Международные туристские организации
Интенсивное развитие международных туристских связей повлекло за собой создание многочисленных международных организаций, содействующих повышению эффективности этой сферы международных экономических отношений. В общей сложности около 70 международных организаций различного профиля и статуса занимаются проблемами развития международного туризма. В их число входят:
специализированные организации в системе ООН;
организации в системе ООН, занимающиеся вопросами международного туризма эпизодически;
неправительственные специализированные организации по международному туризму;
региональные и национальные организации по туризму.
Самой известной специализированной организацией в системе ООН является Всемирная туристская организация(World Tourism Organisation, WTO), основанная в 1975 г. Ее особый статус в системе ООН основывается на Соглашении о сотрудничестве и взаимоотношениях между Всемирной туристской организацией (ВТО) и Ассамблеей Объединенных Наций, одобренном Экономическим и Социальным Советом (ЭКОСОС) в 1977 г. В соответствии с этим документом на ВТО возлагаются ответственность и функции центрального руководящего органа в сфере туризма.
ВТО по сути дела является единственной межправительственной организацией, чья деятельность охватывает все аспекты туризма. Ее создание означало признание не только экономического, социального, культурного, но и политического значения международного туризма. Официальными языками ВТО являются английский, испанский, русский и французский.
Цели, характер, организационная структура и функции ВТО определены ее Уставом, который был принят 27 сентября 1975 г. Начиная с 1980 г. эта дата отмечается как Всемирный день туризма, ежегодно проводимый под определенным девизом.
Основными целями ВТО являются:
· поощрение и развитие туризма как средства, содействующего экономическому развитию, укреплению мира, процветанию, повышению взаимопонимания между народами, всеобщему уважению и соблюдению прав человека и фундаментальных свобод без различия расы, пола, языка и религии;
· соблюдение интересов развивающихся стран в области туризма.
Устав ВТО предусматривает три уровня членства:
· действительные (полноправные) члены;
· ассоциированные члены;
· присоединившиеся члены.
Статус действительного члена доступен для всех суверенных государств, которые ратифицировали или согласились с уставом ВТО. Ассоциированными членами могут быть любые территориальные формирования, не несущие самостоятельной ответственности за свою внешнюю политику. Статус присоединившихся членов предоставляется международным организациям (как межправительственным, так и неправительственным), имеющим специальные интересы в туризме, а также коммерческим организациям и объединениям, деятельность которых связана с задачами и полномочиями ВТО (например, авиакомпаниям, турагентствам, гостиничным и ресторанным цепям, банкам, ис-. следовательским институтам, учебным заведениям и др.). Эти учреждения объединены в Комитет присоединившихся членов. Его функционирование обеспечивается деятельностью рабочих групп по следующим направлениям: молодежный туризм, выбор потребителей и их поведение, инвестиции в туризм, туризм и здравоохранение, туризм и информационные средства. В настоящее время в ВТО входит более 140 действительных, 4 ассоциированных (Аруба, Макао, Нидерландские Антильские Острова, Пуэрто-Рико) и свыше 350 присоединившихся членов. Кроме того, статус постоянного наблюдателя имеет Ватикан.
С момента основания ВТО ее членом являлся СССР, который неоднократно избирался в ее руководящий орган (Исполнительный совет). С 1992 г. членство в ВТО стала осуществлять Российская Федерация как правопреемник бывшего СССР. В 1993 г. на X Генеральной ассамблее ВТО (о. Бали, Индонезия) в действительные члены организации были приняты Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Туркменистан и Узбекистан, в 1997 г. на XII сессии (г. Стамбул) -- Армения и Украина, в 2001 г. на XIV сессии (Сеул, Осака — Южная Корея и Япония) — Азербайджан. Интерес к вступлению в ВТО проявляют также Республика Беларусь и Таджикистан. В качестве присоединившихся членов в ВТО входят ряд крупнейших компаний и учебных заведений стран СНГ. Среди них ВАО «Интурист» (Россия), НК «Шелковый путь» (Казахстан), гостиничный комплекс «Анипро» (Украина), НТК «Белинтурист» (Беларусь) и др. ВТО имеет следующую структуру:
· Генеральная ассамблея, региональные комиссии;
· Исполнительный совет, комитеты;
· Секретариат.
