Понятие и система мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности представляет собой систему мер, устанавливаемых государством в целях осуществления внешнеторговой политики, основанных на использовании экономических и административных методов в соответствии с законодательством Республики Беларусь (ч. 3 ст. 1 Закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности).
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется Президентом и Правительством Республики Беларусь.
Координация работы государственных органов по разработке предложений по формированию государственной внешнеторговой политики Республики Беларусь, регулированию внешнеторговой деятельности ее участников, заключению международных договоров Республики Беларусь в области внешнеторговых связей осуществляется Правительством Республики Беларусь и уполномоченным республиканским органом государственного управления, в качестве которого выступает Министерство иностранных дел Республики Беларусь.
В зависимости от целей государственного регулирования внешнеэкономической деятельности меры этого регулирования подразделяются на стимулирующие и защитные. С учетом такого критерия, как способ государственного воздействия, в систему мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности включают меры тарифного и нетарифного регулирования. Рассмотрим последнюю классификацию более подробно.
Таможенно-тарифноерегулирование осуществляется посредством установления импортных и (или) экспортных таможенных пошлин.
В соответствии со ст 2 Закона Республики Беларусь от 3 фев-
1 Ведомости Национального собрания Республики Ьс трусь. - 1998. -№7.-С1. 87. 412
раля 1993 г. «О таможенном тарифе» в редакции Закона Республики Беларусь от 5 декабря 1997 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О таможенном тарифе» (далее - Закон о таможенном тарифе) таможенный тариф Республики Беларусь - свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Республики Беларусь, систематизированный в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь (далее - ТН ВЭД)
Закон о таможенном тарифе предусматривает следующие виды ставок таможенных пошлин:
- адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;
- специфические, начисляемые в установленном размере за единицу измерения облагаемых товаров;
- комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.
Ставки таможенных пошлин определяются Советом Министров Республики Беларусь. Так, с 1 июля 2002 г действуют ставки, предусмотренные Постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2002 г. № 864 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин»^ и № 865 «Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин» (далее - Постановление № 865).
Ввозные таможенные пошлины взимаются с учетом экономического развития страны-экспортера и уровня экономических и политических связей с ней. В зависимости от страны происхождения товаров на практике применяются режимы свободной торговли, наибольшего благоприятствования и преференциальные режимы.
В приложении № 1 к Постановлению № 865 перечислены страны - участники СНГ, в торгово-экономических отношениях с которыми Республика Беларусь применяет режим свободной торговли. Товары, происходящие из этих стран и ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь из этих стран, таможенными пошлинами не облагаются (Исключение установлено только в
1 Ведомоеги Национального собрания Республики Вепарусь. - 1998.-№3. -С1. 15. Национальный реестр правовых актов Республики Ье парусь. -2002. -№ 78. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -2002. -№77.
отношении сахара белого, ввозимого на таможенную территорию Республики Беларусь с территории государств, не входящих в ЕврАзЭС, и происходящего из этих государств. Такой сахар облагается таможенными пошлинами по ставкам, установленным вышеназванным Постановлением (т. е. базовым ставкам) в зависимости от страны происхождения).
Если же товары, происходящие из стран, указанных в приложении № 1 к Постановлению № 865, а также товары, происходящие из Республики Беларусь, будут ввозиться на таможенную территорию Республики Беларусь из третьих стран, то они будут облагаться таможенными пошлинами по базовым ставкам.
В случае ввоза товаров белорусского происхождения из стран, в торгово-экономических отношениях с которыми Республики Беларусь применяет режим свободной торговли, то они таможенными пошлинами не облагаются.
Базовые ставки таможенных пошлин применяются в отношении товаров, происходящих из стран, в торгово-экономических отношениях с которыми Республика Беларусь применяет режим наибольшего благоприятствования.
Товары, происходящие из стран, с которыми Республика Беларусь не применяет режим наибольшего благоприятствования, либо страна происхождения которых неизвестна, облагаются по удвоенной ставке таможенной пошлины.
