Предложение на рынке одного товара и его факторы.
Предложение – максимальное количество какого-либо товара, которое согласен предложить продавец или группа продавцов на рынке в единицу времени при данных условиях.
Функция предложения – зависимость предложения от определяющих его факторов:
QS = g (y1, y2, … , ym)
· где QS – объем предложения на данный товар в единицу времени (от англ. quantity supplied);
· y1, … , ym – факторы, влияющие на величину предложения.
Факторы предложения:
· цена данного товара;
· цены на ресурсы;
· цены взаимосвязанных товаров;
· характер применяемой технологии;
· ожидания производителей;
· налоги и дотации;
· число продавцов и др.
Цена данного товара.
Функция предложения от цены:
QS = g (P)
· где P – цена данного товара.
Закон предложения: при снижении цены данного товара объем его предложения уменьшается, при повышении – растет.
Цена данного товара является эндогенным (внутренним) фактором предложения, ее изменение влияет на объем предложения, что находит выражение в скольжении по кривой предложения.
Все остальные неценовые факторы являются экзогенными (внешними), их влияние ведет к изменению предложения, что находит выражение в сдвиге кривой предложения.
Рис. 1.2. Кривая предложения
Цены на ресурсы.
Влияние цен на ресурсы:
· рост цен на ресурсы сдвигает кривую предложения влево, понижение – вправо.
Взаимосвязанные товары.
С точки зрения предложения взаимосвязанными являются товары, производимые на основе однотипных ресурсов или технологий.
Влияние цен на взаимосвязанные товары:
· рост цены товара, производимого из тех же ресурсов, что и данный товар, сдвигает кривую предложения данного товара влево, понижение – вправо.
Изменение технологии.
Влияние изменения технологии:
· появление новой технологии, сокращающей издержки и повышающей производительность, сдвигает кривую предложения вправо.
Ожидания производителей.
Влияние ожиданий производителей:
· изменение ожиданий производителя по поводу будущего состояния рынка в зависимости от конкретных обстоятельств может сдвигать кривую предложения влево или вправо.
Налоги и дотации.
Влияние налогов и дотаций:
· увеличение налогов и уменьшение дотаций сдвигают кривую предложения влево;
· уменьшение налогов и увеличение дотаций – вправо.
Число продавцов.
Влияние числа продавцов:
· увеличение числа продавцов смещает кривую предложения вправо, уменьшение – влево.
Эластичность предложения.
Эластичность предложения – мера реагирования предложения на изменение его факторов; процентное изменение предложения в результате изменения значения его фактора на 1%.
Ценовая эластичность предложения показывает, какое процентное изменение объема предложения последует после однопроцентного изменения цены данного товара при прочих равных условиях.
· где ES(P) – ценовая эластичность предложения;
· %ΔQS – процентное изменение объема предложения;
· %ΔP – процентное изменение цены данного товара.
Пять состояний предложения с точки зрения его эластичности:
· совершенно неэластичное предложение;
· неэластичное предложение;
· предложение с единичной эластичностью;
· эластичное предложение;
· совершенно эластичное предложение.
Совершенно неэластичное предложение – крайний случай, когда изменение цены не приводит ни к какому изменению количества предлагаемой продукции.
Неэластичное предложение – данное процентное изменение цены ведет к меньшему процентному изменению количества предлагаемой продукции.
Предложение с единичной эластичностью – имеет место тогда, когда процентное изменение цены и последующее процентное изменение предложения оказываются равными по величине.
Эластичное предложение – данное процентное изменение цены ведет к большему процентному изменению количества предлагаемой продукции.
Совершенно эластичное предложение – крайний случай, когда самое малое снижение цены побуждает производителей закрывать производство, а любое повышение цены – увеличивать его от нуля до предела своих производственных возможностей.
Факторы ценовой эластичности предложения:
· мобильность факторов производства;
· фактор времени (продолжительность рыночного периода).
Мобильность факторов производства – легкость, с которой необходимые производственные факторы могут быть привлечены из других сфер, равно как и их обратная трансформация; чем выше мобильность факторов производства, тем эластичнее предложение.
Продолжительность рыночного периода:
· кратчайший (мгновенный) рыночный период;
· короткий рыночный период;
· длительный рыночный период.
Кратчайший (мгновенный) рыночный период – настолько малый период, что производители не успевают отреагировать на изменение спроса и цены.
Короткий рыночный период – такой период, в пределах которого производственные мощности отдельных производителей и всей отрасли остаются неизменными, однако предприятия имеют достаточно времени, чтобы использовать свои мощности более или менее интенсивно.
Длительный рыночный период – такой период, который достаточно продолжителен, для того чтобы фирмы успели принять все желательные меры по приспособлению своих ресурсов к требованиям изменившейся ситуации.
2.5. Равновесие на рынке одного товара.
Экономическая природа дефицита и избытка товаров.
Экономическое равновесие достигается в том случае, когда объем спроса равен объему предложения.
Рис. 8.3. Равновесие на рынке одного товара
Неравновесие рынка:
· избыток предложения (затоваривание);
· избыток спроса (дефицит).