Генеральная ассамблея, состоящая из представителей государств — действительных членов ВТО, является высшим органом организации. Каждый действительный или ассоциированный член может назначать в Генеральную ассамблею до пяти делегатов, присоединившиеся члены — по одному наблюдателю, а Комитет присоединившихся членов — не более трех наблюдателей. Ассоциированные и присоединившиеся члены не имеют права голоса. Решения принимаются простым большинством голосов, если иные процедуры не предусмотрены уставом. Очередные сессии Ассамблеи проходят раз в два года. Генеральной ассамблеей созданы шесть региональных комиссий (для Африки, Америки, Восточной Азии и Тихоокеанского региона, Южной Азии, Европы, Ближнего Востока), которые призваны проводить ее рекомендации в подответственные им регионы и поощрять внутрирегиональный туризм.
Исполнительный совет состоит из 25 членов (24 из них избираются на основе географического распределения на четыре года — по одному на каждые пять действительных членов; представитель Испании как страны пребывания ВТО входит в состав
450
Исполнительного совета постоянно). В состав Совета входят также без права голоса один ассоциированный член, избираемый ассоциированными членами ВТО, и один представитель присоединившихся членов. Из стран СНГ в состав Исполнительного совета входят Российская Федерация и Украина.
Исполнительный совет собирается не менее двух раз в год. Решения принимаются, как правило, простым большинством голосов (действительных членов). Совет выполняет функции, которые могут быть возложены на него Ассамблеей, представляет ей свои предложения, анализирует общую программу работы, подготавливаемую генеральным секретарем, до ее представления на рассмотрение Генеральной ассамблеи. В своей работе Совет опирается на комитеты: технический комитет по программам и координации (ТКПК), бюджетно-финансовый комитет (БФК), комитет содействия, статистический комитет, комитет экспертов по вопросам безопасности и охране туристов.
Секретариат возглавляет генеральный секретарь, назначаемый Генеральной ассамблеей на четыре года по рекомендации Исполнительного совета (возможно повторное назначение) и являющийся законным представителем ВТО. Свои функции он выполняет при помощи заместителя генерального секретаря и генерального координатора. Генеральный секретарь подотчетен Генеральной ассамблее и Исполнительному совету. Он руководит работой по исполнению и применению резолюций и решений, принимаемых руководящими органами, представляет Совету доклады о деятельности ВТО, документы о финансовой отчетности, проекты программ и бюджета.
Заместитель генерального секретаря помимо выполнения других задач осуществляет контроль за работой региональных представителей, назначаемых для каждого из шести регионов генеральным секретарем. Региональные представители при помощи региональных опорных отделений обеспечивают поддержание связей между ВТО и ее ассоциированными и присоединившимися членами. Генеральный координатор координирует работу различных подразделений Секретариата.
Бюджет ВТО формируется за счет взносов действительных, ассоциированных и присоединившихся членов. Шкала взноси определяется на основе уровня экономического развития каждой страны и значения для нее туризма.
Деятельность ВТО охватывает следующие направления:
· сотрудничество и развитие: консультации и помощь правительствам по широкому кругу вопросов туризма (базисные планы, технико-экономическое обоснование, определение потребностей в инвестициях, передача технологий, информационное продвижение национального туристского продукта и т.д.). ВТО создает условия для упорядочения действий различных стран (регионов) в туризме путем разработки и введения определенных принципов в области международного туризма. ВТО не только разрабатывает эти документы (акты), но и следит за их исполнением, поощряя разрешение международных туристских разногласий. Кроме того, организация выступает в роли международного центра по координации сотрудничества в области развития международного туризма, расширяя возможности отдельных стран участвовать в международном рынке туристских услуг, и тем самым вносит вклад в экономику каждой из них;
· развитие человеческих ресурсов: разработка международных стандартов и методик образования и профессиональной подготовки в области туризма, организация курсов повышения квалификации для преподавателей и инструкторов, краткосрочных заочных курсов, расширение сети центров образования и подготовки кадров;
· окружающая среда и планирование: экологически устойчивое развитие туризма, перевод экологических проблем в плоскость их практического решения, участие в научных форумах и семинарах. ВТО содействует .обеспечению устойчивого развития туризма, а 2002 г. был объявлен годом экологического туризма;
· качество развития туризма: содействие решению комплекса взаимосвязанных вопросов (либерализация, здравоохранение и безопасность), касающихся услуг в сфере туризма, устранение барьеров, либерализация торговли услугами в сфере туризма, стандартизация требований к визовым, пограничным, таможенным и другим формальностям;
· статистика и макроэкономический анализ: ВТО является основным центром сбора, анализа и распространения данных по туризму из более чем 180 стран и территорий.
