Исследовательско-новостные PR-жанры
Исследовательско-новостные жанры – это жанры, которые сооб-щают неоперативную, но актуальную информацию, сопровождающую новостное событие, касающуюся базисного субъекта PR, и предполагают ее анализ, истолкование[38].
В данных текстах объектом отражения являются событие, процесс, персона, и это служит цели поддержания паблицитного капитала базисного субъекта PR. К исследовательско-новостным жанрам PR-текста относятся бэкграундер и лист вопросов-ответов; среди медиатекстов к этой группе жанров можно отнести имиджевую статью и интервью. Последний мы уже рассмотрели, поэтому анализу подвергнем первые два жанра.
БЭКГРАУНДЕР
Бэкграундер – это информационный материал, представля-ющий необходимую информацию о профиле работы базисного субъекта PR, его продуктах и услугах, истории создания и развития и др.
Этот текст обычно не передает новостной информации и не содержит сенсационного сообщения. Он является дополнением к пресс-релизу. Здесь можно найти факты, различного рода примеры, ранее не известные целевой общественности, либо известные, но носящие второстепенный по отношению к основному новостному событию характер.
Информация, представленная в бэкграундере, воспринимается журналистами как сведения «из первых рук», и если ее удается сделать интересной, то вероятность выхода материала об организации заметно повышается. К тому же людям нравится читать истории, а не сухое изложение фактов.
Бэкграундер также может служить источником информации для сотрудников организации при подготовке брошюр, статей, ньюс-релизов, а кроме того, он используется для ознакомления с организацией новых сотрудников.
Большинство бэкграундеров состоит из следующих основных частей:
1. Заголовок, ясно дающий понять тему материала.
2. Развитие и динамика темы бэкграундера. Например, если материал посвящен новой модели автомобиля, то в нем рассказывается об идее его возникновения, предыдущих моделях и др.
3. Развернутые сведения о предмете материала. Это основная часть бэкграундера, которая основывается на точных фактах. В бэкграундере могут присутствовать в виде цитат, и в достаточно большом количестве, авторитетные мнения лиц, представляющих базисный субъект PR.
4. Бэкграундер имеет закрытую текстовую структуру: наличие заключительной части обязательно, и она может быть выделена графически.
Бэкграундер печатается на бланке компании с указанием имени РR-менеджера и его контактов для журналистов.
Рассмотрим пример бэкграундера, посвященный Петербург-скому фестивалю молодежной моды «FestMode».
Санкт-Петербург – город движения, быстрого ритма со множеством цветов и ярких красок. Ежегодно в Санкт-Петербурге открываются сотни фирменных и мультибрендовых бутиков.
Молодым людям становится очень сложно следить за последними модными тенденциями. Петербургский фестиваль молодежной моды «FestMode» призван указать молодым людям верный путь к моде. Показать стильную одежду самых популярных магазинов Северной Столицы. Петербургский фестиваль молодежной моды «FestMode» – первое модное событие, которое предназначено для молодежи культурной столицы.
Петербургский фестиваль молодежной моды «FestMode» ориентирован на позиционирование моды и стиля в жизни современного молодого человека. Проект предназначен для продвижения известных торговых марок среди молодежи Санкт-Петербурга с целью создания оригинальных и модных образов.
Представленные на Петербургском фестивале молодежной моды «FestMode» модели одежды, обуви и аксессуаров доступны каждому следящему за последними тенденциями молодому человеку, который может легко приобрести понравившиеся ему вещи в магазинах нашего города. Данный фестиваль модной молодежной одежды pret-a-porter не имеет аналогов в Санкт-Петербурге, поскольку открывает для аудитории доступные модели одежды, достойные считаться образцом молодежного стиля.
Петербургский фестиваль молодежной моды «FestMode» проводится в одном из самых модных мест нашего города – в ресторанном зале гостиницы «Москва», расположенной в историческом центре города. Зал Петербургского фестиваля молодежной моды «FestMode» вмещает до двух тысяч человек, которые в течение трех часов смогут одновременно открыть для себя новые коллекции более двадцати модных брендов. И, соответственно, сделают выбор в пользу популярных торговых марок – в пользу Моды и Стиля.
