Приоритеты социальной политики в иных сферах жизнедеятельности государства и общества
политики |
Проведение региональной социальной
Определение приоритетов в проведении региональной социальной политики должно происходить с учетом специфики конкретного региона, но на основе единства федеральной и региональной социальной политик при условии упорядочения в разграничении их полномочий. Эффективность этой политики возможно определять на основе интегральной оценкиряда показателей, характеризующих:
» воспроизводство населения и егоотдельных групп;
ф социальную напряженность;
ф уровень жизни населения и его отдельных групп;
• затраты на социальные отрасли и их отдельные институты;
• гражданское самочувствие.
Сохранение и развитие комплекса отраслей социального обслуживания на-
грчения, как составной части производственно-отраслевой базы российской национальной модели потребления.
Модернизация политики льгот. Решить эту сложнейшую экономическую и этическую проблему можно только рассматривая ее во взаимосвязи с другимипроблемами; доходов и расходов населения, и, прежде всего, в сфере доходов от трудовой деятельности;
• реформирования пенсионной системы;
• упорядочения медицинского и пенсионного страхования;
• соблюдения государством конституционных и иных нормативно-правовых га
рантированных социальных обязательств;
• создания рынка социальных товаров и услуг, защиты населения от недобросо
вестных производителей социальных товаров и услуг;
• воспитания культуры населения в аспекте рыночных взаимоотношений в со
циальной сфере.
Модернизация политики льгот, а именно так следует рассматривать проблему, требует концептуальной проработки, терпения и мудрости государственных и политических деятелей, привлечения к ее решению квалифицированных специалистов, владеющих проблемой.
Олдоровление социальной структуры российского общества путем: государственной и общественной поддержки созидающих классов и социальных групп; социальной реинтеграции социально дезадаптированных или социально отторгаемых людей; пресечение либо адекватная конверсия паразитической деятельности в созидательную, общественно полезную.
Целенаправленное развитие созидательных
и способных к социальной самозащите субъектов
гражданского общества и социальной политики
Основными принципами, которыми следует руковолствоватьси при выборе приоритетов социальной политики, должны стать:
• своевременности исполнения государственных федеральных и региональных
социальных обязательств;
• эволюционности преобразований социальной сферы;
• детермен про ванн ости в цел е полагай и и и целеосуществлении социально-
экономической перестройки интересов людей конкретных региональныхтер
риторий и России в целом;
• недопущения социальной напряженности в странеи отдельных территориях;
• ориентации при принятии социальных решений наобщественные ожидания и
независимую экспертизу.
7. Контрольные задания и задачи для самопроверки
1. Сформулируйте определение понятия «стратегия социальной политики»
дайте толкование круга и содержания стратегий.
2. Сформулируйте определение понятия «приоритеты социальной политики» и!
пайте толкование значению пространственно-временного фактора при выборе,^
приоритетов.
3. Сформулируйте основные социальные проблемы, определяющие направлю
аия целевых действий в сфере занятости на современном этапе развития России. .,
4. Назовите приоритеты социальной политики в депрессивных территориях.
5. Какие основные направления в решении социальных проблем являются пер
фективными для «наукоградов» и их населения?
6. Сформулируйте основную цель социальной защиты населения в аспекте вы-
>ора приоритетов социальной политики.
7. Назовите основное отличие системы социального обеспечения от системы
социальной зашиты.
8. Определите подходы к решению социальных проблем в сфере формирования
:оцио-культурной среды.
9. В чем сущность социально-нравственных аспектов выбора приоритетов
(иальной политики?
Литература
1. Волгин Н.А., Карпухин Д.Н. и др. Социальная политика и проблемы ее реа-
изации. В кн. Социально-трудовая сфера России в переходный период: реалии н
[ерспективы. М, 1996, с. 5-207.
2. Горкин А.П. и др. Социальная энциклопедия. — М. — Научное издательство
Большая Российская энциклопедия» 2000.
3. Осипов Г.В. и др. Энциклопедический социологический словарь. М., 1995.
4. Ракитский Б.В. Концепция социальной политики для современной России.
1нститут перспектив и проблем страны. М, 2000.
5. Ракитский Б.В. Социальная политика, социальная защита, самозащита тру-
ящихся в обществе. Часть первая. Школа трудовой демократии при институте
ерспектив и проблем страны. М, 1998.
Глава 1.9.
ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ
РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ
СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
План:
1. Особенности формирования региональном социальной политики.