Исследования, которые включают в себя изучение статистики в области транснационального туризма, разработку „ новых методов оценки и прогнозирования, направлены на повышение объективности измерения экономического значения туризма. Исследовательская деятельность ведет к увеличению методов статистики. Одной из последних разработок в этом направлении является введение вспомогательного счета в туризме — универсальной методологии, рекомендованной для внедрения во всех странах. ВТО обеспечивает выпуск следующих изданий: «WTO Basic Documents», «Yearbook of Tourism Statistics», «Travel and Tourism Barometer», «World Directory of Tourism Education», «Directory of Multilateral Sources of Financing for Tourism Development» и др., а также публикует серии технических справочников «WTO News and Information Bulletin» и предлагает базы данных по туризму.
ВТО приняла ряд деклараций и документов по вопросам туризма, среди которых особое значение имеют:
· Манильская декларация по мировому туризму (приложение 1);
· Гаагская декларация по туризму (приложение 2);
· Глобальный кодекс этики туризма (приложение 3);
· Хартия туризма, Кодекс туриста (приложение 4);
· Осакская (1994 г.) Декларация по туризму (приложение 26);
· Осакская (2002 г.) декларация тысячелетия (приложение 27).
Периодически проводится анализ развития международного туризма в 6 регионах. При этом выявляются факторы как способствующие ускоренному развитию туризма, так и препятствующие этому; определяются пути решения вопросов о юридической защите прав иностранных туристов и их безопасности; обобщаются основные формы межгосударственных контактов в сфере диверсификации туристских услуг в мировом масштабе и определяются направления правовой регламентации связей между туроператорами и их партнерами в странах, принимающих туристов, а также между потребителями и производителями туруслуг.
Под эгидой ВТО разработана методология подготовки планов туристского развития как на национальном, так и на межрегио-
нальном уровнях. На ее основе предложена методика, используемая в различных странах при разработке программ развития туризма.
Учитывая чрезвычайно большую роль в развитии туризма национальных туристских администраций (НТА), ВТО разработала следующие рекомендации по их функциям:
· представление правительственных интересов по туризму в международном масштабе: заключение двусторонних и многосторонних соглашений с целью увеличения туристских потоков между странами-участницами; организация совместных маркетинговых исследований туристского рынка; оптимизация туристских национальных ресурсов; привлечение технического и финансового сотрудничества; обеспечение взаимного упрощения таможенного контроля; полицейское и денежное регулирование;
· организация туристских услуг в национальном и международном масштабах;
· планирование и развитие туризма (составление планов и программ развития туризма);
· регулирование и контроль предприятий, включенных в систему туризма (регулирование и правовое обеспечение в гостиничном хозяйстве, классификация гостиниц и ресторанов, инспекция и изучение лицензий на право деятельности);
· публикация статистики и обзоров исследования рынка (изучение мнений, исследование поведения потребителей);
· сбыт туристских продуктов в других странах (создание туристских агентств за рубежом для обеспечения информацией и сбыта; публикация брошюр, листовок, путеводителей и специальной туристской информации);
· деятельность по облегчению, унификации или устранению таможенного и пограничного контроля;
· создание структур по приему гостей и обеспечению их туристской информацией;
· обеспечение профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в туризме (курсы, семинары, учебные программы);
· защита и сохранение туристских ресурсов и эксклюзивного наследия страны (монументов, исторических мест), кампании по защите культуры и искусства;
· охрана окружающей среды (проведение кампаний по охране природы, парков отдыха, естественных ресурсов).
