Методы управления: Экономические, Социально-психологические,админ-вные
Метод менеджмента – способ, связанный со спецификой воздействия на управляемый объект для достижения поставленной цели. Особенности этого воздействия различают методы менеджмента друг от друга.
Экономические методы менеджмента – комплекс способов и приемов управления, основанный на использовании экономических законов, интересов и системы взаимосвязанных экономических показателей, норм и нормативов. Экономические методы соответствуют соц-о-экон-ской природе предприятия и являются средством развития производства и обмена на рыночной основе
Социально-психологические методы управления составляют способы воздействия на поведение личности и коллектива; на состояние и настроение организации; В менеджменте социально-психологические методы являются не только нравственной категорией управления, но и материальной, дающей прибыль или убыток, так как в хозяйственных организациях социально-психологические процессы, явления и действия просчитываются с точки зрения затрат и прибыли, получаемой от их применения.
Административно-правовые методы менеджмента – совокупность средств юридического (правового и административного) воздействия на отношения людей в процессе производства.
Административно-правовые методы опираются на следующие системы:
-систему законодательных актов страны и региона – федеральные (гос-ные) законы, указы, постановления, государственные стандарты, положения, инструкции, и другие документы, утвержденные федеральными органами для обязательного применения на территории страны. Глобальная цель этой системы – повышение качества жизни населения;
-систему нормативно-директивных и методических документов предприятия и вышестоящей организации, обязательных к применению. К ним относятся: стандарты, методики, положения, инструкции и подобные документы долговременного использования, а также приказы, распоряжения, указания, утвержденные руководством предприятия (вышестоящей организации) и действующие только на предприятии.
6.Содержание экономической категории «проблема» в менеджменте. Основные признаки и классификация проблем менеджмента. Менеджмент (управление) - воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения действий, соответствующих достижению поставленных целей при принятии на себя менеджерами ответственности за результативность воздействия Целью менеджмента в условиях нестабильности является постоянное преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем, для чего требуются определенные резервные денежные средства и предоставление менеджерам определенной степени свободы и самостоятельности в хозяйственной деятельности в целях быстрого и своевременного реагирования и адаптации к изменяющимся условиям.
Проблема российского менеджмента - проблема качества.
А пока потребность в этом инструменте формируется зачастую искусственно, например требованиями наличия различного рода сертификатов при проведении тендеров. Очевидно, что необходимость сертификата ничего общего с менеджментом качества как способом конкурентной борьбы не имеет, тем более принимая во внимание специфику работы российской индустрии сертификации. Но даже при существовании потребности в данном инструменте, он не может быть применен с пользой для предприятия, если высшее руководство не умеет им пользоваться.
Еще одна серьезная проблема на пути распространения принципов современного менеджмента качества - это компетентность руководителей предприятий в вопросах собственно управления.
Как до недавнего времени формировался корпус руководителей? Специалист, показывающий высокие профессиональные результаты, в определенный момент начинал движение по административной лестнице. В конечном счете, кто-то добирался до самого верха.
Современный высший менеджмент в своей массе сформирован из специалистов тех отраслей, в которых работают предприятия. Телекоммуникационную компанию возглавляет связист, химическую - химик, банк - финансист и т. д. Еще одна серьезная проблема на пути распространения принципов современного менеджмента качества - это компетентность руководителей предприятий в вопросах собственно управления.
Как до недавнего времени формировался корпус руководителей? Специалист, показывающий высокие профессиональные результаты, в определенный момент начинал движение по административной лестнице. В конечном счете, кто-то добирался до самого верха.
Современный высший менеджмент в своей массе сформирован из специалистов тех отраслей, в которых работают предприятия. Телекоммуникационную компанию возглавляет связист, химическую - химик, банк - финансист и т. д.
Вот примерный перечень типичных ошибок, которые совершает руководитель.
Исключение себя из деятельности по созданию и поддержанию работоспособности;
Неверное распределение ответственности.
Классификация систем менеджмента. Содержание категории «экономический эффект» системы менеджмента. Методы расчета экономического эффекта систем менеджмента.
