Объекты прохождения практики.
Учебно-методический комплекс
Для специальности: 080502 «Экономика и управление на предприятии (торговли и общественного питания)»
Рекомендовано кафедрой:
Протокол № 7
«19» мая 2010г.
Зав. кафедрой ____________
Маркевич И.В.
Пермь 2010
Содержание
1. Общие положения
2. Цель и задачи практики
3. Организация практики
4. Содержание практики
5. Порядок подведения итогов практики
Приложения:
1. Титульный лист отчета
2. Дневник практики
3. Директор торговой фирмы
4. Экономист
5. Менеджер
6. Отзыв-характеристика
Общие положения
Программа практики составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования II поколения по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (торговли и общественного питания)» для отрасли торговли, Положением о порядке организации и проведения практики студентов, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 24.01.2003 г., Положением о практике студентов РГТЭУ и предназначена для студентов, обучающихся по этой специальности с присвоением квалификации экономист-менеджер.
Кафедра экономического анализа и статистики при организации практики студентов учитывает специфику инфраструктуры отрасли, состоящей из около 1,5 млн. предприятий, основанных на частной собственности и имеющих разные размеры и специализацию.
В составе отрасли малые предприятия (более 80% предприятий в розничной торговле и 90% в оптовой торговле); торговые посредники; крупные супермаркеты; универсамы и универмаги; торговые центры; независимые предприятия и организационные торговые сети; оптовые рынки; крупные холдинги в оптовой торговле; вертикально интегрированные производственно-торговые компании и т.д. Специфической составляющей инфраструктуры отрасли являются предприятия общественного питания, в том числе некоммерческой службы (при образовательных, детских, лечебных учреждениях, на транспорте, по месту работы и т.д.), развитию которых уделяется большое внимание, как фактору, способствующему сохранению здоровья населения.
Деятельность предприятий отрасли регулируется Гражданским, Налоговым, Трудовым кодексами; отраслевыми стандартами для розничной торговли и общественного питания, санитарными и строительными нормами, системой законодательных и нормативных документов по защите прав потребителей и контролю работы предприятий на рынке товаров и услуг.
Вместе с тем вопросы организации и регулирования экономической деятельности предприятия полностью определяются менеджментом предприятия и зависят от уровня его квалификации. А именно эти вопросы влияют на размер издержек предприятия, объем получаемой прибыли и соответственно уровень торговых надбавок. На сегодня уровень издержек в объеме товарооборота по предприятиям торговли России существенно выше, чем в странах с развитой экономикой, что снижает их конкурентоспособность.
Ознакомительная практика студентов направлена на приобретение представления о проблемах, решаемых предприятиями при работе в условиях конкуренции, принципах, методах и средствах управления ими. Предусматривается обязательное ознакомление с должностными обязанностями руководителей предприятия и специалистов. Для сравнения в приложении приведены типовые должностные обязанности директора, экономиста и менеджера согласно Тарифно-квалификационному справочнику (утвержден Минтрудом в 1998 г.).
Обучение студентов должно проводиться учетом привития им навыков использования современных методов управленческой работы – свободного пользования профессиональными компьютерными базами данных, программами, компьютерными технологиями, повышающими производительность управленческого труда.
Цель и задачи практики
Цель учебно-ознакомительной практики состоит в закреплении и углублении теоретических знаний, полученных за три года обучения, подготовка к осознанному и углубленному изучению общепрофессиональных и специальных дисциплин.
Задачи практики: знакомство с организацией и практическими методами управления реальными процессами торговли на разных уровнях; выявление проблем, возникающих перед руководителями разных уровней в текущей деятельности, и путей их решения; формирование профессиональных умений; приобретение навыков работы в коллективе.
Организация практики
Учебно-ознакомительная практика студентов является одной из составленных частей учебного процесса. Продолжительность практики 2 недели по завершении учебы на третьем курсе. В процессе практики студентов подчиняются внутреннему распорядку предприятия – объекта практики.
Объекты прохождения практики.
Практика организуется:
· на предприятиях – базах практики в соответствии с договорами между ПИ (ф) РГТЭУ и торговыми структурами;
· на предприятиях торговли и общественного питания на основе договоров или гарантийных писем- запросов о направлении студента на практику.
Студенты заочной формы обучения, работающие по профилю избранной специальности, организуют практику самостоятельно. Студентам этой формы обучения, имеющим стаж практической работы по вопросам экономической и управленческой деятельности, решением кафедры экономического анализа и статистики может быть зачтена учебно-ознакомительная практика.
Практика может проходить на предприятиях оптовой и розничной торговли, общественного питания, оптовом рынке, в департаментах, регулирующих процессы торговли, в предприятиях, специализирующихся на оказании услуг предприятиям торговли (консалтинговых, аудиторских, дизайнерских фирмах, поставщиках оборудования, программного обеспечения, маркетинговых агентствах, финансовых структурах и т.д.). Кроме этого кафедра может организовать групповые экскурсии в наиболее продвинутые торговые структуры для ознакомления с передовыми технологиями торгового дела, экономикой и управлением фирмой.