Для исполнения этих обязанностей ВТО определила ключевые правительственные функции управления и контроля за развитием туризма: маркетинг; координация туристский деятельности и развития; планирование; финансирование; правовые вопросы.
В рамках Программы развития ООН Всемирной туристской организацией осуществляется финансирование различных проектов помощи развивающимся странам по следующим направлениям:
· укрепление организационной структуры НТА;
· оценка туристских возможностей для реализации в будущем;
· подготовка персонала по туристскому и гостиничному обслуживанию;
· планирование развития туризма;
· исследование туристского рынка;
· реклама и содействие туризму;
· технико-экономическое обоснование строительства гостиниц;
· развитие зимних видов спорта и культурного туризма;
· сохранение исторических памятников;
· молодежный туризм;
· социальное влияние туризма;
· развитие и управление центрами отдыха для групп населения с низким и средним уровнем доходов.
К числу организаций ООН, занимающихся вопросами международного туризма периодически, относятся:
· Конференция ООН по туризму и путешествиям, впервые проведенная в 1963 г. в Риме;
· Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС);
· Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО);
· Международная организация труда (МОТ);
· Конференция- ООН по торговле и развитию (ЮНКТДЦ);
· региональные экономические комиссии ООН.
Большую роль в развитии международного туризма играют неправительственные специализированные организации.
Прежде всего необходимо отметить Всемирную федерацию ассоциаций туристских агентств (ФУААВ), объединяющую око-до 80 национальных ассоциаций и более 1400 индивидуальных членов. Она создана в 1966 г. с целью защиты профессиональных интересов туристских агентств и оказания им необходимой профессиональной, технической и правовой помощи.
Развитие и обеспечение безопасного, специализированного и экономически эффективного международного рынка авиаперевозок обеспечивает Международная организация гражданской авиации (International Civil Aviation Organization — ICAO), учрежденная Чикагской конвенцией в 1944 г. и работающая под эгидой ООН. Эта организация, членами которой являются более 180 стран, ставит перед собой следующие цели:
· обеспечение безопасности и контроль роста и развития международной гражданской авиации во всем мире;
· поддержка и поощрение процессов создания и использования воздушных средств с учетом охраны окружающей среды;
· поддержка и поощрение создания воздушных коридоров, аэропортов и различных удобств, условий для нужд международной гражданской авиации;
· улучшение выполнения основных требований людей к авиатранспорту: безопасность, качество обслуживания, регулярность полетов, экономичность;
· поощрение экономических мер по предотвращению необоснованных соперничеств между авиакомпаниями разных стран;
· контроль за соблюдением прав стран — участниц ICAO и реальными возможностями каждой страны владеть и управлять международной авиакомпанией;
· недопущение дискриминации между странами — членами ICAO;
· пропаганда безопасности полетов; » способствование развитию международной гражданской авиации.
Координацию действий мировых авиакомпаний, направлена обеспечение безопасности и повышение эффективности воздушных перевозок, осуществляет Международная ассоциация
воздушного транспорта (International Air Transport Association —. 1ATA), основанная в 1919 г. и реорганизованная в 1945 г. 1АТд представляет собой профессиональную ассоциацию авиационных компаний, осуществляющих международные рейсы. Главные ее функции — упорядочение международного коммерческого авиационного сообщения, введение единых для всех членов правил и процедур и установление согласованных тарифов на пассажирские авиаперевозки на международных маршрутах.
Высшим органом IATA является ежегодная Генеральная ассамблея, на которой выбирается президент и исполнительный комитет, а основной целью — реализация политики ICAO.
Ассоциация содействует перемещению людей, почты и грузов из одной точки мира в другую, используя различные комбинации маршрутов воздушной сети. Резолюции, принятые на транспортных конференциях, касаются не только билетов, но и путевых листов, документов на багаж и др. Эти резолюции унифицируют и координируют процедуры расчетов и позволяют ускорить бронирование и связь между авиакомпаниями. Организация также создала и проработала жесткий список тарифов и маршрутов. При ее содействии стало возможным соединение воздушных трасс многих частных авиакомпаний в единую систему.