Стоит начать с утверждения, что любая организация имеет систему менеджмента, представляющую собой совокупность организационной структуры, полномочий и ответственности, существующих в ее рамках, процессов деятельности, трудовых, материальных и финансовых ресурсов и т.д. Все эти составляющие объединены и взаимодействуют между собой для достижения целей организации. Таким образом, система менеджмента является средством достижения целей, сформулированных руководством компании. Наиболее известными представителями систем менеджмента, требования к которым закреплены в международных стандартах ISO, является системы менеджмента качества (СМК). Международная организация по стандартизации (International Organisation of Standartization) – ISO, главной целью кторой является развитие стандартизации и родственных направлений деятельности во всем мире, гармонизация интересов производителей и потребителей, а также развитие международной координации по объединению промышленных стандартов.
Эффективное, грамотное управление организацией, управление с точки зрения здравого смысла принципиально невозможно без обеспечения качества выпускаемой продукции. Поэтому стандарты ISO серии 9000 представляют собой общепризнанный вариант требований, предъявляемых к менеджменту организации. В то же время стандарты ISO налагают на систему управления ряд специфических требований, которые обусловлены, прежде всего, необходимостью проводить ее независимую оценку - сертификацию.
Система менеджмента организации может включать различные подсистемы менеджмента, например: систему менеджмента качества (СМК), систему финансового менеджмента, систему менеджмента охраны окружающей среды. Цели в области качества дополняют другие цели организации, связанные с развитием, финансированием, рентабельностью, окружающей средой, охраной труда, безопасностью и т.д.
Различные части системы менеджмента организации могут быть интегрированы вместе с СМК в единую систему менеджмента, использующую общие элементы. Это может облегчить планирование, выделение ресурсов, определение дополнительных целей и оценку общей эффективности организации.
В России национальной системой сертификации является система ГОСТ Р, созданная в рамках Государственного комитета по метрологии, стандартизации и сертификации (Госстандарт РФ). В нее на добровольной основе входят российские органы по сертификации СМК, число которых довольно велико
В России существуют и другие системы добровольной сертификации носящие отраслевую и ведомственную специфику, например Военный регистр. Сертификация, вообще, процедура не из дешевых. Стоимость самой процедуры зависит от многих факторов: от численности персонала, от наличия унифицированных технологических процессов, размеров предприятия, наличия филиалов, а самое главное от бренда Органа, который будет сертифицировать компанию. Добровольная сертификация - это своего рода бизнес. А если сертификацию предполагается проводить силами зарубежного Органа, то стоимость этих услуг может отличаться от аналогичных услуг, предоставляемых национальными Органами по сертификации в несколько раз. Аргумент здесь один: если потребитель нуждается в доказательствах состоятельности СМК организации, то документ о соответствии СМК требованиям международного стандарта ISO 9001:2000 (сертификат) просто необходим. Важным побудительным мотивом является выход российского предприятия на международный рынок. В большинстве случаев продать за рубежом свои товары и услуги по адекватной цене без наличия сертификата соответствия просто невозможно.
Для достижения поставленных целей необходимо четко определить критерии эффективности и конечные результаты производства в виде совокупности показателей, установленных в плане экономического развития. Таким образом, роль экономических методов заключается в увязке перечисленных категорий и мобилизации трудового коллектива на достижение конечных результатов.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ — разница между результатами экономической деятельности (напр., продуктом в стоимостном выражении) и затратами, произведенными для их получения и использования. Когда результатом экономической деятельности являются не только экономические, но и более широкие социально-экономические последствия, правильнее говорить о социально-экономическом эффекте Если результаты экономической деятельности превышают затраты, имеем положительный Э. э. (оцениваемый, напр., прибылью); в противоположном случае — отрицательный (напр., ущерб, убыток).
Общая сумма экономического эффекта:
E = ( Rnew - Rold ) - C
Rnew - новый результат деятельности
Rold - старый результат деятельности
С - дисконтированная сумма затрат на осуществление изменений за весь период деятельности изменений
Годовой экономический эффект:
E = ( Rгод_new - Rгод_old ) - C * N
N - нормативная величина годовой отдачи от вложений.
В данном случае сравнивается альтернативная возможность инвестировать затраченную сумму средств в альтернативные источники дохода. Поэтому N может быть ставкой рефинансирования, кредитным процентом, ставкой депозита, процентом доходности облигаций и т.д. Ее выбор зависит от конкретных возможностей для инвестирования.