Методы управления: организационно-административные, экономические, социально-психологические. Особенности и классификация

Методы управления – это совокупность приемов и способ целенаправленного воздействия субъекта на объект управления с целью побудить последнего совершить определенное действие в интересах предприятия.

В основу выбора и реализации методов менеджмента могут быть положены следующие принципы:

1) Целенаправленность. Применение методов должно побуждать к достижению определенной цели.

2) Реализуемость. Должна быть возможность разработки и осуществления мероприятий, позволяющих реализовывать избранный метод в соответствии с правовыми и социальными нормами и имеющимися ресурсами.

3) Системность. Применяемые методы должны представлять собой единую систему.

4) Динамичность. Применяемые методы должны осуществляться в форме, позволяющей их изменить в соответствии с ситуацией.

5) Эффективность. Применение избранного метода должно обеспечивать достижение максимальных социального и экономического результатов при минимальных затратах на разработку и проведения мероприятий, реализующих метод.

С точки зрения мотивации методы делятся:

1) Организационно-административные. Предполагают обязательное выполнение положений законодательных и нормативных актов. Особенности:

a. Оказывают прямое воздействие на объект управления,

b. Носят безвозмездный характер,

c. Требуют наличие и использования действенной системы контроля,

d. Требуют не наилучшего решения проблем, а выполнения строго определенных действий.

2) Экономические. Предполагают реализацию экономических законов и закономерностей. Особенности:

a. Альтернативны,

b. Имеют косвенное воздействие на объект управления с помощью денежной единицы,

c. Вносят элемент саморегулирования в деятельность организации.

3) Социально-психологические. Предполагают следование принципам социологии и психологии. Особенности:

a. Альтернативны,

b. Имеют косвенное воздействие на объект управления,

c. Время и характер применения зависят от социального статуса самого коллектива, что определяется факторами:

i. Образование,

ii. Возраст,

iii. Гендерная характеристика (по полу),

iv. Национальные, религиозные, культурные аспекты.

Организационные методы

Используются в типичных ситуациях и делятся:

1) Регламентирование – это установление статуса и целей функционирования, полномочий, прав и ответственности, правил функционирования и критериев оценки деятельности объектов регламентирования. Объекты регламентирования:

a. Организации в целом. Документ – устав.

b. Структурное подразделение. Положение о подразделении.

c. Должность в аппарате управления – должностная инструкция.

d. Отношения между предприятием и персоналом – правила внутреннего трудового распорядка, правила приема на работу и увольнений.

e. Технология выполнения управленческих работ – схема документооборота и технологический паспорт.

2) Нормирование. Как метод управления использует нормы, имеющие конкретные числовые выражения и нормативы, которые носят общий типовой характер и являются базой для исчисления норм:

a. Норма времени,

b. Обслуживания,

c. Выработки,

d. Численности,

e. Расхода материалов,

f. Нормы управления – это число непосредственных подчиненных у руководителя, на которых распространяется область его контроля. Для руководителей высшего и среднего звена нормы управления от 4 до 11 чел, для руководителей низшего звена – 20-25 чел.

3) Инструктирование. Это ознакомление работников с условиями работы, принятыми решениями, стоящими перед ними задачами и последствиями не выполнения какого-либо задания. Виды:

a. Ознакомление

b. Совет

c. Объяснения

d. Разъяснения

e. Предостережения.

Административные методы

Используются в конкретных ситуациях, т.е. при необходимости вмешаться в процесс производства и управления для устранения существующих отклонений или реализации представившихся возможностей.

Формы:

1) Приказ – это документ, в котором сформулированы цели, содержание, объем и сроки выполнения задания, указаны исполнители, условия выполнения этих заданий и определено должностное лицо, осуществляющее контроль. Это документ глобального характера, подписывается руководителем предприятия.

2) Распоряжения – это устные или письменные требования к подчиненным о выполнении какого-либо задания. Это документ локального характера, подписывается руководителем подразделения.

3) Указание. Осуществляется в устных формах, используется на низших уровнях управления.

Экономические методы

Классификация:

1) Централизованный – управление предприятием со стороны государства:

a. Налоговая политика,

b. Финансово кредитная политика

c. Политика ценообразования

d. Система государственных заказов

e. Система государственного финансирования и дотаций.

2) Децентрализованный – управление предприятием и его структурными подразделениями:

a. Система ценных бумаг,

b. Ценообразование,

c. Хозяйственный расчет

3) Децентрализованный – управление персоналом предприятия:

a. Системы оплаты труда

b. Системы вознаграждений и корпоративных льгот и компенсаций.

Ценообразование.

1) Регулируемые государством цены:

a. Цены естественных монополий,

b. Цены на продукцию и услуги, занимающие доминирующее положение на рынке.

c. Цены на социально значимые товары и услуги:

i. Товары детского назначения

ii. Медицинские препараты

iii. Транспортные услуги

iv. На вещи для инвалидов

Регулирование цен за счет установления предельного размера торговой надбавки на социально значимые продукты питания повседневного спроса.

2) Нерегулируемые государством цены:

a. Оптовые цены – цены на продукцию производственно технического значения

b. Отпускные цены – на товары народного потребления

c. Товары оптовых посредников

d. Цены розничной торговли

e. Цены общественного питания

Наши рекомендации