Разделение функций между федеральным Центром и регионами
2. Механизмы реализации конкурентоспособной и устойчивой соци
альной политики в регионе
3. Управление социальной сферой как объектом социальной полити
ки и регионе
4. Управление социальными процессами и социальным развитием в
регионе
5. Особенности реализации социальной политики в отраслях соци
альной сферы различных регионов
6. Контрольные задания и задачи для самопроверки
7. Литература
1. Особенности формирования региональной социальной политики. Разделение функций между федеральным Центром и регионами
Социально-экономическое развитие страны не может успешно осуществляться без интефации регионов в единое макроэкономическое и социальное пространство, с одной стороны, и без самостоятельного формирования и реализация субъектами Российской Федерации социальной политики в своем регионе — с другой. Сегодня, в социальной политике на первый план выдвигается проблема четкого разделения сфер реализации государственной социальной политики между Центром и субъектами Федерации. Отношения типа «Центр-регион», «Peru он-per ион» сложные и противоречивые. В их взаимоотношениях переплетаются разноуровневые процессы, сталкиваются противоречивые интересы, рассмотрение которых требует разработки и применения новых приемов их согласования.
Центр возлагает на себя функций по формированию:
• целей и задач государственной социальной политики;
• норм поведения государственных органов по отношению к социальным про
блемам граждан;
• механизмов обеспечения социальных гарантий.
Концепция государственной социальной политики включает в себя основные позиции по:
• передаче все больших социальных функций в регионы (к сожалению, на прак
тике не подкрепляемая передачей соответствующей доли бюджетных средств);
• перенесению большей доли финансирования социальных расходов на сбере
жения граждан;
• снятию ограничений в социально-трудовой сфере, созданию возможностей в
увеличении доходов граждан;
• поддержанию оптимального уровня занятости.
В регионах разрабатываются концепции и программы социально-экономического развития, социальные разделы планов развития районов, городов и населённых пунктов. Сегодня однако нельзя сказать о наличии комплексного инструментария разработки и реализации социальной политики с учетом специфики каждого региона. Даже концепция развития различных типов регионов, региональные программы и поэтапные планы их реализации не разработаны и не используется в подавляющем большинстве регионов.
Формирование социальной политики на уровне региона достаточно новое явление в России, поскольку до начала рыночных реформ регион не являлся достаточно :амостоятельным носителем социально-экономических отношений и практически не 1редставлял собой самостоятельный субъект региональной политики, хотя регио-чальные проблемы социального развития существовали всегда, и на уровне региона )существлялась реализация социальной политики по сформированным Центром ]равилам. Сегодня, наоборот, органы государственного и общественного управления )егиона становятся главным субъектом социальной политики в регионе.
Социальная политика на уровне региона может стать эффективной лить при ее Ьормировании на основе системного подхода, включающего в себя следующие этапы: ' формулировка целей;
• разработка понятийного аппарата;
• анализ причин и следствий;
• выработка путей и средств достижения целей;
• определение критериев оценки и механизмов принятия решений;
• разработка механизма (индикаторов) определения и процедур анализа состоя
ния социальных процессов;
• составление перечня социальных услуг, социальных стандартов и норм, опре
деляющих степень обеспечения социальных гарантий;
• разработка показателей социальной структуры и социальной инфраструктуры,
норм обеспечения социальными услугами;
• разработка функциональных обязанностей субъектов социальной политики,
определение механизма разграничения полномочий и ответственности в раз
витии социальной сферы каждого региона.
Понятия «региональная социальная политикан и «социальная пшитика в регионе» не являются синонимами. Под региональной социальной политикой понимается комплекс мер федеральных органов, направленных на социальное развитие регионов. Региональная социальная политика формируется Центром. Однако, уже на стадии разработки концепции она должна представлять собой двухсторонний процесс взаимодействия федеральных и региональных структур. Социальная политика в регионе вырабатывается органами власти региона при участий местного самоуправления с учетом сформированной федеральным Центром концепции региональной социальной политики.
На практике же нет последовательной разработки и планомерного осуществления стратегии социального развития, а социальная политика сводится к отдельным мерам по обеспечению гарантированного социального минимума и «латанию дыр» при возникновении чрезвычайных ситуаций в социальной сфере. Региональная социальная политика в большей степени оказалась направленной на выработку стратегии социального развития на макроуровне, формирование единого социального пространства, а социальная политика в регионе — на практическую реализацию комплекса мер по развитию социальной сферы в регионе. Тем не менее, региональные органы власти и даже органы местного самоуправления призваны не только реализовывать социальную политику в пределах своих территориальных образований, но и формировать стратегию и тактику проведения социальных реформ на своей территории в пределах установленных полномочий и возможностей использования собственных средств. Это характерно для регионов, в которых формируется и реализуется активная социальная политика. Кроме того, при формировании активной социальной политики региональные органы власти и органы местного самоуправления участвуют (хотя ещё и очень ограниченно) в процессе формирования социальной политики федерального Центра.
Таким образом, региональная социальная политика может формироваться и реализовываться в регионах России лишь на базе согласованной социально-экономической политики Российского государства и субъекта Федерации. Конкретные направления социальной политики в регионе (приоритеты, механизмы реализации, меры) в значительной степени зависят от социально-экономического состояния и специфики территории.
