Индикаторы экономической безопасности территории.
Состояние экономической безопасности региона может быть оценено с помощью специальных средств: показателей, индикаторов, критериев оценки, разрабатываемых и используемых в государственной статистике и в различных областях науки.
Региональные социально-экономические интересы, угрозы и пороговые значения показателей должны учитывать специфику экономики и социальной сферы данного региона, соответствующие параметры в этой сфере в целом по России. [12]
Однако индикаторы экономической безопасности страны и регионов не могут быть одинаковыми. В настоящее время более-менее проработанным является вопрос по определению показателей уровня экономической безопасности страны, хотя единой системы показателей пока нет. Различные ученые предлагают разные критерии.
Так, например, Н.М. Мухитов[13] пишет, что для экономической безопасности значение имеют не сами показатели, а их пороговые значения.
Он предлагает оценивать уровень безработицы, разрыв в доходах между наиболее и наименее обеспеченными группами населения, темпы инфляции.
Для оценки внешних угроз им предлагается использовать предельно допустимый уровень государственного долга, позиции на мировом рынке, зависимость национальной экономики и ее важнейших секторов от импорта зарубежных технологий, комплектующих изделий, сырья.
Однако непонятно, какие показатели должны использоваться при данной оценке и, что особенно важно, каковы их пороговые значения[14]. Причем критерии оценки экономической безопасности и показатели ее оценки, по его мнению, различны. Так, он пишет, что «критерий экономической безопасности - это оценка состояния экономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности. Такая оценка включает в себя оценки: ресурсного потенциала и возможностей его развития; уровня эффективности использования ресурсов, капитала и труда и его соответствие уровню в наиболее развитых и передовых странах, а также уровню, при котором угрозы внешнего и внутреннего характера сводятся к минимуму; конкурентоспособности экономики; целостности территории и экономического пространства; суверенитета, независимости и возможности противостояния внешним угрозам, социальной стабильности и условий предотвращения и разрешения социальных конфликтов» .[15]
Для оценки уровня экономической безопасности учеными нашей страны в настоящее время используются различные методы, которые можно представить в виде пяти групп.
1. Наблюдение основных макроэкономических показателей и сравнение их с пороговыми значениями[16]
2. Метод экспертной оценки для ранжирования территорий по уровню угроз.
3. Оценка темпов экономического роста страны по основным макроэкономическим показателям и динамика их изменения.
4. Методы прикладной математики, например многомерного статистического анализа.
5. Использование экономических инструментов при оценке последствий угроз безопасности через количественное определение ущерба (Л.П. Гончаренко[17]).
С.Г. Езерская[18] пишет, что основной проблемой при использовании метода наблюдения основных макроэкономических показателей является выделение тех показателей, сравнение которых с пороговыми значениями позволит дать комплексную оценку состояния экономики страны, выделить объективные опасные тенденции (например, С. Глазьев в своей методике выделил 22 основных показателя. Среди них: ВВП, доля обрабатывающей промышленности в промышленном производстве, объемы инвестиций в % к ВВП, расходы на научные исследования, продолжительность жизни населения, уровень безработицы, уровень инфляции, объемы внутреннего и внешнего долга и др.)[19]
Критерий экономической безопасности - оценка состояния экономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности[20].
Критериальная оценка безопасности включает в себя оценки:
- ресурсного потенциала и возможностей его развития;
- уровня эффективности использования ресурсов, капитала и труда и его соответствия уровню наиболее развитых стран, а также уровню, при котором угрозы внутреннего и внешнего характера сводятся к минимуму;
- конкурентоспособности экономики;
- целостности территорий и экономического пространства;
- суверенитета, независимости и возможности противостояния угрозам;
- социальной стабильности и условий предотвращения и разрешения социальных конфликтов[21].
В процессе мониторинга угроз экономической безопасности страны должен использоваться широкий круг аналитических индикаторов, характеризующих практически все стороны социально-экономического развития страны.
Показатели, или индикаторы, по которым определяются пороговые значения, выступают системой показателей экономической безопасности. Важно подчеркнуть, что наивысшая степень безопасности достигается при условии, что весь комплекс показателей находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а пороговые значения одного показателя достигаются не в ущерб другим.
Для получения пороговых значений индикаторов экономической безопасности необходимо определить на принципиальном уровне национальные интересы страны в области экономики.
К основным национальным интересам (критериям) относятся:
- способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства;
- сохранение государственного контроля над стратегическими ресурсами;
- исключение зависимости экономики от импорта важнейших видов продукции;
- поддержание условий жизни населения выше уровня бедности;
- устойчивость финансовой системы, национальной валюты, должный уровень развития финансового рынка и рынка ценных бумаг, снижение и эффективное управление внешним и внутренним долгом, обеспечение условий для инвестиционной деятельности;
- сохранение единого экономического пространства и межрегиональных экономических отношений;
- обеспечение необходимого государственного регулирования экономическими процессами, способного гарантировать нормальное функционирование .