Проект, дата проведения которого назначена на 6 ноября 2008 года, станет первым масштабным модным событием для молодежи, которой небезразличен ее внешний облик. Петербургский фестиваль молодежной моды «FestMode» станет единственным Гидом по стилю, непредвзятым и авторитетным проводником в мир моды и красоты. Зрители показа увидят только самые лучшие модели одежды, обуви и аксессуаров, представленные в коллекциях популярных магазинов. Задачей организаторов модного молодежного события стало продвижение стиля путем представления широкой публике ярких и при этом доступных брендов.
В тексте вся информация подчинена новостному поводу – проведению петербургского фестиваля молодежной моды. Информация расширяется, дополняется посредством введения в текст «связующих деталей» с культурной столицей. Материал можно было бы «усилить» цитатами организаторов фестиваля или известных модельеров.
В тексте также отсутствует заголовок. Материал напечатан на бланке компании с указанием контактных телефонов.
Обычно бэкграундер посвящен истории компании и поэтому на практике часто имеет такой заголовок: «Общая информация о компании» или «Компания … История успеха». В этом случае структура бэкграундера может выглядеть следующим образом:
1) общая характеристика компании;
2) основание компании и первые шаги ее развития;
3) легенды, занимательные истории об основателях (если в организации есть) – все это делает бэкграундер занимательным для чтения и значительно увеличивает его шансы заинтересовать журналиста;
4) указание на кризисоустойчивость – важный компонент создания положительного имиджа компании;
5) далее представляется сегодняшний день развития компании, достижения и ее перспективы.
Представим в качестве примера следующий бэкграундер:
Www.uimp.ru
ХОЛДИНГ УИМП
Россия, Санкт-Петербург, тел./факс: (812) 611-00-80, 380-97-96, e-mail: [email protected]
Бэкграундер
О Холдинге УИМП
Холдинг УИМП начал свою деятельность в 1991 году как небольшое предприятие по производству металлоконструкций. В настоящее время объединяет 22 специализированные компании и занимает одну из лидирующих позиций на строительном рынке Санкт-Петербурга.
Холдинг УИМП ориентирован на максимально полное и эффективное удовлетворение потребностей Заказчика-Инвестора путем комплексного подхода к строительству, что позволяет в короткие сроки реализовывать проекты любого уровня сложности: от поиска и приобретения пятен застройки, административного сопровождения, изготовления строительных металлоконструкций до строительства «под ключ», с возможностью дальнейшей эксплуатации объектов.
Направления деятельности: девелопмент, брокеридж, консалтинг, инжиниринг, генподряд, проектирование, строительство, реконструкция, инженерные сети, теплоэнергетика, очистка и защита фасадов, производство металлоконструкций, производство щебня, охрана.
В состав Холдинга входят следующие компании:
ООО «УИМП-ХОЛДИНГ», Управляющая компания
Координирует действия предприятий Холдинга с целью повышения эффективности их взаимодействия, разрабатывает стратегию развития.
ООО «УИМП-Девелопмент»
Разработка концепции, управление проектами, ведение коммерческой деятельности и технической эксплуатации нового объекта.
ООО «УИМП-Брокеридж»
Полный комплекс услуг по купле-продаже, аренде недвижимости. Юридическое сопровождение сделок, консалтинг, маркетинг, мониторинг рынка недвижимости.
ООО «УИМП-КОНСАЛТИНГ»
Сопровождение инвестиционно-строительных проектов, управление проектами и оценка их эффективности.
ООО «УИМП-ИНВЕСТ»
Выполнение функций Заказчика-Застройщика. Финансирование инвестиционно-строительных проектов.
ООО «УИМП Проект»
Генеральное проектирование зданий и сооружений различного назначения с получением всех согласований.