Установление тарифов — одна из важнейших составляющих работы IATA. Необходимость согласования тарифов среди всех авиакомпаний — членов IATA — это одновременно и политика, и практика, так как все тарифы международных авиакомпаний контролируются правительствами стран — владельцев авиакомпаний.
Членами IATA являются более 260 авиакомпаний, совершающих международные полеты. На их долю приходится около 95 % международного регулярного сообщения.
Чтобы стать членом и участником ассоциации, авиакомпания должна иметь сертификат, подтверждающий регулярность перевозок данной авиакомпаней, выдаваемый правительством.
Туристские агентства участвуют в деятельности IATA через ее специальное отделение — Международную организацию агентов авиакомпаний (International Airlines Travel Agents Network IATAN). Каждому турагентству, прошедшему процедуру аккредитации и соответствующему определенным требованиям, при-
сваивается номер, служащий своего рода визитной карточкой при осуществлении расчетов с авиакомпаниями. IATAN следит за соблюдением правил и стандартов деятельности, единых требований к финансовому положению турагентств, продающих авиабилеты на международные авиарейсы, и выполняет функции связующего звена между туристскими агентствами и авиакомпаниями — членами IATA.
Деятельностью в области делового туризма занимается Международная ассоциация делового туризма -- International Business Travel Association (IBTA), основанная в 1974 г. Она объединяет 13 национальных ассоциаций из стран Европы, Северной Америки и Австралии. При этом ее членами являются не только сами национальные ассоциации делового туризма Австрии, Австралии, Великобритании, Дании, Франции, Финляндии, Испании, Канады, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Швеции и США, но и их члены. Помимо национальных ассоциаций членство в IBTA открыто и для поставщиков услуг делового туризма: авиа- и железнодорожных перевозчиков, гостиниц, автотранспортных компаний, туроператоров, карточных платежных систем, глобальных систем бронирования, специализированной прессы, обладающих высокой профессиональной репутацией. Благодаря этому была создана инфраструктура, насчитывающая более 4000 организаций — как поставщиков, так и потребителей услуг сферы делового туризма во всем мире.
IBTA имеет два вида членства: прямое и ассоциированное. При этом потребители услуг относятся к категории прямых членов, а поставщики услуг — ассоциированных.
Среди ассоциированных членов IBTA можно назвать такие известные компании, как American Airlines, British Airways, Lufthansa, Swissair, Accor Hotels, Marriott Hotels, Avis Rent-A-Car Systems, Hertz Europa, American Express, Visa International, Amadeus, BTI American, Carlson Wagonlit Travel и др.
IBTA является уникальной организацией, обладающей опытом, ресурсами и знаниями, необходимыми для решения разнообразных проблем, с которыми сталкивается индустрия делового туризма. Это позволяет ей успешно выполнять важную миссию — обеспечивать своих членов информацией о состоянии Рынка, тенденциях его развития, новых технологиях, что крайне
необходимо для процветания бизнеса. Ассоциацией разрабатываются и осуществляются образовательные программы в целях повышения профессионализма ее членов и соблюдения ими этических норм ведения бизнеса.
На заседании руководителей Национальных ассоциаций — членов IBTA, проходившем в ноябре 1999 г. в Австралии, единогласно было принято решение о создании стандарта на предоставление информации для потребителей. Необходимость разработки такого стандарта продиктована сложившейся ситуацией, когда потребителям стало трудно получать информацию, необходимую для планирования поездок. Источники информации разрознены, принципы их построения не унифицированы. В связи с этим крайне необходимо создать универсальный формат, который бы максимально упростил обмен информацией между поставщиками и потребителями услуг, облегчая тем самым последним принятие решений. При этом выиграют все: потребители получат доступный и надежный источник необходимой им информации, расходы поставщиков на создание баз данных существенно снизятся, a IBTA достигнет своей основной цели — обеспечить беспрепятственный обмен информацией между поставщиками и потребителями услуг делового туризма во всем мире.
С целью содействия установлению контактов между представителями всех направлений, существующих в деловом туризме, обмена идеями между ними, совершенствования профессиональных знаний специалистов, предоставления им уникальных информационных ресурсов образована Ассоциация специалистов по организации корпоративных поездок — Association of Corporate Travel Executives (ACTE), насчитывающая в своих рядах свыше 2400 специалистов из 29 стран мира в области организации деловых поездок и поставщиков необходимых для этого услуг.