Рабочие места прохождения практики определяются в соответствии с примерным календарно-тематическим планом и содержанием практики.
Обязанности студента-практиканта.При прохождении производственной экономической практики студент обязан:
- изучить и строго соблюдать правила охраны труда и техники безопасности;
- подчиняться действующим правилам трудового распорядка и распоряжениям руководства предприятия, на базе которого он проходит практику;
- выполнять в полном объеме задания, предусмотренные программой, календарно-тематическим планом и графиком прохождения практики;
- вести дневник, в который записывается краткое содержание выполненной работы;
- представить на кафедру отчет о результатах прохождения практики с отзывом руководителя практики от предприятия;
- защитить отчет на кафедре у своего руководителя от института в установленные сроки.
Студент, не выполнивший программу практики, получивший отрицательный отзыв или неудовлетворительную оценку при защите отчета, направляется вторично на практику в период каникул или отчисляется из университета.
Обязанности руководителя практики.Для руководства практикой студентов приказом директора назначаются руководители от Института, приказом руководителя предприятия (организации) – руководитель практики от предприятия (организации).
Работа руководителя практики направлена на обеспечение условий для овладения студентами практическими навыками работы и профессиональными компетенциями.
Руководитель практики от кафедры должен посещать базы практики не реже одного раза в неделю. Посещения в зависимости от цели могут быть:
а) установочные – осуществляются по всем базам практики в первые дни с целью решения организационных вопросов:
- определение количества студентов, приступивших к практике в установленные сроки согласно распоряжению о направлении студентов на практику;
- проверка наличия у студентов дневника практики.
б) консультационные – проводятся руководителями практики в соответствии с календарно-тематическим планом по вопросам выполнения программы практики, индивидуальных и научно-исследовательских заданий студентов, правильности заполнения студентами дневника практики, написания отчетов.
в) контрольные – осуществляются руководителями практики от кафедры во время посещения баз практики. При этом проводятся:
- беседы с руководством баз практики;
- изучение условий для развития профессиональных компетенций;
- учет выхода студентов;
- оценка качества выполнения студентом-практикантом обязанностей (на основании отзывов руководителей практикой от предприятия (организации) и дневника практики);
-изучение вопроса о наличии вакансий с целью дальнейшего трудоустройства выпускников Института.
После посещения объекта (предприятия, организации – базы практики) руководитель практики должен информировать кафедру на очередном заседании о результатах посещения баз практики не позднее окончания срока прохождения практики.
По завершении практики руководитель от Института должен:
- проверить отчет студента и дать на него отзыв;
- организовать защиту представленного отчета.
Содержание практики
Во время экскурсий в различные торговые структуры и ознакомления с работой фирмы-базы практики студенты должны ознакомиться с целым комплексом вопросов:
- История создания и развития фирмы, форма собственности;
- Порядок лицензирования деятельности фирмы и оказываемых услуг, сертификация продукции, обеспечения качества;
- Вешняя среда, в которой функционирует фирма: уровень конкуренции, постоянные и потенциальные потребители товаров и услуг, системы стимулирования сбыта, конкурентные преимущества фирмы и их развитие;
- Система взаимодействия с производителями продукции и оптовыми поставщиками, включая заключение договоров, доставку и хранение продукции, устранение возникающих рекламаций;
- Структура управления, взаимодействие подразделений, права и обязанности их руководителей, должностные инструкции персонала;
- Система оплаты труда и стимулирования сотрудников;
- Внутрифирменная система учета и отчетности, экономические показатели, используемые при управлении предприятием;
- Методы экономического анализа, используемые при выработке управленческих решений;
- Планирование деятельности фирмы - система показателей фирмы;
- Используемые информационные технологии;
- Взаимодействие с органами государственными регулирования;
- Организация работы маркетинговых и рекламных служб;
- Участие в ярмарках, выставках, конференциях, семинарах;
- Система повышения квалификации и переподготовки персонала;
- Социальная поддержка персонала;
- Специфические особенности функционирования торговой фирмы.
Примерный календарно-тематический план
№ п/п | Наименование тем (задачи) | Кол-во дней |
Организация и развитие фирмы, взаимодействие с государственными структурами, поставщиками и потребителями | ||
Внутрифирменная организация и управление фирмой | ||
Экономический анализ, практика управленческих решений | ||
Управление персоналом. Система оплаты и стимулирования труда. Социальная программа. | ||
Специфические особенности фирмы | ||
Написание и защита отчета | ||
Итого: |
При ознакомлении с работой торговой фирмы студенту необходимо обращать внимание на методы анализа, выработку управленческих решений, способы реализации этих решений. Целесообразно также подробнее рассмотреть структуру и обязанности служб, участвующих в анализе работы и подготавливающих рекомендации руководству, по возможности выявить недостатки и дать предложения по их устранению.
Все эти вопросы отражаются в отчете по практике.
В приложениях 3,4,5 даны примерные характеристики должностей директора, экономиста, менеджера торговой фирмы.