ООО «ПОЛИТЕХ-УИМП-XXI ВЕК»
Компьютерное моделирование и проектирование уникальных сооружений, научное сопровождение проектов, разработка виртуальных моделей.
ООО «МП УИМП-ИНЖИНИРИНГ»
Инжиниринг, управление проектом. Генеральный подряд на строительство с получением всех согласований и сдачей объекта приемочной комиссии.
ООО «УИМП-СТРОЙМОНОЛИТ»
Возведение монолитных железобетонных и сборных конструкций зданий и сооружений I и II уровней ответственности. Генеральный подряд на строительство монолитных зданий и сооружений.
ООО «УИМП-АЗС-СТРОЙ»
Генподряд на строительство автозаправочных станций, автомоек, станций технического обслуживания.
ООО «УИМП Строй»
Монтаж металлоконструкций сборного железобетона, стенового ограждения и кровли. Устройство наружных инженерных сетей и коммуникаций. Генеральный подряд на быстровозводимые здания из металлоконструкций.
ООО «УИМП-РЕКОНСТРУКЦИЯ»
Мансардное строительство: разработка концепции и бизнес-плана реконструкции здания, инвестирование денежных средств в возведение мансардных этажей.
ООО «УИМП», Завод металлоконструкций
Производство металлоконструкций по индивидуальным заказам, проектирование (разделы КМ и КМД), комплектация «под ключ» быстровозводимых зданий и сооружений в любой точке России.
ООО «УИМП-ЗМК-2»
Металлообработка и изготовление металлоконструкций строительного и производственно-технического назначения.
ООО «ЛЕСНОЙ КАМЕНЬ», ООО ДСЗ «ЛЕСНОЙ 1»
Добыча и производство щебня из габбродиабаза (месторождение «Лесное», Карелия).
ООО «УИМП-ГРАНИТ»
Реализация щебня всех основных фракций из габбродиабаза (месторождение «Лесное», Карелия).
ЗАО «УИМП-КЕРАМИКА»
Освоение месторождения кембрийских глин «Копорское», реализация проекта строительства завода по изготовлению кирпича.
ООО «СПЕКТРЭНЕРГО»
Проектирование, изготовление, монтаж, реконструкция и обслуживание газовых котельных, газопроводов, тепловых узлов и систем отопления.
ООО «ПроектВентМонтаж»
Проектирование и монтаж внутренних инженерных сетей: водопровод, канализация, вентиляция, отопление и кондиционирование.
ООО «Фасады Петербурга»
Официальный, эксклюзивный представитель на территории С-З региона французской компании Guard Industrie; очистка и защита любых поверхностей.
ЗАО «Охранное предприятие «Кондор»
Полный комплекс охранных мероприятий для юридических и физических лиц.
Многолетний опыт сотрудничества и совместной работы над проектами позволяет компаниям Холдинга УИМП действовать как единый слаженный механизм. Это существенно сокращает сроки строительства, оптимизирует стоимость и гарантирует качество выполняемых работ. При этом компании, входящие в состав Холдинга, максимально самостоятельны, внутренние заказы составляют 30–40 % от общего объема выполняемых ими работ.
С 1991 года на территории РФ и стран ближнего зарубежья Холдинг УИМП ввел и сдал в эксплуатацию более двух с половиной тысяч объектов различного назначения.
Наиболее значимые объекты, выполненные Холдингом УИМП: в Санкт-Петербурге – комплекс из двух автосалонов Mazda и РАG, автосалоны «Мультимоторс» и «Победа Моторс», дистрибуционный склад компании «Лента», гипермаркеты «О’Кей», таможенные терминалы Trans Sphere и «Евросиб-Терминал», бизнес-центр «Прогресс», учебный корпус ИМОП Политехнического университета, ресторан KFC, ТЦ на Ленинском проспекте, 121 В, первая очередь жилого комплекса на ул. Латышских стрелков, торгово-развлекательный комплекс МебельWood; а также торговый комплекс «Империал» в Пскове, пивоваренный завод «Дека» в Великом Новгороде, гипермаркет «Лента» в Петрозаводске, первая очередь терминально-логистического комплекса «Евросиб» в Новосибирске.