АСТЕ считает своими равноправными членами как потребителей, так и поставщиков услуг в сфере делового туризма. Ассоциация концентрирует усилия на развитии тесного взаимодействия между всеми ее членами с целью создания своего рода сообщества профессионалов, понимающих и уважающих точку зрения своих партнеров по бизнесу, что ведет к более продуктивному взаимодействию между ними.
Членами АСТЕ являются как организаторы корпоративных мероприятий и поездок, так и представители авиакомпаний, гостиниц, турфирм, компаний по аренде автомобилей, компьютерных систем резервирования, специалисты в области страхования, налогообложения, профессионального образования, а также журналисты, представляющие деловую прессу.
Ассоциацией разработан этический кодекс, требующий соблюдения ее членами высочайших стандартов в этике взаимоотношений и честности при совершении сделок. При приеме новых членов АСТЕ обращает особое внимание на их приверженность этим принципам. Член АСТЕ, нарушающий ее этические принципы, может быть подвергнут санкциям в соответствии с ее Уставом. Важнейшее требование кодекса — достоверность информации. Члены Ассоциации должны предоставлять только точную и правдивую информацию о необходимых им или оказываемых ими услугах. В кодексе также содержатся требования к сохранности конфиденциальной информации, соблюдению установленных властями законов и правил, недопущению действий, наносящих вред законным интересам Ассоциации или ее членов.
АСТЕ, отличающаяся высоким профессионализмом своих членов, является наиболее энергично развивающейся ассоциацией в сфере делового туризма. Эта тенденция свидетельствует о значимости профессионального подхода к организации международных деловых поездок и подтверждает тот факт, что АСТЕ играет важную роль в международном туризме.
К неправительственным специализированным организациям по международному туризму также относятся:
· Всемирная ассоциация по профессиональному образованию в туризме, созданная в 1969 г.;
· Международный туристский альянс (первоначальное название «Международная лига туристских ассоциаций», 1898 г.), включающий в себя туристские клубы и автомобильные ассоциации. Его целью является развитие всех видов туризма и, в первую очередь, автомобильного. Альянс объединяет более 140 организаций с общим количеством 60 млн членов;
· Международная гостиничная ассоциация (1946);
· Международная федерация кемпинга и караванинга (1932);
· Международная ассоциация научных экспертов по туризму (АИЕСТ), образованная в 1951 г. Она способствует осуществлению научных контактов между специалистами, занимающимися разработкой проблем международного туризма, оказывает содействие научным центрам по туризму, организует научные съезды, конференции и т.д.;
· Международная ассоциация гидов по сопровождению (1961), созданная с целью развития профессионального мастерства гидов, сопровождающих туристов;
· Международная федерация журналистов и писателей по туризму (ФИЖЕТ), образованная в 1954 г. и объединяющая национальные ассоциации и союзы журналистов и писателей, занимающихся проблемами путешествий и международного туризма;
· Международное бюро по социальному туризму (БИТС), сформированное в 1963 г. по инициативе ряда профсоюзных организаций для создания условий, способствующих участию в международном туризме широких слоев населения;
· Федерация международных туристских организаций (1950), деятельность которой направлена на развитие программ обмена. молодежными группами, организацию специальных программ, предусматривающих введение определенных привилегий для молодых путешественников.
Помимо международных транснациональных туристских организаций и объединений существуют также региональные и национальные организации по туризму.
В Европе среди региональных организаций следует отметить Европейскую комиссию путешествий, созданную в 1948 г. и объединяющую 21 страну. Ее работу поддерживает Европейский союз, который рассматривает туризм как индустрию, имеющую огромное экономическое и социальное значение. Цель комиссии состоит в решении следующих задач:
· благоприятствовании кооперированию международного туризма в Европе;
· проведении исследований;
· обмене информацией при проектировании развития туризма и маркетинговых схем;
· продвижении туристского продукта в других странах Европы и европейского туристского продукта в странах мира, особенно в Северной Америке и Японии.
