Общая информация по самостоятельной работе
СБОРНИК ЗАДАНИЙ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ)»
ДЛЯ БАКАЛАВРОВ
Учебное пособие
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
УДК 338.45 + 338.46
ББК 65.291
Богатырева, С. В., Титов, А. Б. Сборник заданий для самостоятельной работы по дисциплине «Экономика организации» (предприятия) для бакалавров: Учеб.пособие. СПб.: СПбГТЭУ, 2014.
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры экономики организации и ценообразования 22 октября 2014 года, протокол № 3.
Предназначено для бакалавров по направлениям подготовки 080100 «Экономика», 080200 «Менеджмент», 100700 «Торговое дело», 100800 «Товароведение» по дисциплине «Экономика организации (предприятия)», подготовлен в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.
Рецензенты:
докт. экон. наук, профессор, заведующая кафедрой экономики предпринимательства ФГБОУ ВПО «СПбГЭУ» Ялунер Е. В.;
докт. экон. наук, профессор, декан факультета подготовки кадров высшей квалификации, заведующий кафедрой статистики и моделирования социально-экономических процессов ФГБОУ ВПО «СПбГТЭУ» Т. Г. Максимова
©Богатырева С. В., Титов А. Б., 2014
©ФГБОУ ВПО «СПбГТЭУ», 2014
Содержание
Введение. 4
1. Общая информация по самостоятельной работе. 5
2. Этапы выполнения самостоятельной работы.. 7
3. Пример оформления самостоятельной работы, выполненной на основе данных из отчетности ОАО «Каменск-Уральский завод по обработке цветных металлов». 17
Тема 1. Основные средства предприятия. 17
Тема 2. Оборотные средства предприятия. 21
Тема 3. Финансы предприятия. 26
Тема 4. Затраты на производство и себестоимость продукции. 29
Тема 5. Финансовые результаты деятельности предприятия. 34
Общий вывод. 39
4. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.. 40
Приложение. 43
Введение
Дисциплина «Экономика организации» относится к циклу профессиональных дисциплин.
Необходимыми условиями для освоения дисциплины являются:
знаниезаконов философии, законов рынка и их следствий, принципов экономической теории, основ правоведения, основ общей теории статистики и экономической статистики, основ менеджмента, основных прикладных программ Microsoft Office;
умение мыслить философскими категориями, применять в своих суждениях экономические законы и категории, применять в расчетах статистические показатели для анализа динамических рядов, анализа структуры целого, использовать в расчетах электронные таблицы Excel, применять программы для создания мультимедиа презентаций, пользоваться справочно-правовыми системами «Консультант+»/ «Гарант»;
владение основными статистическими методами анализа данных, навыками пользования информационными электронными ресурсами.
Содержание дисциплины является логическим продолжением содержания дисциплин микро- и макроэкономика, философия, статистика, право, информационные системы в экономике и служит основой для освоения дисциплин бухгалтерский учет и анализ, маркетинг, внешнеэкономическая деятельность, финансы, финансы организаций, рынок ценных бумаг, страхование, финансовый менеджмент, комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности, бухгалтерский управленческий учет.
Цельюосвоения дисциплины является достижение следующих результатов образования:
знания:
- о взаимосвязях и взаимозависимостях в развитии экономических процессов на предприятии; источниках и приемах сбора и обработки исходной информации; основных показателях оценки эффективности использования экономических ресурсов предприятия; основ построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микроуровне;
умения:
- высказывать собственное аналитическое мнение по экономической тематике; самостоятельно выделить цель, подобрать и использовать содержание и соответствующие ему формы и методы осуществления самостоятельной профессиональной деятельности; выявлять влияние законодательных и нормативно-правовых актов на хозяйственную деятельность предприятия в условиях рынка; осуществлять поиск информации по полученному заданию - сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических задач; использовать источники экономической, социальной, управленческой информации; рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы экономические и социально-экономические показатели; выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей; анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств; разрабатывать экономические разделы планов предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств; строить на основе описания ситуаций стандартные теоретические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты; анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы на микроуровне; делать грамотные экономические выводы и вырабатывать конструктивные предложения для принятия управленческих решений;
навыки:
- самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений; применения знаний о нормативно-правовой базе в области регулирования хозяйственной деятельности предприятия при анализе и планировании, выборе и экономическом обосновании управленческих решений;
владение:
современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на микроуровне.
Общая информация по самостоятельной работе
Цель: научиться использовать источники экономической, социальной, управленческой информации; осуществлять выбор инструментальных средств для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей; анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности открытых акционерных обществ; анализировать во взаимосвязи экономические явления и процессы на микроуровне; анализировать результаты расчетов; представлять результаты аналитической работы в виде выступления, аналитического отчета.
Задание.
Выбрать (по желанию) для проведения анализа одно предприятие, осуществляющее деятельность в форме ОАО и публикующее финансовую отчетность минимум за три последовательных года (предпочтительно за шесть лет). Предприятие, выбранное каждым студентом, не должно дублироваться другими студентами.
Исходная информация может быть представлена например в сети Интернет как на официальном сайте предприятия, так и на различных серверах раскрытия информации (например http://www.e-disclosure.ru/), кроме того поиск можно осуществлять по ключевым словам «Отчет эмитента ОАО _______________» в любой поисковой системе.
В течение третьей недели учебного семестра староста группы извещает преподавателя о закреплении за студентами предприятий в виде списка.
Провести комплексный анализ экономического состояния выбранного предприятия на основе заданий в разрезе тем дисциплины, методических указаний и разработочных таблиц, приведенных в разделе «2. Этапы выполнения самостоятельной работы».