2. Механизмы реализации конкурентоспособной и устойчивой социальной политики в регионе
Основой социальной политики в регионе является социально-экономическая политика по развитию социальной инфраструктуры и социальной структуры, обеспечению условий жизнедеятельности (регулированию трудовых отношений, воспроизводства рабочей силы, условий труда, уровня жизни, доходов). В таком понимании социальная политика в регионе реализуется посредством управляющего воздействия на тс или иные отрасли социальной сферы. Социальная сфера региона определяется как комплексная система, состоящая из двух взаимосвязанных составляющих подсистем: социальная структура общества и условия жизнедеятельности, включающие в себя в качестве достаточно самостоятельного компонента социальную инфраструктуру. Реализация социальной политики в регионе осуществляется через придание социальной направленности региональной экономике. Выгодное положение ряду регионов позволило на старте рыночного развития извлечь определённые выгоды для формирования и реализации достаточно устойчивой и сильной социальной политики. Устойчивость социальной системы показатель конкурентоспособности социальной политики. Реализуемая концепция социально-экономического развития регионов должна включать и показатели конкурентоспособности социальной политики в регионе. Разработанные на основе этой концепции программы проходит экспертизу с точки зрения устойчивости проводимых социальных реформ. От устойчивости социальной политики зависит благосостояние населения и политическая стабильность в регионе.
Поддержание конкурентоспособности социальной политики в регионе наибо-пее эффективная мера обеспечения конкурентоспособности региона в целом. В ;вою очередь, конкурентоспособность региона зависит от его географического по-южения, наличия природных ресурсов, научно-технического потенциала и транс-юртных коммуникаций, сбалансированности бюджетно-финансовой системы, )беспеченности механизмами привлечения инвестиций, развитости рыночной инфраструктуры, благоприятной экологической обстановки, а также от политики фе~ (еральных органов власти по отношению к конкретному региону и протекциони-тских возможностей региональных органов власти.
Конкурентоспособность социально-экономической политики в регионе зависит т конкурентоспособности районов, городов, отраслей, предприятий и организа-;иЙ. Устойчивость социальной политики зависит от успешного противодействия енденциям ухудшения демофаф и ческой ситуации, негативным проявлениям де-опуляции населения, обнищания большой части населения и резкому расслоению бщества по уровню доходов, роста безработицы, межнациональным конфликтам другим негативным тенденциям.
Оценку конкурентоспособности социальной политики регионов нужно начинать ' типологазации регионов по составляющим показателям, характеризующим соци-1ьную политику в регионах. Приводимая ныне типология регионов по уровню и ;мпам роста номинальных доходов населения, уровню и тенденциям изменения по-тательной способности, соотношению денежных доходов и прожиточного мини-ума не дают полной картины состояния социальной политики в регионе.
Таким образом, сегодня федеральная социальная политика на практике реали-ется чрезвычайно слабо и непоследовательно и не сориентирована на региональ-
специфику. Эта ситуация вызывает необходимость уточнения курса социально-экономического развития страны в сторону перехода к качественно новому курсу в разграничении полномочий между Федерацией, ее субъектами и местным самоуправлением в вопросах реализации социальной политики.
Постоянно возникающие конфликты между федеральными и региональными органами власти и их лидерами по проблемам развития социальной сферы требуют децентрализации управления её отраслями (система образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения и др.) и компонентами социальной сферы (социальная структура, социальная инфраструктура и условия жизнедеятельности), имеющей федеральное подчинение. ] 1о данным опроса экспертов в марте 1998 года (N = 97) в Чебоксарах 56,4 процента высказали отрицательное отношение к региональной социальной политике Центра, лишь 24,3 процента выразили положительную или нейтральную оценку, 19,3 процента затруднились ответить. 49,7 процента экспертов считают субъекты Федерации самостоятельными на практике в вопросах управления всей социальной сферой региона, 31,1 процента из них расценили фактические возможности регионов в указанном вопросе как отрицательные, остальные затруднились высказать своё мнение. На открытые вопросы о причинах отсутствия возможностей у региона были даны ответы, редакция которых сводилась к следующим вариантам:
• «Отсутствуют критерии и механизмы практического разграничения полномо
чий и ответственности Центра и регионов по проблемам управления социаль
ной сферой регионов»;
• «Нежелание Центра передавать полномочия субъектам Федерации и брать от
ветственность на себя»;
• «Отсутствие или низкая степень взаимодействия федеральных и региональных
органов власти по проблемам управления социальной сферой регионов».
Примерно такие же ответы получены в сентябре 2000 года.
Реализацию социальной политики на местном уровне муниципальные органы власти осуществляют воздействием на социальную инфраструктуру местного значения, а также применением социальных льгот и предоставляемых услуг. В основе этого механизма лежит принцип адресности, который нацеливает действия государственных органов власти на применение конкретных мер социальной политики по отношению к строго определённой группе населения.
Проблемы реализации социальной политики в регионах волнуют все слои общества, поэтому при принятии ответственных решений, особенно вопросов, связанных с ликвидацией и реорганизацией крупных отраслей и элементов социальной сферы региона, должна проводиться представительная экспертиза.
А)