Избыток предложения – ситуация, при которой объем предложения превышает объем спроса:
QS>QD
Избыток предложения:
· возникает в случае, когда рыночная цена выше равновесной;
· оказывает понижающее воздействие на цену (давит на цену сверху).
Избыток спроса (дефицит) – ситуация, при которой объем спроса превышает объем предложения:
QD>QS
Избыток спроса (дефицит):
· возникает в случае, когда рыночная цена ниже равновесной;
· оказывает повышающее воздействие на цену (давит на цену снизу).
Допущение, что равновесие существует, оно единственно, и ему соответствует определенное сочетание цены и количества товара, нарушается если
· объем предложения и объем спроса не равны между собой при любом неотрицательном значении цены;
· существует более чем одно сочетание цена-количество, при котором достигается равновесие на рынке.
Тема 3. ПРЕДПРИЯТИЕ: ФОРМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Фирма— коммерческая организация, осуществляющая затраты факторов производства для создания жизненных благ и их продажи с целью получения прибыли.
Издержки производства – совокупность затрат на производство товара.
Виды издержек (1):
· с точки зрения формы их проявления:
o явные (внешние, бухгалтерские) издержки;
o неявные (внутренние) издержки;
o экономические (вменённые, альтернативные) издержки.
Явные (внешние, бухгалтерские) издержки – издержки в форме явных (денежных) платежей внешним поставщикам факторам производства.
Неявные (внутренние) издержки:
· неоплачиваемые издержки на собственный и самостоятельно используемый ресурс;
· равны денежным платежам, которые могли бы быть получены за самостоятельно используемый ресурс при его наилучшем применении;
· включают нормальную прибыль.
Нормальная прибыль – минимальная плата, которой должны вознаграждаться предпринимательские способности, чтобы стимулировать их применение в предпринимательской деятельности.
Экономические (вменённые, альтернативные) издержки:
· сумма явных и неявных издержек;
· доходы, которые фирма должна обеспечить поставщикам ресурсов (внешним и внутренним), чтобы не допустить альтернативного использования этих ресурсов;
· равны количеству других продуктов, которые нельзя произвести, когда данные ресурсы используются для производства определенного продукта.
Закон Визера: Реальная стоимость какой-либо вещи есть неполученные полезности других вещей, которые могли бы быть произведены с помощью ресурсов, пошедших на производство данной вещи.
Виды издержек (2):
· с точки зрения зависимости от объёма производства:
o постоянные издержки;
o переменные издержки.
Постоянные издержки(fixed cost, FC):
· затраты, которые не зависят от объема выпуска продукции:
· затраты на эксплуатацию зданий, сооружений и оборудования;
· административно-управленческие расходы;
· арендная плата;
· некоторые виды налогов и т.д.
Переменные издержки(variable cost, VC):
· затраты, которые изменяются с изменением объема производства:
· затраты на сырьё и материалы;
· заработная плата рабочих;
· затраты на топливо, энергию, транспортные услуги и т.д.
Виды издержек (3):
· по методу расчета:
o общие (валовые, совокупные) издержки;
o средние издержки;
o предельные издержки.
Общие (валовые) издержки (total cost, TC) – сумма издержек в расчете на весь объём производства.
Средние издержки (average cost, AC) – это издержки на единицу продукции, рассчитываемые как частное от деления общих издержек на объем выпуска продукции.
AC = TC / Q
Влияние на издержки фактора времени:
· многие издержки, являющиеся постоянными в краткосрочном периоде, становятся переменными в долгосрочном периоде;
· это связано с тем, что в долгосрочном периоде фирмы имеют возможность изменять производственные мощности.
Рис. 2.1. Постоянные, переменные и общие издержки
Рис. 2.2. Средние и предельные издержки
Эффект масштаба – изменение средних издержек, происходящее вследствие увеличения объема производства; может быть как положительным (экономия издержек), так и отрицательным (рост издержек).
Предельные издержки (marginal cost, MC) – добавочные издержки, связанные с увеличением объёма производства на одну единицу.
MC = ∆TC / ∆Q
Доход (выручка) фирмы
Выручка (доход) фирмы – сумма денежных средств от реализации произведённой продукции.
Виды выручки:
· общая выручка;
· средняя выручка;
· предельная выручка.
Общая выручка (total revenue, TR) – полная сумма выручки от реализации всех произведенных единиц товара.
Средняя выручка (average revenue, AR) – выручка от реализации одной единицы товара; количественно равна цене товара.
AR = TR / Q
Предельная выручка (marginal revenue, MR) – приращение общей выручки, полученное в результате увеличения объёма продаж на одну единицу.
MR = ∆TR / ∆Q
Рис. 2.3. Общая выручка
Рис. 2.4. Средняя выручка
Рис. 2.5. Средняя и предельная выручка
Прибыль фирмы
Прибыль – положительная разность между выручкой и издержками.
Виды прибыли:
· бухгалтерская прибыль;
· экономическая (чистая) прибыль.
Бухгалтерская прибыль – общая выручка фирмы за вычетом внешних издержек.
Экономическая прибыль – общая выручка фирмы за вычетом всех вменённых издержек (внешних и внутренних, включая нормальную прибыль предпринимателя).
|