Состав безработных, зарегистрированных в органах Федеральной службы по труду и занятости
2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | ||||||
всего | жен-щин | всего | жен-щин | всего | жен-щин | всего | жен-щин | всего | жен-щин | |
Численность зарегистри-рованных безработных– всего, % | ||||||||||
Из числа безработных– безработные в возрасте, лет, %: | ||||||||||
16 – 17 | 2,1 | 1,8 | 2,5 | 2,2 | 2,8 | 2,5 | 2,4 | 2,1 | 2,2 | 2,0 |
18 – 24 | 17,4 | 19,0 | 17,9 | 19,6 | 19,1 | 20,9 | 18,3 | 20,0 | 18,2 | 20,1 |
25 −29 | 12,1 | 12,1 | 12,2 | 12,4 | 12,2 | 12,6 | 12,3 | 12,5 | 12,2 | 13,0 |
Итого безработная молодежь в возрасте 16-29 лет, % | 31,6 | 32,9 | 32,6 | 34,2 | 34,1 | 36,0 | 33,0 | 34,0 | 32,6 | 35,1 |
Их изучение показывает, что в составе официально зарегистрированных безработных доля молодых людей возрастала в период с 2002 до 2004 гг., но в 2005 г. наметилась положительная динамика. Так, количество молодых безработных в этом году начало снижаться и составило 33,0%, а уже в следующем - 32,6% (табл. 5 ).
Но этот показатель все же является значительным и указывает на то, что третью часть от общего числа безработных составляют молодые люди. Статистические данные свидетельствуют и о гендерной специфике в распределении численности безработной молодежи.
Как видно из таблицы, удельный вес женщин среди безработной молодежи увеличивается от года к году во всех возрастных группах. Но наиболее весомые показатели относятся к возрастной группе 18-24 года и составляют 20,9% от всех безработных женщин в 2004 г. Ранее указанная положительная тенденция уменьшения доли молодых безработных в 2005 г. характерна и для случая женской безработицы. Удельный вес молодежи среди безработных женщин начал снижаться, хотя и незначительно - до 34,0%. Однако уже в 2006 г. вновь наблюдалось увеличение этого показателя до 35,1%.
Тревожной тенденцией является определенное увеличение доли молодежи в возрасте 18-24 года среди безработных. Если в 2002 г. она была равна 17,4%, то в 2004 г.увеличилась до значения 19,1%, продемонстрировав таким образом рост на 1,7%.
Но в 2005 г. произошли незначительные изменения. В частности несколько уменьшилась доля молодых людей, находящихся в возрасте 16-17 лет и 18-24 года среди зарегистрированных безработных, а в возрастной группе 25-29 лет, наоборот, отмечено небольшое увеличение. В 2006 г. зафиксированная положительная тенденция для молодежных групп 18-24 года и 16-17 лет не изменилась, а в возрастной группе 25-29 лет наблюдалось незначительное снижение рассматриваемого показателя. Можно отметить, что доля именно этой группы среди зарегистрированных безработных наиболее стабильна и колеблется в пределах 12,1−12,3% в период 2002 – 2006 гг.
Рассматривая взаимосвязь образовательного статуса молодых безработных и изменения численности выпускников общеобразовательных школ и учреждений профессионального образования различного уровня в изучаемом периоде, можно получить следующую информацию. Как видно из рис. 4, меньше всего в общей численности безработных изменялась доля выпускников учреждений начального профессионального образования. А вот доля выпускников общеобразовательных школ, достигнув своего максимума (3,9%) в 2004 г., начала уменьшаться в следующем году и составила 3,2% от всех безработных, а затем в 2006г. снизилась до 2,0%. Наибольшую тревогу вызывают данные по выпускникам учреждений среднего и высшего профессионального образования, где с 2002 по 2004 гг. прослеживалась негативная тенденция. В частности наблюдался рост данного показателя с 3,5% в 2002 г. до 4,1% в 2004 г. С 2005 г. доля молодых людей со средним и высшим образованием в общей численности безработных начала уменьшаться и в 2006 г. имела значение 3,5%, т.е. вновь достигла уровня 2002 г.
Рис. 4.
Динамика изменения доли безработных выпускников образовательных учреждений в общей численности безработных (%)
При анализе безработицы по статистическим, а значит усредненным, данным острота вызываемых ею реальных социальных и экономических проблем неизбежно сглаживается. Ведь уровень безработицы значительно различается в зависимости от региона. Так, в Москве в конце 2006 г. уровень зарегистрированной безработицы был равен 1,1%, а в Республике Ингушетия - 48% от общей численности трудоспособного населения этого субъекта Российской Федерации. Кроме того, в подавляющем большинстве регионов страны существуют районы с «очаговой» безработицей. При этом дифференциация безработицы внутри отдельных регионов достигает нередко десятичного порядка и более.
