательскому доходу и поэтому рассматривают ее как плату (компенсацию) предпринимателю за его предпринимательскую деятельность. Причем эта плата состоит из двух частей: платы за обычный рутинный труд по управлению предприятием и платы за тот управленческий труд, который ведет к достижению уровня прибыли выше минимально допустимого. Первая часть прибыли совпадает с тем, что называется нормальной прибылью. Вторая часть прибыли возможна тогда, когда в условиях неопределенности (а будущее всегда неопределенно) предприниматель пошел на риск, например на выпуск новых товаров, и этот риск оказался оправданным. Эта часть прибыли выступает как компенсация предпринимателю за его прозорливость. Ее объясняют также тем, что, когда предприниматель вводит технологические, организационные и другие новшества (инновации), он получает за них компенсацию.
Теория монопольной прибыли и объясняет те случаи, когда прибыль является следствием недостаточной конкуренции или даже монополии
24. Теории процента
Процент— это цена, которую люди платят за то, чтобы получить денежные ресурсы сейчас, чем ждать, когда их можно получить в будущем (сегодняшние ресурсы, в т. ч. и деньги) ценнее будущих. Процент — это плата за упущенные возможности или цена приобретаемых возможностей в настоящем (процент всегда положительный).
Существующие теории ссудного процента исходят из наличия неразрывной взаимосвязи между спросом, предложением средств, объемом сбережений и инвестиций, процентом и доходом как элементами единой системы. При сложившимся уровне дохода на инвестиции норма процента на денежном рынке формируется соотношением спроса и предложения денежных средств. Одновременно при неизменной норме процента уровень дохода в «реальном» секторе определяется объемом сбережений и инвестиций.
Экономисты классики придерживались реальной тории процента: реальная норма процента согласно классической теории определяется совсем не количеством денег в обращении, т. е. она определяется теми же факторами, что и норма прибыли. Этот вывод — естественное следствие рассмотренных ранее предпосылок, согласно которым нейтральное удвоение денежной массы М влечет удвоение уровня цен Р. Если 2 М=2 Р, тогда люди будут запрашивать в точности удвоенную величину заемных средств, от которых зависит ставка процента. Первоначальное избыточное предложение ссуд снижает процентную ставку. Когда, наконец, цены удваиваются, реальное количество денег в экономике становится равным прежнему, т.о., пересечение кривых спроса и предложения определяет тот же уровень процентной ставки
Согласно ростовщической теории Аристотеля и Фомы Аквинского процент является средством ростовщичества, поскольку используется нужда потребителя капитала.
• Социалистическая теория эксплуатации (Прудон, Маркс) рассматривает процент как часть трудового дохода, отнимающегося у рабочих и поступающего к капиталисту в качестве нетрудового дохода.
• Теория воздержания (Милль) рассматривает процент как вознаграждение (плату) за отказ от удовлетворения потребностей в настоящем в пользу удовлетворения потребностей в будущем.
• Согласно теории ожидания (Маршал, Кассель) ожидание собственника капитала ставит заемщика в такое положение, когда он должен добиться прибыли во время использования капитала и заплатить за это определенную цену (процент).