Наиболее крупные объекты, находящиеся в работе Холдинга УИМП на сегодняшний день: в Санкт-Петербурге и Ленинградской области – автосалоны «Атлант-М» на Пулковском шоссе и «Альянс» на проспекте Большевиков, центр оптово-розничной торговли в Кудрово, вторая очередь бизнес-центра «Прогресс» на наб. Черной речки, здание производственно-бытового назначения «АлюмоСистем-Монолитстрой» в промзоне «Парнас», вторая очередь жилого комплекса на ул. Латышских стрелков, ресторан MAMA-ROMA на Новочеркасском проспекте, паркинг открытого типа на ул. Байконурская, административно-складской комплекс в Горской волости, многофункциональный комплекс на Наличной улице. Из региональных объектов можно выделить торговые комплексы «Магнит» в Адлере, Ульяновске и Димитровграде, торговый комплекс «Бимарт» во Владимире.
В настоящее время Холдинг УИМП реализует ряд девелоперских проектов: в Санкт-Петербурге – многофункциональные торговые комплексы на Дальневосточном и Комендантском проспектах, жилой дом со встроенными административными помещениями в Петроградском районе, жилой дом со встроенным паркингом в Красном Селе; в Ленинградской области – центр оптово-розничной торговли в Кудрово, промышленно-логистический комплекс «ИндустриПарк «Федоровское» в Тосненском районе; многофункциональный торговый комплекс в Петрозаводске.
Все компании Холдинга УИМП имеют необходимые сертификаты и лицензии. Система менеджмента качества сертифицирована в соответствии с ISO 9001:2000.
Строим будущее!
ЛИСТ ВОПРОСОВ-ОТВЕТОВ
Лист вопросов-ответов – жанровая разновидность PR-текста, позволяющая в форме ответов на возможные или наиболее часто задаваемые вопросы поддерживать паблицитный капитал органи-зации (фирмы)[39].
В отличие от традиционного журналистского интервью, в этом жанре как вопросы, так и ответы составляются сотрудниками РR-структуры. Т. е. PR-специалист сам составляет вопросы и ответы на них, однако это может быть информация, извлеченная методом интервью у должностного лица компании и оформленная соответствующим образом.
Лист вопросов-ответов может быть подготовлен для открытой печати, для мероприятий, связанных с прессой (как составная часть пресс-кита), для корпоративного буклета и т. д.
Особенности листа вопросов-ответов:
1. Несвязанность текста, т. е. гибкость структуры диалога. Подобная структура позволяет менять вопросы местами, при этом общий смысл диалога не меняется.
2. Диалоговое единство, т. е. все задаваемые вопросы и ответы на них должны быть на одну тематику.
Не рекомендуется перегружать лист вопросами – оптимальное количество вопросов в листе составляет примерно 5–7.
Вопросы должны быть по возможности конкретными – Кто? Как? Когда? Что?
Не рекомендуется употреблять вопросы категории «расскажите», «покажите».
Вопросы и ответы чаще всего отделяются отдельной строкой и выделяются жирным шрифтом или другим цветом.
Лист вопросов-ответов никогда не подписывается.
Лист вопросов-ответов обычно имеет следующий заголовок: «Компания … Часто задаваемые вопросы».
Рассмотрим, например, следующий текст, опубликованный в газете «Метро» от 26 октября 2010 года.
ЭКСПЕРТ РАССКАЗАЛ ВСЮ ПРАВДУ О СОКЕ
– Есть ли в соках «Любимый сад» консерванты?
– Нет! Ни консервантов, ни красителей, ни других вредных добавок. Только польза и вкус настоящих фруктов.
– Чем отличается осветленный сок и сок с мякотью?
– В сок с мякотью добавляют натуральное фруктовое пюре.
– В каком соке меньше всего калорий?
