И товарных ресурсов
Обоснование объема розничного товарооборота на прогнозируемый (планируемый) период предполагает определение, с одной стороны, покупательных фондов, с другой — товарных ресурсов. Покупательные фонды характеризуют совокупный спрос населения на товары народного потребления. Они представляют собой сумму денежных доходов населения, которая расходуется на покупку товаров. Покупательные фонды рассчитываются на основе баланса денежных доходов и расходов населения, который характеризует движение массы денег по основным источникам образования доходов в направлениям их использования. Содержание баланса
денежных. доходов и расходов населения и методика его разработки раскрыты в гл. 12.
Определение покупательного фонда в целом по стране сводится к расчетам всей суммы денежных доходов населения и исключению из нее оплаты услуг, обязательных платежей, взносов, прироста вкладов и приобретение ценных бумаг, валюты. Схема расчета покупательного фонда представлена на рис. 13.6.
Рассчитанный таким образом покупательный фонд опрёделяет необходимый объем продажи товаров населению в денежном выражении. К этой величине прибавляется оборот по продаже товаров организациям и учреждениям в порядке мелкооптовой торговли и в результате определяется необходимый объем товарооборота.
Денежные доходы и расходы населения можно разделить на два вида: 1) оборот денег между населением и государственными, кооперативными, коммерческими, общественными организациями и предприятиями; 2) оборот денег между отдельными группами населения.
При первом виде оборота превышение доходов над расходами или расходов над доходами означает увеличение или уменьшение остатка денег у населения; при втором — это лишь перемещение денег от одних групп населения к другим, что не изменяет их массы, находящейся в обращении. В целом по стране это перемещение не влияет на общий объем покупательного фонда населения. При расчете же покупательных фондов по отдельным регионам нельзя не учитывать перемещения денег по группам населения и отдельным административным единицам.
Нетоварные расходы рассчитываются на основе прогнозных данных развития отраслей сферы обслуживания населения, прогнозов финансовых органов. Например, величина оплаты жилищно-коммунальных услуг определяется исходя из жилой площади, объема коммунальных услуг, средних ставок квартплаты и прогнозируемых тарифов по коммунальным услугам. Расходы на культурно-бытовое обслуживание
рассчитываются исходя из разветвленной сети зрелищных предприятий, их валового сбора, объема бытовых услуг.
Следует отметить, что на совокупный спрос существенное влияние оказывает ожидание потребителей. Поэтому при прогнозировании покупательных фондов на краткосрочный период целесообразно учитывать этот фактор.
Для увязки совокупного спроса на товары народного потребления с товарными ресурсами наряду с прогнозированием покупательных фондов определяется возможный объем продаж товаров.
Все предметы народного потребления относят к товарным ресурсам. Источниками товарных ресурсов являются: продукция легкой, пищевой и других отраслей промышленности, сельского хозяйства, поступление товаров по импорту.
Величина товарных ресурсов определяется исходя из потребностей в товаре и возможности их удовлетворения. Потребность в товарах служит базой для составления заказа на их производство.
Общая потребность товаров рассчитывается на основе следующих элементов:
• необходимый объем продаж товаров (необходимый объем розничного товарооборота, определенного на основе покупательного фонда);
• предполагаемая реализация товаров организациям и учреждения
• необходимый прирост или снижение товарных запасов до нормативов
• возмещение потерь товаров в пределах естественной убыли;
• ожидаемые потери от уценки товаров устаревших фасонов и моделей, а также товаров, потерявших первоначальное качество.
Сумма перечисленных элементов количественно отражает емкость рынка и показывает, какой объем поступления товаров необходим для обеспечения торговли в прогнозируемом периоде. Поскольку часть товаров реализуется через сеть общественного питания, которой производится наценка на товары, при расчете необходимого поступления товаров учитывают всю сумму этой наценки.
При расчете потребности в товарных ресурсах учитываются состояние товарных запасов к началу прогнозируемого периода, необходимость их пополнения до норматива.
Возможный объем товарных ресурсов определяется на основе данных по производству товаров народного потребления, импорту и запасам товаров.
Ранее товарно-денежный оборот регулировался с помощью разработки материальных балансов — балансов предметов потребления. Основная часть товарных ресурсов и в настоящее время регулируется государством и составляет товарные фонды.
Балансы предметов народного потребления разрабатываются по отдельным товарам и группам товаров. На их основе определяются товарные фонды по большинству товаров (табл. 13.1). По продукции сельского хозяйства учитывается ее производство не только на государственных предприятиях ин колхозах, но и в личных подсобных, фермерских, крестьянских и других хозяйствах.
Главной статьей использования товаров является рыночный фонд, т.е. та часть товарных ресурсов, которая направляется для продажи населению, пополнения запасов товаров в розничной торговой сети, на возмещение потерь от уценки и естественной убыли. Рыночный фонд определяется в соответствии с объемом производства товаров и импорта.
Важной задачей при разработке прогнозных балансов товаров народного потребления является оптимальное распределение товарных фондов между рыночным и внерыночным фондами, обеспечение платежеспособного спроса товарами.
При прогнозировании рыночных фондов необходимо учитывать:
• платежеспособный спрос населения;
• динамику потребительских цен;
• состояние товарных запасов и др.
На основе балансов продовольственных и непродовольственных товаров производится сводный расчет товарного обеспечения розничного товарооборота. В нем находят отражение товарные ресурсы по всем источникам поступления и направлениям их использования. Расчеты осуществляются в денежном выражении, а по важнейшим товарам — в натуральном и денежном. Товарные ресурсы характеризуют намечаемый объем для продажи населению, который должен согласовываться с денежными доходами и расходами населения.
Движение товарных ресурсов на рынке товаров народного потребления проявляется в форме постоянных их реализации и восполнения, что требует прогнозирования как их общего объема, так и структуры.