Кроме того, в Европе существуют Европейская организация рекреации и отдыха (1972), Европейская ассоциация пешеходного туризма (1969), Международная федерация неправительственных ассоциаций по охране культурного наследия и природных памятников в Европе (1963), Федерация ассоциаций скандинавских туристских агентств (1939) и др.
Для развития, продвижения и содействия развитию туризма в азиатско-тихоокеанском регионе в 1951 г. образована Азиатско-Тихоокеанская туристская ассоциация (Pacific Asia Travel Association — PATA), представляющая 34 страны. Работа, проводимая этой организацией, направлена на продвижение туризма посредством программ по исследованиям, развитию, образованию и маркетингу. РАТА заработала репутацию лучшего исполнителя среди подобных международных организаций.
К числу объединений американского региона относятся: Международная федерация путешествий и автоклубов, Конференция туристских организаций Латинской Америки, Карибская ассоциация по туризму и др.
Существуют объединения Африканского (Африканская туристская ассоциация, Организация по развитию туризма в Африке и др.) и Арабского регионов (Арабский туристский союз, Арабская федерация ассоциаций туристских агентств и др.).
Большинство стран имеет свои национальные туристские организации. Некоторые из них, например во Франции и Испании, входят в правительство, другие же создаются независимо от правительства, но поддерживаются им централизованными финансовыми вливаниями, как в Великобритании.
Крупнейшим в мире объединением предприятий туристской индустрии является североамериканское American Society of Travel Agents (ASTA), куда входят более 26 тыс. членов — турагентств, туроператоров, отелей, круизных и автопрокатных компаний и т.п., основанное в 1931 г. Членами альянса первоначально стали 60 компаний, поставивших цель совместно отстаивать свои интересы на туристском рынке. Впервые объединение активно проявило себя в 1946 г., когда выступило с жесткой критикой решения IATA
о снижении до 5 % комиссионных от продажи авиабилетов. В 1950 г. был достигнут первый серьезный успех — объединение одержало победу в «битве» с железнодорожными компаниями за внедрение агентских вознаграждений. Одновременно начала расширяться сфера деятельности ASTA. Серьезное внимание было направлено на туристское образование — стали реализовываться первые образовательные программы для работников туристской индустрии.
К началу 70-х гг. XX в. ассоциация уже настолько разрослась, что стала очевидной потребность в структурных изменениях. Был сформирован так называемый маркетинговый отдел (AMSI), основная задача которого — помощь турагентствам в создании качественного туристского продукта, получении скидок у поставщиков туруслуг и т.п. В рамках альянса появился «комитет политических акций» (ASTAPAC) для защиты интересов турфирм на политической арене. Наконец, был сформирован «совет директоров ASTA». Его усилиями ассоциация сумела, наконец, увеличить размер комиссионного вознаграждения от продажи авиабилетов до 7 %. В таком виде структура ассоциации сохраняется до настоящего времени.
ASTA предлагает предприятиям многочисленные варианты сотрудничества. Существуют несколько видов членства в организации: «активные участники», «вторичные продавцы туруслуг», «международные», «ассоциированные», «индивидуальные» члены и др. В зависимости от статуса условия партнерства и требования к кандидатам различаются. Так, статус «активный участник» может получить только компания, расположенная на территории США, имеющая лицензию на турагентскую деятельность и получающая от этой деятельности большую часть доходов.
Кроме того, необходимо участвовать в специальной программе сети агентов авиакомпании (IATAN) или же страховать риски своей деятельности на сумму не меньше чем 1 млн дол. США. Турагент не должен контролироваться какой-либо авиационной, круизной или другой компанией.
В свою очередь, ассоциация не только защищает интересы своих членов, но и размещает информацию о них в своей электронной базе данных и Интернете, освобождает от уплаты налогов при рекламе в печатных СМИ и на телевидении, предоставляет доступ к обширным информационным ресурсам, в том числе
к электронным новостям-рассылкам, организует для работников турфирмы тренинги и семинары, обеспечивает скидки от поставщиков туристского продукта. Вступительный взнос для «активного участника» ASTA составляет 30 дол. США, ежегодные выплаты — 365 дол. США. Для «ассоциированных» членов последняя цифра увеличивается на 100 дол. США.