Пороговые значения должны приобрести статус одобренных или утвержденных на государственном уровне количественных параметров, соблюдение которых станет непременным элементом правительственных экономических программ. К сожалению, пока этого не произошло, утвержденных количественных параметров пороговых значений до сих пор нет.
Для построения системы экономической безопасности самое важное свойство индикаторов - это их взаимодействие, которое существует всегда, только при определенных условиях нарастания силы опасности они выходят за определенные границы, приобретают экстремальный характер и становятся очевидными. Накопление информации о численных параметрах такого взаимодействия необходимо для определения социально-экономических последствий принимаемых макроэкономических решений, оценки значимости тех или иных угроз экономической безопасности.
Разработка системы критериев и параметров экономической безопасности регионов должна базироваться на использовании следующих общеметодологических признаков: во-первых, комплектности, необходимости анализа и учета всех сторон объекта изучения; во-вторых, системности, учета ряда взаимосвязей и взаимозависимостей; в-третьих, вариантности (альтернативности), выявления и обоснования нескольких вариантов выхода из кризисной ситуации; в-четвертых, приемлемого риска, т.е. выявления и реализации доступных мер по недопущению возникновения пороговых ситуаций[22].
К сожалению, количественные параметры пороговых значений до сих пор не утверждены. Вопрос о пороговых значениях экономической безопасности остается, по сути, не решенной проблемой, требующей глубокого комплексного анализа. Это же касается показателей, критериев и пороговых значений экономической безопасности региона.
Сочетание интересов Центра и территорий имеет двойственный характер. С одной стороны, территория выступает полигоном с локализованными социально-экономическими, экологическими, демографическими процессами. Эти процессы могут угрожать экономической безопасности Федерации, а их проявление - носить территориально-дифференцированный характер. С другой стороны, территория является субъектом регулирования в рамках имеющегося круга полномочий. То есть выступает проводником экономической политики, влияющей на «экономическое самочувствие» России в целом .
Региональные особенности предопределяют всю совокупность угроз и опасностей, которые влияют не только на безопасность данного региона, но и страны в целом. Эти аспекты должны определять сущность региональной политики по обеспечению безопасности. Таким образом, сущность экономической безопасности реализуется в системе ее критериев и показателей.
Оценка ситуации в регионах осуществляется с помощью двух групп индикаторов:
Ø первую группу составляют констатирующие индикаторы.
На их основе осуществляется диагностика состояния района, анализируется глубина процессов деградации структуры хозяйства и инертность их динамики.
Ø вторую группу составляют индикаторы «потенциала роста» - характеризуют внутренний потенциал региона, предпосылки и возможности преодоления состояния депрессии или отсталости за счёт внутренних сил и средств, наличие эффективных импульсов и точек роста, способствующих выявлению обоснованности региона претендовать на федеральную помощь [23]
Для отслеживания социально-экономической ситуации в регионах Госкомстат РФ использует 6 групп индикативных показателей: социальные, экономические индикаторы, характеризующие ситуацию в сельском хозяйстве, инвестиционные, финансовые, а также индикаторы, характеризующие результативность институциональных преобразований. В этой системе используются показатели прямого и косвенного воздействия на межгосударственные и межрегиональные связи России: потери рабочего времени, удельный вес потерь, связанных с трудностями в сбыте продукции, с необеспеченностью сырьём, материалами, топливом, электроэнергией; ввоз (включая импорт) картофеля, овощей, мяса, молока; вывоз (включая экспорт) по основным видам промышленной и сельскохозяйственной продукции; объём иностранных инвестиций, экспорт и импорт .
Таблица 1.