– В лимонном, но это не повод отказываться от других соков. Питаться надо разумно.
– Чем полезен яблочный сок?
– Яблочный сок «Любимый сад» содержит витамины А и В, калий, магний, железо и фосфор.
– Есть ли разница между европейскими соками и соками, которые употребляют в России?
– По качеству – нет. А по вкусу – есть. В России предпочитают соки из более сладких сортов фруктов.
В качестве примера данного жанра приведем также часть текста из интервью главного редактора газеты «Аргументы и факты». Сообщается, что интервью составлено из самых острых вопросов читателей (что недоказуемо). Главная задача материала – повышение паблицитного капитала, имиджа редакции газеты и журналистов – абсолютно незакомуфлирована.
Главный редактор «АиФ»: «Жареные» факты в «Аргументах» –
под запретом![40]
–Способна ли в наше время пресса помогать людям?
– Мы стараемся, чтобы наши публикации приносили ощутимую пользу конкретным людям. Именно поэтому в «АиФ» есть много полезных рубрик –например, «Право имею». В ней мы обучаем читателей, как отстоять гражданские, социальные и другие права. Люди нам шлют после этого письма, в которых рассказывают, как конкретно применили на практике наши советы. Был случай, когда наша читательница отстояла свои права на пенсию, которую ей неправильно рассчитали. Дошла – только представьте себе – до Страсбургского суда! Это был невероятно тяжёлый процесс, ведь ей пришлось сначала с боем пройти все инстанции в России, а это нелегко. Но упорной пенсионерке удалось отсудить «правильную пенсию», и мы гордимся этой победой, потому что есть в ней и наше участие.
– Раньше после публикаций в газете могли уволить какого-нибудь бюрократа, а сейчас у нас СМИ стали какие-то беззубые. Вам удается давить на власть?
– С «давлением» на власти дело обстоит сложнее, но тем почетнее добиться конкретных результатов. Главное – чтобы журналист ставил перед собой цель что-то конкретно улучшить и изменить, а не возбудить вхолостую интерес читателя, который и так порой чрезмерно возбужден нашей тяжелой жизнью. У нас много примеров действенности публикаций, мы даже завели специальную рубрику «АиФ» выступил – меры приняты», чтобы вместе с читателями отслеживать полезность работы газеты.
Например, мы первыми начали кампанию по борьбе с игровыми автоматами, казино – со всей этой гадостью, которая затягивает людей похлеще алкоголя. Поначалу все было безнадежно, но мы не сдавались. Писали острые статьи про губительность «игорного змия», не давали спокойной жизни начальникам всех уровней. Наконец, на встрече с президентом наш журналист Саша Колесниченко задал вопрос о том, когда людей оградят от казино и игровых автоматов, непосредственно Путину. Через год еще раз напомнил о проблеме, и... И, видимо, проанализировав всю информацию по азартному беспределу, президент вник в проблему и дал указания кремлевской администрации сделать «игорный закон» максимально жестким. Сейчас игровые притоны находятся в стадии запрещения и должны быть отселены в специальные зоны. Но мы не успокаиваемся и контроль над этой проблемой не теряем, потому что, как все мы видим, почти ничего нигде не строится в «отдаленно игровых местах», а это значит, что акулы игрового бизнеса надеются вернуться в города и закон переписать.
Мы начали акцию «Чистая Россия» – и тоже увидели поддержку и со стороны вновь избранного президента, и в очень широких кругах. Проблема наведения чистоты в стране – начиная со свалок и заканчивая душами людей – не на годы, а на десятилетия. Задача трудная, но кому, как не нам, за нее браться? Мы считаем, что газета – авангард борьбы за хорошее и справедливое. Ведь у аифовцев есть больше возможностей, чем у простого человека – за нами стоит десятимиллионная аудитория, нас уважают и нас боятся. Поэтому нам сам бог велел сражаться за реальное улучшение жизни людей.