Вопрос о предоставлении преференциального режима развивающимся или наименее развитым странам пока не решен. В соответствии со ст 34 Закона о таможенном тарифе тарифные льготы (тарифные преференции) в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь, устанавливаются Президентом Республики Беларусь и указанным Законом. Поскольку последним тарифные льготы не установлены, решение этого вопроса относится к компетенции Президента Республики Беларусь. Поэтому до принятия соответствующего решения Главой государства, товары, происходящие из перечисленных выше стран, не освобождаются от обложения таможенной пошлиной. Более того, перечни развивающихся и наименее развитых стран, а также перечни товаров, в отношении которых могут применяться тарифные преференции отсутствуют.
Ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, являются исключительно мерами оперативного регулирования внешнеэкономической дея-
тельности на территории Республики Беларусь. В этот перечень включены такие товары, как газ, цветные металлы, кожевенное сырье, древесина, пиломатериалы, нефтепродукты.
Нетарифное регулирование- форма государственного регулирования внешнеторговой деятельности, с помощью которой государство реализует свое исключительное право на установление ограничений на ввоз в Республику Беларусь и вывоз из Республики Беларусь товаров, работ, услуг, включающих в себя квотирование и лицензирование экспорта и (или) импорта товаров, работ, услуг, установление минимальных и максимальных цен на экспортируемые и (или) импортируемые товары, в интересах экономической политики Республики Беларусь (ч. 9 ст. 1 Закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности).
Систем.а нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности включает:
1) количественные ограничения экспорта или импорта, осуще
ствляемое через квотирование. Последнее представляет собой
временное количественное ограничение экспорта и (или) импорта
отдельных видов товаров, работ, услуг, устанавливаемое уполно
моченными государственными органами.
По общему правилу, экспорт из Республики Беларусь и (или) импорт в Республику Беларусь товаров, работ, услуг осуществляются без количественных ограничений. Исключение составляют случаи, когда такие ограничения вводятся Президентом или Правительством Республики Беларусь в целях:
обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь;
- защиты внутреннего рынка Республики Беларусь;
- выполнения международных обязательств Республики Беларусь;
2) лицензирование экспорта и (или) импорта - выдачу уполно
моченными республиканскими органами государственного управ
ления разрешений (лицензий) на ввоз и (или) вывоз определен
ных видов товаров, работ, услуг.
Правовую основу лицензирования составляет Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 8 апреля 2002 г. № 440 «О мерах по совершенствованию регулирования экспорта и импорта товаров» (далее - Постановление № 440). Указанным
1 Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь - 2002. -№ 44.
Постановлением утвержден, а) перечень товаров, произведенных в Республике Беларусь, экспортируемых в государства Европейского союза и Турцию исключительно по лицензиям Министерства торговли Республики Беларусь, согласованным с концерном "Бел-легпром"; б) перечень товаров, произведенных в Республике Беларусь, экспортируемых в таможенном режиме экспорта по лицензиям Министерства торговли Республики Беларусь в пределах установленных квот либо без ограничений по количеству (отдельные товары из этого перечня, причем любого происхождения, требуют лицензирования и при их вывозе в Россию); в) перечень товаров, импортируемых в таможенном режиме выпуска для свободного обращения с установлением квот либо без таковых (отдельные позиции из этого перечня требуют лицензирования и при ввозе из России); г) перечень товаров, произведенных в Республике Беларусь (сейчас в него включены только продукты переработки нефти), помещение которых под таможенный режим экспорта (а также при вывозе таких товаров, но уже любого происхождения, в Россию) осуществляется при условии получения сертификата регистрации контрактов в Министерстве торговли Рее-. публики Беларусь с предварительным согласованием в концерне "Белнефтехим". К производителям нефтепродуктов, осуществляющим их в таможенном режиме экспорта, требование о получении сертификата не применяется (подп. 2.1).
Указанные перечни товаров являются исчерпывающими и могут изменяться только на основании соответствующих решений Совета Министров Республики Беларусь. Во исполнение данного Постановления принято Постановление Министерства торговли Республики Беларусь и Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 18 мая 2002 г. № 25/29, которым утверждено Положение о порядке выдачи лицензий на экспорт и импорт товаров в Республике Беларусь (далее - Положение о порядке выдачи лицензий). Оно предусматривает выдачу Министерством торговли Республики Беларусь следующих видов лицензий:
- разовые;
- генеральные;
- специальные
Перечисленные лицензии выдаются в соответствии с Положе-
' 11ациональный рсес I р правовых актов Республики Беларусь. - 2002. - № 63. 416
нием о порядке выдачи лицензий в случаях, определяемых Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 февраля 1997 г. № 117 «О введении временного государственного регулирования импорта алкогольных изделий и спирта этилового из пищевого сырья» и Постановлением № 440.