Сфера жизнедеятельности, индикатор | Еденица измерения |
I. Способность экономики территории к устойчивому росту | |
Инвестиционная безопасность | |
1. Отношение объема инвестиций в экономику к ВРП. | % |
2. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал по отношению к базовому периоду. | % |
Производственная безопасность | |
1. Средние темпы экономического роста за последние 5 лет. | % |
2. Индекс объема промышленного производства по сравнению с базовым периодом. | |
3. Степень износа основных производственных фондов на конец рассматриваемого периода. | % |
4. Доля наиболее крупного производства в структуре промышленного производства по видам экономической деятельности. | |
Научно-техническая безопасность | |
1. Доля внутренних затрат на исследования и разработки в ВРП | % |
2. Доля бюджетных расходов на образование в ВРП. | |
3. Отношение среднемесячной зарплаты в науке к прожиточному минимуму. | Отн. ед. |
4. Доля затрат на фундаментальные исследования во внутренних затратах на исследования и разработки. | % |
5. Доля инновационных товаров (работ, услуг) в общем объеме отгруженных товаров (работ, услуг). | |
Внешнеэкономическая безопасность | |
1. Отношение экспорта продукции территории к ВРП. | % |
2. Соотношение между объемами экспорта и импорта продукции. | |
3. Доля импорта продовольственных товаров в их потреблении. | |
Финансовая безопасность | |
1. Показатель бюджетной обеспеченности. | Тыс. руб./чел. |
2. Объем кредитования юр. и физ. лиц по отношению к ВРП. | % |
3. Степень просроченной кредиторской задолженности предприятий и организаций в ВРП. | |
4. Отношение сальдированного финансового результата деятельности предприятий и организаций к ВРП | |
5. Отношение объема ресурсов, вовлеченных в «теневой» оборот | |
6. Уровень (темп инфляции). | |
Энергетическая безопасность | |
1. Доля собственных источников в балансе электроэнергии. | % |
2. Доля собственных источников в балансе котельно-печного топлива в целом по ФО, в состав которого входит субъект Федерации | |
3. Доля собственных источников в балансе основных видов нефтепродуктов в целом по ФО, в состав которого входит субъект Федерации | |
4. Отношение располагаемой мощности электростанций в целом по зоне объединенной энергосистемы, включающей энергосистему субъекта Федерации, к максимальной электрической нагрузке в режиме совмещенного максимума объединенной энергосистемы | |
5. Доля доминирующего топливного ресурса в потреблении котельно-печного топлива | |
6. Доля установленной мощности наиболее крупной электростанции в общей установленной мощности электростанций в целом по зоне объединенной энергосистемы, на территории которой находится субъект Федерации | |
7. Средняя степень износа основных фондов по предприятиям, связанным с производством и распределением электро- и теплоэнергии, на конец года | |
8. Средняя степень износа основных фондов по предприятиям, связанным с добычей, переработкой и распределением топливных ресурсов, на конец года | |
9. Энергоемкость ВРП | г условного топлива/руб. |
II. Обеспечение приемлемого уровня существования на территории | |
Сфера уровня жизни населения | |
1. Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности населения. | % |
2. Отношение среднедушевого дохода к прожиточному минимуму | Отн. ед. |
3. Отношение среднего уровня доходов 10% самых высокодоходных слоев населения к средним доходам 10% самых низкодоходных слоев | Безразм. |
4. Степень доступности жилья | Отн. ед. |
Сфера рынка труда | |
1. Уровень общей безработицы | % |
2. Доля иностранных граждан и лиц без гражданства в общей численности занятых в экономике | |
Демографическая безопасность | |
1. Коэффициент естественного прироста населения. | Чел./1000 чел. населения |
2. Общий коэффициент рождаемости населения | |
3. Коэффициент смертности населения моложе и трудоспособного возрастов в расчете на 1000 человек соответствующего возраста | |
4. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении. | Лет |
Правопорядок | |
1. Общий уровень преступности. | Число случаев/ 100 000 чел. населения |
2. Распространенность преступлений против личности | |
3. Уровень преступности для несовершеннолетних. | |
Продовольственная безопасность | |
1. Степень обеспеченности основными продуктами питания собственного производства. | % |
2. Степень душевого удовлетворения потребности в основных видах сельскохозяйственной продукции в соответствии с нормами рационального питания. | |
3. Доля расходов на покупку продуктов питания и алкогольных напитков в денежных доходах населения | |
III. Экологическая безопасность | |
1. Удельные выбросы вредных веществ в атмосферу, отходящие от стационарных источников загрязнения. | т/кв.км |
2. Удельные сбросы сточных вод. | Тыс. куб.м/кв.км |
Пример. Расчет показателей экономической безопасности для отдельных сфер жизнедеятельности для одного из наиболее экономически развитых субъектов РФ Свердловской области. В примере диагностика проводится по трем сферам жизнедеятельности: производственной безопасности, уровню жизни населения и демографической безопасности за период 1995—2008 гг.
При проведении диагностики по каждой из сфер жизнедеятельности учитываются следующие индикаторы:
1) по сфере производственной безопасности:
• средние темпы экономического роста за последние пять лет;
• индекс физического объема промышленного производства по сравнению с базовым периодом;
• степень износа основных производственных фондов (ОПФ) на конец рассматриваемого периода;
2) по уровню жизни населения:
• доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности населения;
• отношение среднедушевого дохода к прожиточному минимуму;
• степень доступности жилья;
3) по сфере демографической безопасности:
• коэффициент естественного прироста населения;
• общий коэффициент рождаемости населения;
• ожидаемая продолжительность жизни при рождении.