– Вы лично пользуетесь советами экспертов «АиФ»? Проверяете на себе то, что публикуется в вашей газете?
– Когда я прочитываю тексты журналистов, я многие-многие советы примеряю на себя – начиная от нашего раздела «Здоровье», там масса полезной информации, и новой, и уже проверенной. Наша изюминка –советы от читателей, но непременно с комментариями врачей. Мы даем людям правовые и экономические советы, рассказываем, как сохранить и приумножить деньги, приглашая для этого серьезных аналитиков.
Я одним таким финансовым советом очень удачно воспользовался. В свое время была принята такая норма, что если покупаешь дачу или дом, то можно как бы недоплатить часть налогов и вернуть приличную сумму. Когда мы это только-только опубликовали, я как раз собирался покупать дачу. Публикация подтолкнула меня к тому, чтобы быстренько воспользоваться предложенной льготой, потому что у нас в стране, если чего-то по закону не сделать, непременно его очень скоро отменят. Вы будете смеяться, но эти выплаты действительно резко сократили! Только я успел вернуть деньги, депутаты аккуратно эту льготу «обрезали».
– В «АиФ» есть цензура?
– Цензура – слово плохое. И его, вернее, ее у нас нет. Эпоху обязательной цензуры мы, к счастью, давно пережили. Я сам ездил с версткой «Аргументов и Фактов» к засекреченному человеку, который сидел в специальном кабинете. Он внимательно читал все наши полосы, что-то зачеркивал красным карандашом, ставил особый штампик. Снимал много хороших материалов. Когда, например, Бродский стал лауреатом Нобелевской премии, мы взяли комментарии у известных людей, написали отличную статью, но... Нам номер остановили, сказали: «Снимайте!» Поделать ничего было нельзя, ни одна типография без цензурного значка печатать газету не имела права.
Вот почему сейчас, в гораздо более свободное время, цензуру мы не приемлем. Это не значит, что мы печатаем все без разбору. У нас есть четкие нормы этики и приличия. Главный наш «цензурный» принцип – в газете нельзя обижать людей. Не важно, какого уровня – от простого человека до президента страны. Еще нельзя врать. Нельзя пользоваться ситуацией для того, чтобы получить сомнительную выгоду. Многие коллеги из других изданий с радостью публикуют дутые и выдуманные сенсации, для нас это неприемлемо.
Мы никогда не используем «жареные факты». Исключение – если факт «поджарен» самой жизнью. Если в Косово разбивают православные храмы, или чиновник издевается над простым человеком, или машина со спецсигналами создаёт проблемы для движения – тогда мы об этом обязательно напишем. Но, если популярный артист приболел, мы никогда не «прокукарекаем», что он находится на грани смерти, чтобы через номер написать, что, извините, ошиблись, выздоравливает...
– Ходят слухи, что у всех редакторов самых влиятельных газет в кабинете стоит «вертушка» для связи с Кремлем. Это правда?
– Нет, неправда, причём для аифовцев это вопрос принципиальный. Еще когда наш редактор-основатель Владислав Старков на редколлегии предложил нам обсудить, ставить «кремлевку» или нет, все единодушно высказались против. Мы договорились, что раз мы народная газета, то должны связываться с властью по обычному городскому телефону. Не получается – грош цена этой власти.
И, вы знаете, никаких проблем никогда не было, власть от нас не пряталась, так что необходимости в «вертушке» нет никакой. Все это от лукавого. Как выясняется, и прослушиваются эти специальные телефоны, и среди «кремлевок» уже градация. Раньше это была АТС-1, потом появилась АТС-2, потом еще что-то...
Специальная суперзакрытая связь нужна там, где есть государственные тайны, а в отношениях прессы и власти «вертушки» – это пережиток.