Таким образом, безработица часто локализуется на определенных территориях и оказывается практически неустранимой без вмешательства извне. На замкнутость безработицы влияет ряд факторов, главные из которых:
- моноотраслевая специализация многих городов и районов;
- низкая территориальная мобильность населения, сдерживаемая высокими транспортными расходами и ценами на жилье;
- различия в подходе региональных и местных властей к проведению социально-экономических преобразований;
- направленность государственной финансовой помощи на паллиативные меры смягчения напряженности в ущерб программам стимулирования внутренней миграции населения.
Вместе с тем, регистрируемая безработица охватывает только ту часть молодежи, кто в поисках работы и финансовой поддержки обращается за помощью к государству. Количество обратившихся в органы и учреждения Федеральной службы по труду и занятости меняется в зависимости от влияния не только макро-, но и мезо- и микрофакторов. В качестве последних могут выступать: психическая готовность или неготовность молодого человека к контактам с профильными органами власти или их учреждениями; установленный порядок регистрации безработных; уровень материальной поддержки безработных, широта спектра оказываемых им социальных услуг и др. Таким образом, величина, структура и продолжительность регистрируемой молодежной безработицы во многом отражают эффективность деятельности государства в сфере занятости.
Молодые люди, обратившиеся в органы Федеральной службы по труду и занятости, имеют право на получение всего комплекса услуг, предлагаемых безработным. Особое внимание при работе с этой категорией граждан уделяется реализации активных программ содействия занятости и обеспечению социальной поддержки молодежи. Данные программы осуществляются в широком функционально-целевом спектре и в сочетании с пассивными мероприятиями.
К пассивным программам относят выплату пособий по безработице, оказание материальной помощи, выплату стипендий в период дополнительного обучения. Их целью является социальная поддержка безработных граждан.
К активным программам относятся:
1. Организация профессионального обучения безработных граждан. Его целью является повышение конкурентоспособности безработных на рынке труда и увеличение вероятности их трудоустройства посредством повышения профессиональной мобильности молодых людей. Начатое в 2001 г. органами занятости внедрение образовательных программ с интенсивными формами обучения (интерактивные и мультимедийные обучающие компьютерные программы, технологии дистанционного и модульного обучения, обучение безработных граждан основам предпринимательской деятельности и самозанятости и др.) в настоящее время продолжает развиваться.
2. Профессиональная ориентация безработных и незанятых граждан. Данные мероприятия проводятся для повышения обоснованности выбора получателями социальных услуг вида деятельности, форм занятости, направлений профессиональной подготовки и возможностей обучения с учетом их потребностей и социально-экономической ситуации на рынке труда. Именно для молодежи профориентационные услуги имеют ведущее значение в силу особенностей этапа профессионального самоопределения этой категории населения. Основными целями профориентационной работы с молодежью является ориентация молодых людей на получение профессионального образования и обучение методам взаимодействия с работодателем при трудоустройстве и др.
3. Организация ярмарок вакансий, учебных и рабочих мест. Это направление деятельности органов занятости является одним из действенных и востребованных обществом. Ярмарки предоставляют молодежи и всем желающим возможности для самостоятельного подбора работы, в том числе и по вакансиям, сведения о которых не поступают в службу занятости, встретиться с работодателем, получить информацию о перспективах профессионального обучения по новой специальности, а также консультации психологов и юристов. Крайне значимы и ярмарки вакансий, проводимые для выпускников вузов, на которые приглашаются представители кадровых служб предприятий и организаций.
4. Информирование молодого населения и работодателей о состоянии рынка труда. Информационные мероприятия проводятся в целях расширения возможностей трудоустройства граждан и оказания услуг работодателям в подборе необходимых работников.
5. Организация общественных работ для содействия занятости лицам, не требующим предварительной подготовки.
6. Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда. Осуществляется посредством реализации специальных программ – «Клуб ищущих работу», «Новый старт», программ организации временного трудоустройства безработных граждан. Их целью является минимизация сроков поиска работы и преодоление безработными гражданами последствий длительной безработицы.
7. Поддержка предпринимательства и самозанятости. В рамках данного направления предусматривается оказание различных услуг по содействию предпринимательской инициативе безработных граждан, в основе которых лежит использование индивидуальных методов работы, предусматривающих адресное предоставление комплекса информационных, консультационных и образовательных услуг молодым людям.
Учитывая возрастные различия в особенностях профессионального самоопределения молодежных групп, сотрудники государственной службы занятости применяют дифференцированный подход в работе с молодежью. Например, для подростков в возрасте 14-15 лет, которые не получили общего среднего образования и являются не занятыми, объективно необходима социально-трудовая реабилитация. Поэтому специальные государственные программы направлены на привитие подросткам трудовых навыков путем установленной организации их временной занятости. Совместно с органами управления образованием подразделения Федеральной службы по труду и занятости стали создавать специализированные образовательные учреждения, где подростки данной категории могут получить основное общее образование и пройти углубленное трудовое обучение. Такие учебные центры на основе принципа соучредительства были созданы в Московской, Омской, Нижегородской областях, Санкт-Петербурге, Красноярском крае и других регионах.