Одна из наиболее авторитетных европейских национальных туристских ассоциаций — британская Association of British Travel Agents (АВТА), основанная в 1950 г. Ее членами являются более 600 агентств и порядка 2,3 тыс. туроператоров, на долю которых приходится 90 % продаж на рынке Соединенного Королевства.
Своей главной задачей АВТА считает защиту интересов членов организации и формирование своеобразной марки качества британской туристской индустрии. Ассоциация быстро завоевала авторитет, поскольку внедрила в практику финансовую защиту поставщиков туристских услуг и туристов, осуществляемую в виде банковских гарантий и своеобразного страхового фонда, поддерживаемого членами АВТА.
Членство в АВТА не дифференцированно. К участникам альянса предъявляются единые требования, в том числе финансовые. В частности, оплаченный уставный капитал предприятия должен быть не меньше 50 тыс. фунтов, собственные активы — не менее 15 тыс. В штате агентства должен быть хотя бы один квалифицированный специалист со стажем работы в отрасли не менее 2 лет. Регистрационный взнос составляет 330 фунтов, вступительный — 1 тыс. фунтов без учета налогов. Ежегодные выплаты составляют от 515 фунтов и увеличиваются пропорционально объемам продаж. Кроме того, компания должна внести депозит в размере 50 тыс. фунтов в расчете на 2 млн фунтов годового оборота. Эти средства являются основой механизма финансовых гарантий, предоставляемых ассоциацией. Подобная практика направлена на защиту интересов потребителей. АВТА гарантирует туристу, что если его поездка началась, то она пройдет в соответствии с первоначальными планами. Если по каким-либо причинам тур сорвался, еще не начавшись, туристу будет полностью возвращена его стоимость.
Крупной национальной туристской ассоциацией является немецкая Deutscher Reiseburo und Reiseveranstalter Verband (DRV), образованная в 1950 г. и объединяющая более 5000 участников.
качестве ассоциированных членов в объединение входят отели, авиаперевозчики и национальные туристские бюро.
Профессиональные объединения играют заметную роль в жизни крупных туристских государств. Большинство объединений своей главной целью считают лоббирование интересов своих членов. На практике это приобретает самые различные формы. Так, турецкая ассоциация TURSAB в 1991 г. выступила инициатором создания так называемого Учреждения туристских агентов Турции (TURSAV), одной из основных задач которого является поддержка в области образования и повышения квалификации персонала предприятий туристской индустрии. TURSAV организует несколько типов курсов — для менеджеров турагентств, сотрудников информационных туристских бюро, водителей туристских автобусов, сотрудников отелей и т.п. Для финансирования проектов при TURSAV зарегистрированы две коммерческие фирмы: TURSER, специализирующаяся на страховании коммерческих рисков турфирм, и TURPRESS, предоставляющая колсантинговые и информационные услуги.
Активностью отмечается японская ассоциация Japan Association of Travel Agents (JATA), основанная в 1959 г. Помимо информационной поддержки своих членов и туристов, пропаганды въездного и внутреннего туризма ассоциация берет на себя целый ряд функций, в том числе в сфере контроля туристского рынка. Например, активно отслеживаются и пресекаются случаи предоставления некачественных услуг (использование неквалифицированных гидов, туристских автобусов, не имеющих лицензий и т.п.), периодически проводятся проверки квалификации сотрудников агентств. Самое пристальное внимание уделяется защите интересов туристов. JATA выпускает специальную литературу, проводит консультации и семинары для клиентов туристских фирм, знакомит их с туристским законодательством и правами потребителей. Кроме того, ассоциацией разработана система денежных компенсаций для удовлетворения претензий туристов. Для этой цели члены JATA ежегодно вносят в специальный фонд сумму в размере 1 % от планируемого оборота.
Как видим, существует достаточно большое количество организаций и объединений, призванных способствовать развитию туризма. Многообразие их целей, задач и видов деятельности убе-
дительно демонстрирует сложность туризма как системы и необходимость комплексного решения большинства проблем в этой области на международном уровне.