Разовая лицензия выдается на один контракт на срок до 12 месяцев, а для квотируемых товаров - в пределах календарного года.
Срок действия лицензии может быть продлен Министерством торговли Республики Беларусь до 6 месяцев.
Генеральная лицензия выдается в следующих случаях:
- по решению Совета Министров Республики Беларусь;
- при реализации товаров в пределах установленных квот;
- при выполнении межправительственных соглашений;
- при экспорте лицензируемых товаров собственного производства.
Кроме того, по решению Министерства торговли Республики Беларусь генеральная лицензия может быть выдана на основании ходатайства республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, для заявителей, им подчиненных, либо местных исполнительных и распорядительных органов для иных заявителей.
Специальная лицензия выдается заявителю на экспорт текстильных изделий в страны Европейского Союза и Турцию. Порядок оформления указанных лицензий, заявлений на выдачу лицензий, форму данного документа, а также порядок внесения изменений и дополнений в лицензии определены Инструкцией о порядке заполнения заявлений - лицензий на экспорт и импорт товаров и оформления лицензий, утвержденной Постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 18 мая 2002 г. № 2б\
Распределение квот и выдача лицензий при установлении количественных ограничений осуществляются, как правило, путем проведения конкурсов или аукционов республиканским органом государственного управления, определяемым Правительством Республики Бела-
1 Собрание декретов. указов Преш (ента и гюстаповпенпй Правительства Республики Беларусь. - 1997. - № 6. - Ст. 227.
Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2002. -№ 66.
русь. Порядок проведения таких конкурсов или аукционов устанавливается Правительством Республики Беларусь Не допускаются ограничение числа участников конкурса или аукциона и их дискриминация по признакам формы собственности или места регистрации;
3) регистрацию внешнеторговых контрактов, порядок осуществления которой установлен Положением о регистрации внешнеторговых контрактов на экспорт товаров в Республике Беларусь, утвержденным Постановлением Министерства торговли Республики Беларусь и Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 18 мая 2002 г. № 25/29. Регистрация контрактов подтверждается сертификатом регистрации контракта;
4) экспортный контроль В соответствии со ст. 2 Закона об экспортном контроле под экспортным контролем понимается установление и осуществление разрешительного порядка ввоза на таможенную территорию Республики Беларусь, использования, транзита и вывоза за ее пределы объектов экспортного контроля. Указанный Закон определяет следующие объекты экспортного контроля:
- товары, технологии и услуги, предусмотренные международными договорами и обязательствами Республики Беларусь, касающиеся международной и национальной безопасности;
- химические субстанции (токсины), микроорганизмы (вирусы, бактерии), устройства, технологии и услуги, которые могут быть использованы для создания и производства химического и бактериологического (биологического) оружия;
- товары, технологии и услуги, связанные с ядерным топливным циклом и производством ядерных материалов, которые могут быть использованы для создания ядерного оружия и ядерных взрывных устройств;
- товары, технологии и услуги, которые могут быть использованы при создании средств доставки оружия массового поражения;
- оружие массового поражения и средства его доставки;
- товары, технологии и услуги военного назначения;
- товары двойного применения;
- результаты научно-технической деятельности, включая информацию, документацию, средства программного обеспечения, материализованные любым способом, которые могут быть использованы при создании и производстве вооружения, военной техники и боеприпасов;
5) установление предельных минимальных и максимальных цен
на экспорт и импорт
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 июля 1998 г. № 1091 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования экспорта отдельных видов товаров, производимых в Республике Беларусь»1 утвержден Перечень видов производимых в Республике Беларусь товаров, экспортируемых субъектами хозяйствования, независимо от форм собственности (включая товары для товарообменных операций), на оснований которого Министерством экономики устанавливаются предельные минимальные цены на эти товары в более глубокой классификации по ТН - ВЭД.
