Задачи сэс в условиях рыночной экономики

К числу задач СЭС относят:

1. изучение процессов общественного воспроизводства; комплексное отражение и анализ социально-экономических процессов;

2. характеристика динамики материального и культурного уровня жизни населения;

3. информационное обеспечение органов управления для принятия решений;

4. информирование населения страны о ходе выполнения управленческих решений;

5. выработка требований к статистике отраслей экономики, бухгалтерскому и управленческому учёту, соблюдение которых необходимо для получения сопоставимых и достоверных данных с целью расчета и анализа макроэкономических показателей, цен и налогов;

6. выявления основных пропорций и соотношений между производством, потреблением и накоплением, наличием ресурсов и их использованием, отраслями и секторами экономики;

7. разработка методических подходов к моделированию и анализу межотраслевых связей, спроса и предложения;

8. разработка методов анализа, которые раскрывают основные тенденции развития экономики, а также методов расчёта и сравнительного анализа показателей экономического и социального развития разных стран, международных экономических связей.

Программы перехода стран СНГ на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики предполагают переход на СНС, рекомендованную ООН и другими международными организациями. Основной целью программ является создание условий повышения эффективности государственного регулирования экономики на базе объективных и достоверных оценок возможностей и состояния различных сфер экономики, форм собственности, прогнозирования их развития и оценки последствий управленческих решений.

Система национальных счетов представляет собой систему взаимоувязанных показателей и классификаций, применяемую для описания и анализа макроэкономических процессов более чем в 150 странах. СНС возникла в наиболее экономически развитых странах в связи с потребностью в информации, необходимой для практического принятия мер по регулированию рыночной экономики и формированию государственной экономической политики.

Ученые с мировым именем принимали участие в разработке концепций и понятий СНС. К их числу принадлежат: Дж. Кейнс, Дж. Хикс, М. Фриш, Р. Стоун, В. Леонтьев, Ж. Марешаль, X. Ямаде, О. Окруст и др. В развитие теории и методологии СНС большой вклад внесли такие международные организации, как ООН, МВФ, Мировой банк, ОЭСР, Международная ассоциация национального счетоводства.

Необходимое условие эффективного управления государством - наличие достоверной экономико-статистической информации, объективно отражающей предпосылки, ход и результаты процесса воспроизводства. Для этого необходима система взаимоувязанных обобщающих экономических показателей, которые отражают тенденции и пропорции в развитии секторов экономики. Базой построения такой системы служит теория воспроизводства. Рассмотрение теоретических основ построения СНС имеет решающее значение для экономико-сгатистической характеристики совокупности социально-экономических явлений, образующих процесс расширенного воспроизводства.

Национальное экономическое счетоводство представляет собой информационную систему, отвечающую требованиям комплексного исследования экономики посредством статистического моделирования, анализа и прогнозирования рыночных экономических процессов на макроуровне. Реализация заложенных в национальное счетоводство аналитических возможностей возможна на информационной основе интегрированной системы счетов и адекватных им показателей,

Официальная статистическая информация является основой для развития торговли и экономического сотрудничества. Приватизация, конкуренция, обеспечение коммерческой тайны нуждаются в разработке новой концепции информационной базы статистики. В пределах каждого объединения, предприятия, фирмы, концерна и т.д. нужно сохранять отчетность, насущно необходимую для промышленного и торгово-сбытового маркетинга, оперативного и стратегического планирования и руководства. Обеспечение рыночных структур информацией достигается организацией выборочных обследований. При этом важным аспектом является создание соответствующих информационных банков.

На органы статистики возложены обязанности соблюдения государственной и коммерческой тайны юридических лиц, обеспечения анонимности данных о гражданах, доступности разработанной обобщенной информации. Среди пользователей такой информации могут быть компании и физические лица, научно-исследовательские учреждения, средства массовой информации, общественные объединения, международные статистические организации. Данное обстоятельство ставит органы официальной статистики перед необходимостью разработки многоцелевой разнообразной информации, когда всем клиентам предоставляются равные возможности доступа к самой статистической информации, к законам и положениям, регулирующим ее использование.

Для создания национальной информационной системы необходимо обеспечить системный подход к сбору информации, который базируется на принципах многомерной характеристики национальной экономики как объекта статистического исследования по комплексу взаимоувязанных признаков. Он предусматривает сопоставимость методологии разработки статистической информации во времени и пространстве; межународные статистические сравнения; возможность агрегирования и интеграции статистических показателей. Требование системности предполагает высокую степень аналитичности и комплексности и получения максимально полезной информации при минимальных исходных данных, что достигается с помощью сочетания организации сплошного и несплошного статистического наблюдения.

Наши рекомендации