Для возрастной группы 16-18 лет существуют серьезные проблемы, связанные с трудоустройством, поскольку у этой категории населения также пока еще отсутствует профессия и, как следствие, наблюдается крайне низкая конкурентоспособность на рынке труда. В связи с этим государством реализуется комплекс специальных мер по обеспечению трудоустройства выпускников общеобразовательных школ. Среди них можно выделить следующие:
- квотирование рабочих мест для молодежи;
- организация при центрах занятости и учебных заведениях образовательных курсов различного профиля для обучения молодежи профессиям, а также специальным знаниям, умениям, навыкам, способствующим развитию самозанятости молодых людей;
- организация переподготовки неработающей молодежи по профессиям, в которых ощущается потребность на региональном рынке труда;
- увеличение сроков обучения в учебных заведениях, занимающихся профессиональной подготовкой для коррекции трудового потенциала выпускников в соответствии с потребностями регионального рынка труда;
- организация для молодых людей, не обладающих возможностями быстрого трудоустройства, оплачиваемых общественных работ.
Как показал анализ статистических данных, наибольшая доля среди безработной молодежи в рассматриваемом периоде принадлежит выпускникам учреждений высшего и среднего профессионального образования. Поэтому в последние годы принят ряд мер, направленных на повышение уровня трудоустройства выпускников. Для чего разработана и внедрена в практику модель организации целевой системы подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, определен порядок согласования объемов подготовки специалистов различного профиля государственными вузами и ссузами. Для решения этой задачи в большинстве образовательных учреждений также созданы и активно функционируют специализированные подразделения по трудоустройству выпускников. Федеральная служба по труду и занятости в работе с этой категорией безработных предлагает услуги содействия их трудоустройству, организует профессиональную переподготовку, осуществляет профориентационную работу и оказание психологической поддержки.
Для содействия занятости молодежи, впервые вступающей на рынок труда, органами государственной и муниципальной власти создаются специализированные молодежные биржи труда.
На территориях с высоким уровнем безработицы разрабатываются и реализуются целевые региональные и местные программы обеспечения занятости выпускников, проекты развития молодежного предпринимательства и самозанятости.
На основе изучения основных социальных функций Федеральной службы по труду и занятости по организации трудоустройства молодежи и, в частности, выпускников учреждений профессионального образования можно сделать вывод о том, что в процессе формирования рынка труда происходят изменения в их составе и содержании. В настоящее время все более приоритетной становится функция трудового посредничества, интегрированная с функцией профессионального консультирования. Ряд функций (психологическая поддержка и обучение методам адаптивного поведения на рынке труда, перепрофилирование направлений подготовки специалистов, открытие новых специальностей, сбалансированных с потребностями территориальных рынков труда и др.) уже исполняются совместно с органами управления образованием, образовательными учреждениями.
Однако несмотря на особую общественную актуальность вопросов создания действенной системы трудоустройства и адаптации к условиям современного рынка труда выпускников учреждений профессионального образования они пока еще далеки от полного разрешения. В качестве основных сложностей, препятствующих решению этой проблемы, можно выделить следующие:
- жесткое разделение и подчас «оторванность» друг от друга функций социальных институтов образования, занятости и рынка труда;
- несовершенство технологий и ограниченные масштабы целевой подготовки специалистов по заказу предприятий и организаций;
- ориентация учреждений профессионального образования на подготовку кадров по профессиям «повышенного спроса», что в условиях неразвитого рынка труда приводит к углублению дисбаланса между рынком профессий и реальной квалификацией незанятой рабочей силы;
- неактуальность содержания части программ профессионального образования различного уровня, выраженная в не-соответствии их содержания международным профессиональным стандартам и требованиям к системам менеджмента качества, установленным Международной организацией по стандартизации;
- отсутствие готовности значительной части работодателей реализовывать кадровую политику, ориентированную на привлечение и удержание на рабочих местах своих предприятий и организаций выпускников учреждений профессионального образования.
Следовательно, необходимо установление более эффективной системы связей и организация продуктивного диалога между институтами образования и занятости. Таким эффективным «интерфейсом» в том числе могла бы стать совместная деятельность образовательных учреждений и работодателей по разработке профессиональных стандартов, отражающих новые подходы к профессиональному обучению молодежи.
В текущей экономической ситуации существенно возрастает роль профессионально-личностных качеств молодого человека в обеспечении его конкурентоспособности на рынке труда. В то же время такие задачи, как формирование гармоничной личности специалиста, способного успешно ориентироваться на рынке труда, самостоятельно определять траекторию построения своей служебной карьеры, демонстрировать гибкое, мобильное поведение в меняющихся социально - экономических условиях, в настоящее время решены государством и обществом не в полном объеме. Это усугубляет трудности трудоустройства молодых людей после окончания профессионального учебного заведения, провоцирует возникновение других социальных проблем.