На текучесть кадров влияют: род ПХД, пол и возраст рабо-тающих, общее состояние конъюнктуры рынка труда, условия труда в организации
Качество работы с кадрами определяют показатели, характери-зующие интенсивность оборота кадров и движение персонала.
Показатели интенсивности оборота кадровследующие:
1) коэффициент приёма Кпр:
К пр = ΣЧпр ;
Ч ср.сп
2) коэффициент выбытия Квыб:
К выб = ЧΣвыб ;
Ч ср.сп
3) коэффициент оборота Коб:
К об = ΣЧпрЧ+ ΣЧвыб . ср.сп
К показателям движения персоналаотносятся следующие:
1) коэффициент восполнения Кв:
К в = ΣΣЧЧпр ; выб
Глава 3. Трудовые ресурсы организации
2) коэффициент текучести Кт:
К | т | = | ΣЧув ; | ||
Чср.сп | |||||
3) коэффициент замещения (сменяемости) Кз:
Кз = ΣЧпрЧ− ΣЧвыб ; ср.сп
4) коэффициент постоянства (стабильности) Кп:
К п = ЧЧсрв..спг ;
5) потери в численности ∆Ч в итоге текучести кадров:
Ч = | К пер К т Чср.сп | ; | Ч = | 20К т Чср.сп | , | |
Т пл .1 | Тпл.1 |
где Чпр – число принятых работников; Чвыб – число выбывших работ-ников (уволенных по собственному желанию, за нарушение трудовой дисциплины, в связи с достижением пенсионного возраста, поступле-нием в вузы, призывом в армию и т.д.); в число выбывших не входят работники, переведённые на другие должности, так как они остались в организации; Чув – число работников, уволенных только по собст-венному желанию и за нарушение трудовой дисциплины; Чв.г – число работников, состоящих в списочном составе организации весь год; Кпер – число дней перерыва в работе при каждом переходе работника из одной организации в другую (укрупнённо принимается равным двадцати); Тпл.1 – плановый годовой фонд рабочего времени одного работника по балансу, дн.
По данным о наличии и движении персонала в организации со-
ставляется баланс движения кадров:
Чк = Чн + ∑Чпр – ∑Чвыб,
где Чн и Чк – соответственно численность работников на начало и ко-нец года (или другого периода).
Экономика дорожного строительства
Задача 3.14. На1апреля численность работников по списку со-ставляла 800 человек. 13 апреля 8 чел. призваны в армию; 18 апреля принято 10 чел.; 22 апреля по собственному желанию уволилось 7 чел. Весь год в списках организации состояло 757 человек. Плановый годо-вой фонд рабочего времени одного работника составил 220 дней.
Определить среднесписочную численность работников за ап-рель, списочную численность на 1 мая, а также коэффициенты приё-ма, выбытия, оборота, восполнения, текучести, замещения и постоян-ства кадров, потери в численности в итоге текучести кадров.
Решение
Определим:
1) среднесписочную численность работников за апрель:
Чср.сп.4 | = | 12 ⋅ 800 + 5(800 − 8) + 4(792 + 10) + 9(802 − 7) | = 797,43 чел.; |
2) списочную численность работников на 1 мая:
Чсп.1.05 = 800 + 10 – (8 + 7) = 795 чел.; 3) коэффициент приёма кадров:
К | пр | = | ΣЧпр | = | = 0,0125; | ||
Чср.сп | 797,43 | ||||||
4) коэффициент выбытия кадров:
К | выб | = | Σ Чвыб | = | = 0,0188; | ||
797,43 | |||||||
Чср.сп |
5) коэффициент оборота кадров:
К об = Σ Чпр. + ΣЧвыб. = 10+15 = 0,03135;
Ч ср.сп 797,43
6) коэффициент восполнения кадров:
Кв = ΣЧпр = 10 = 0,667;
ΣЧвыб 15
Глава 3. Трудовые ресурсы организации
7) коэффициент текучести кадров:
К | т | = | ΣЧув | = | = 0,0088; | ||
Чср.сп | 797, 43 | ||||||
8) коэффициент замещения:
К з = ΣЧп − ΣЧвы = 10−15 = −0,0063;
Ч с.с 797, 43
9) коэффициент постоянства кадров:
К п = Чв.г = 757 = 0,9493;
Ч ср.сп 797,43
10) потери в численности в итоге текучести кадров:
Ч = | 20К т Чср.сп | = | 20 ⋅ 0, 0088 ⋅797, 43 | = 0,64 чел. | |
Тпл.1 | |||||
Стабильность кадров–залог успешной работы любой ДСО.Руководству важно знать, каковы причины увольнения работников. К тому же случаи добровольного увольнения не только приносят фи-нансовые потери, но и негативно сказываются на репутации ДСО. Кроме того, новых работников нужно доучивать, переучивать, давать им время на адаптацию.
Потери,которые несёт организация при этом,складываются иззатрат, связанных с:
ранее понесёнными расходами на обучение и удовлетворением некоторых социальных потребностей увольняющихся работников;
спадом производства в период замены кадров; уменьшением объёма выпуска из-за подготовки и обучения кадров; оплатой сверхурочных работ оставшимся работникам; обучением вновь поступивших кадров; переделкой брака, возникающего в период обучения.
Качественная оценка кадровопределяется степенью профес-сиональной и квалификационной пригодности работников с учётом целей организации и производимых работ. В настоящее время отсут-
Экономика дорожного строительства
ствует единая классификация параметров определения качества тру-да. Однако чаще других используются следующие из них:
экономические (сложность труда,квалификация работника,от-раслевая принадлежность, условия труда, трудовой стаж);
личностные (дисциплинированность,наличие навыков,добро-совестность, оперативность, творческая активность);
организационно-технические (уровень технологической органи-зации производства, рациональность организации труда, его привле-кательность);
социально-культурные (коллективизм,социальная активность,общекультурное и нравственное развитие).
Трудовой коллектив–совокупность всех работников органи-зации, объединённых экономическими целями и программами. Каж-дый из членов коллектива имеет свой статус и выполняет свою роль в соответствии со специальностью и квалификацией. Но все они под-чиняются единым законам и правилам данного предприятия.
Функции трудового коллектива: целевая, социальная, воспита-тельная.
Производственный коллектив–совокупность работников струк-турных подразделений фирмы, служб, цехов, отдельных производств.
Результаты работы с персоналом оцениваются по администра-тивному, информационному и мотивационному направлениям.
Административное направление используется для повышения(понижения) по службе, перевода или расторжения трудового договора.
Информационное предназначено для ознакомления персоналас оценкой уровня работы, сильными и слабыми сторонами деятельно-сти и возможными направлениями дальнейшего совершенствования.
Мотивационное позволяет управлять поведением персонала че-рез поощрения (благодарность, премирование, повышение зарплаты, карьерный рост, предоставление отдельного кабинета, персональной машины).
Эти меры способствуют повышению результативности деятель-ности работников, уменьшению текучести кадров.