Кроме того, согласно Постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 7 апреля 1999 № 478 «Об установлении регистрационной цены на экспортируемую продукцию собственного производства» . резидентам Республики Беларусь предоставлено право регистрации цен на экспортируемую продукцию собственного производства, что по своей сути не отличается от механизма установления предельных минимальных цен;
6) введение государственной монополии на экспорт и (или)
импорт отдельных видов товаров, т. е. исключительного права го
сударства на экспорт и (или) импорт отдельных товаров, работ,
услуг. Перечень объектов, экспортируемых и (или) импортируемых
только государством не установлен;
7) установление технических, фармакологических, санитарных,
ветеринарных, фитосанитарных и экологических стандартов и тре
бований в отношении ввозимых товаров, контроль за качеством
ввозимых товаров. В соответствии со ст. 16 Закона о государствен
ном регулировании внешнеторговой деятельности ввоз товаров на
таможенную территорию Республики Беларусь допускается толь
ко при условии их соответствия установленным актами законода
тельства и международными договорами Республики Беларусь
требованиям безопасности для жизни и здоровья людей, имуще
ства юридических и физических лиц, охраны окружающей среды,
а также иным требованиям, стандартам, нормам и правилам.
Подтверждение соответствия ввозимых товаров указанным требованиям осуществляется в порядке, установленном законо-
'Собраниедекрегов.укамвПрс^пеитаииосганов гений Правительства - 1998 -№20 -
:38.
2 11ацнои.г1Ы|ыП ресс гр правовых актов Рсснуо жки Беларусь - 1999 -№30
дательством Республики Беларусь, например, Законом о сертификации;
8) введение запретов и ограничений экспорта и (или) импорта
исходя из национальных интересов, включающих:
- соблюдение общественной морали и правопорядка;
- охрану жизни и здоровья людей, животного и растительного мира и окружающей среды в целом;
- защиту культурных ценностей от незаконных вывоза, ввоза и передачи прав собственности на них;
- необходимость предотвращения нерационального использования невосполнимых природных ресурсов, если меры, связанные с этим, проводятся одновременно с ограничениями соответствующего внутреннего производства и потребления;
- обеспечение экономической безопасности Республики Беларусь;
- выполнение международных обязательств Республики Беларусь (ст. 14 Закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности);
9) введение защитных мер в отношении импорта товара (това
ров). В случае, если какой-либо товар (товары) импортируется в
количествах или на таких условиях, что наносится существенный
ущерб или возникает угроза его причинения производителям по
добных или непосредственно конкурирующих товаров на терри
тории Республики Беларусь либо экономике Республики Беларусь
в целом, Президент или Правительство Республики Беларусь впра
ве принять защитные меры, необходимые для устранения ущер
ба или предотвращения его наступления, в форме количествен
ных ограничений или введения особых видов таможенных пошлин
(ст 13 Закона о государственном регулировании внешнеторговой
деятельности);
10) введение ответных мер в области внешнеторговой деятель
ности по защите экономических интересов Республики Беларусь
и резидентов Республики Беларусь. Закон о государственном ре
гулировании внешнеторговой деятельности предусматривает, что,
в случае принятия иностранным государством мер, затрагиваю
щих экономические интересы Республики Беларусь или ее рези
дентов, невыполнения этим государством принятых им по между
народным договорам обязательств перед Республикой Беларусь,
Президент Республики Беларусь или по его поручению Правитель
ство Республики Беларусь может ввести ответные меры в облас-
ти внешнеторговой деятельности в соответствии с законодательством Республики Беларусь, нормами международного права и в пределах, необходимых для эффективной защиты экономических интересов Республики Беларусь и ее резидентов (ст. 15);
11) установление особых режимов осуществления отдельных видов внешнеторговой деятельности (например, приграничная торговля, свободные экономические зоны);
12) валютное регулирование внешнеторговой деятельности, которые включает меры, влияющие на товарооборот и состоит из двух уровней:
- установление порядка совершения валютных операций, связанных с экспортно-импортными операциями:
- установление порядка продажи валютной выручки субъектами предпринимательской деятельности.