Вопросы, как видим, в тексте «нацелены» на поддержание позитивного имиджа газеты как свободной от давления власти газеты, «помощника» и «опоры» народа во всех аспектах жизнедеятельности, а ответы максимально полно отражают оптимизированную информацию об «Аргументах и фактах». Материал позволяет фокусировать внимание аудитории на тех деталях сообщения, которые, по мнению главного редактора газеты, могут представляться для общественности наиболее актуальными, интересными и востребованными.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Голобородов, В. А. Радиожурналистика: учеб. пособие / В. А. Голо-бородов. — М.: ИУП, 2008.
2. Головкин, П. Вперед Россию поведет Борис Грызлов/ П. Голов-кин // Коммерсантъ. — 2010. — 07 окт.
3. Елина, О. Кто, как и куда приглашает. Оригинальные идеи приглашений / О. Елина // URL: http://www.officemart.ru/souvenir/ articles/articles113.htm (дата обращения: 22.10.2010).
4. Ким, М. Н. Технология создания журналистского произведения / М. Н. Ким. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001.
5. Князев, А. Основы тележурналистики и телерепортажа: учеб. пособие / А. Князев. — Бишкек: КРСУ, 2001.
6. Колесников, А. К Владимиру Путину подгребли на галерах / А. Колесников // Коммерсантъ. — 2010. — 08 авг.
7. Колесников, А. Мэры приняты / А. Колесников // Коммерсантъ. — 2010. — 02 авг.
8. Коростелова, М. Т. Иван Краско: «Актер – воплощение времени» / М. Т. Коростелова // Санкт-Петербургские ведомости. — 2010. — 17 сент.
9. Кривоносов, А. Д. Основы теории связей с общественностью / А. Д. Кривоносов, О. Г. Филатова, М. А.Шишкина. — СПб.: Питер, 2011.
10. Кривоносов, А. Д. PR-текст в системе публичных коммуникаций / А. Д. Кривоносов. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001.
11. Кройчик, Л. Е. Система журналистских жанров. Основы творческой деятельности журналиста / Л. Е. Кройчик; под ред. С. Г. Корконосенко. — СПб.: СПбИВЭСЭП, 2000.
12. Мамонтов, А. А. Практический PR. Как стать хорошим PR-менеджером. Версия 3.0 / А. А. Мамонтов. — СПб.: Питер, 2010.
13. Мельник, Г. С. Основы творческой деятельности журналиста / Г. С. Мельник, А. Н. Тепляшина. — СПб.: Питер, 2009.
14. Радиожурналистика / под ред. A. A. Шереля. — М.: Высш. шк., 2000.
15. Реклама и связи с общественностью: учеб. пособие / А. Д. Кривоносов, М. А. Шишкина; под ред. А. Д. Кривоносова. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004.
16. Связи с общественностью. Составление документов. Теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов / В. В. Данилина, М. В. Луканина, Л. В. Минина, Л. К. Салиева; под ред. Л. В. Минаевой. — М.: Аспект Пресс, 2008.
17. Соколов, А. Б. Как писать пресс-релизы, новости, анонсы тренинговым и консалтинговым компаниям? / А. Б. Соколов // URL: http://www.treko.ru/klub_koord (дата обращения: 10.10.2010).
18. Стругов, М. Владельцу «Хромой лошади» не спится в СИЗО/ М. Стругов // Коммерсантъ (Пермь). — 2010. — 21 сент.
19. Телевизионная журналистика / под ред. Г. В. Кузнецова, В. Л. Цвика, А. Я. Юровского. — М.: Высш. шк., 2002.
20. Тертычный, А. А. Жанры периодической печати / А. А. Тертыч-ный. — СПб: Аспект-Пресс, 2006.
21. Туманов, Д. В. Творим золотым пером: Мастер-класс для начинающих журналистов / Д. В. Туманов. — Казань, 2000.
22. Цвик, В. Л. Введение в журналистику: учеб. пособие / В. Л. Цвик. — М.: МНЭПУ, 2000.
23. PR: культура деловых коммуникаций. Как это сделать в России. Работа и отношения со СМИ. — СПб.: Справочники Петербурга, 2005.
Дашевская И. Г.
СМИ КАК ПРЕДПРИЯТИЕ