Методология научных исследований
ЛЕКЦИЯ 7. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
РАБОТА СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ
ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ
Роль НИР в подготовке специалистов.Наука в современных условиях является непосредственной производительной силой. С помощью науки создаются новые машины, оборудование, технологии. Наука влияет на научно-техническое, экономическое, социальное развитие общества.
В настоящее время научные исследования являются основой дальнейшего совершенствования организации, планирования и управления любым видом деятельности. В этих вопросах постепенно стирается грань между специалистом-производственником и специалистом-исследователем. Любой квалифицированный специалист должен хорошо знать потребности своего производства, уметь использовать накопленный опыт, обладать достаточным научным кругозором, владеть методами проведения исследований. Всем нынешним студентам рано или поздно придется делать обработку данных, обобщения, выводы при решении той или иной производственной задачи. Есть мнение, что руководитель, который не владеет методами исследований, «не дружит» с наукой - отсталый руководитель.
Поэтому требования по подготовке экономистов включают применение научных методов в организации планово-экономической работы, выполнение технико-экономических расчетов по прогнозированию и планированию, учету и анализу хозяйственной деятельности предприятий, проведение технико-экономических обоснований и расчетов экономической эффективности, использование современных средств и методов управления в организации хозяйственной деятельности предприятия. Исходя из предъявляемых требований, специалисты по конкретной экономике должны сочетать в себе знания экономиста-исследователя, которые приобретаются при выполнении НИРС.
Подготовка к выполнению НИР имеет несколько направлений.
1.Специальная подготовка, подразделяемая на экспериментальную и теоретическую.
Экспериментальная подготовка предусматривает практическое освоение средств познания, выработку навыков постановки экспериментов, проведение наблюдений и измерений, обработку и анализ результатов исследований.
Теоретическая подготовка заключается в изучении и освоении понятийного аппарата науки, методов решения теоретических проблем, выработки навыков контроля за процессом исследования. При этом важную роль играет знание сложившихся подходов к решению научных задач.
2.Математическая подготовка, предполагающая знание математических методов и теорий, приемлемых для использования в научном исследовании. Здесь уместно напомнить высказывание К. Маркса: «Наука тогда становится наукой, когда она овладевает законами математики».
3.Логическая подготовка, требующая изучения и освоения логического аппарата, используемого в науке. Исследователю необходимо вырабатывать логическое мышление.
4. Философско-методологическая подготовка, включающая широкий круг вопросов, начиная от формирования гражданской позиции и заканчивая конкретными методологическими проблемами.
5. Историко-научная и науковедческая подготовка, направленная на
изучение и освоение предшествующих достижений науки.
6.Нравственно-этическая подготовка, которая заключается в выработке у исследователей определенных нравственных установок (поиск точных фактов, достижение и защита истины, уважение к исследовательскому труду предшественников и коллег, неприятие любых попыток присвоения результатов труда других исследователей).
Основными задачами НИРС при подготовке экономистов являются:
- овладение студентами диалектическим научным методом познания и применение его для углубленного и творческого усвоения учебного материала, а также в будущей практической деятельности;
- изучение методологии научных исследований и применение ее в практической деятельности;
- обучение методам и приемам самостоятельного решения научных и технико-экономических задач на производстве, в учебных и научных учреждениях;
- выработка трудовых навыков в применении научных методов при решении экономических задач;
-внедрение достижений НТП и исследований в производство с наибольшей эффективностью.
Видыи формы НИРС.НИРС представляет собой комплексную систему на весь период обучения студентов в вузе применительно к профилю избранной специальности, включающую элементы научных исследований во всех видах занятий и по всем дисциплинам. Организует НИРС выпускающая кафедра.
Основными формами НИР студентов в области организации, планирования, управления и экономики является: выполнение исследований при изучении общетеоретических и специальных дисциплин, выполнение научных исследований во время практик, осуществление элементов научных исследований в курсовых и дипломных работах, участие в студенческом научном обществе и конференциях.
Студенты изучают основы научных исследований, понятие науки, методику научных исследований, планирование и организацию научного эксперимента, обработку исходных (экспериментальных) данных. Вслед за изучением лекционного материала студенты выполняют по нему практические задания по приобретению навыков в реферировании литературы, составлению плана научного реферата (статьи), обоснованию темы исследования и др. Полученные знания в области научных исследований студенты применяют при выполнении индивидуальных самостоятельных заданий по изучаемым дисциплинам.
В курсовых работах по специальным дисциплинам закрепляются элементы НИРС, представленные в виде научного поиска: составляется обзор литературы, разрабатываются предложения, содержащие элементы новизны по теме работы, применяются экономико-математические методы, обобщается передовой опыт, обосновываются предложения с применением экономических критериев, направленных на повышение эффективности и качества работы.
Элементы научного поиска, содержащиеся в курсовых работах, должны получать дальнейшее развитие в будущей дипломной (магистерской) работе и научной тематике кафедры. Таким образом, прослеживается преемственность курсовых и дипломных работ и НИР кафедры.
Каждый студент во время прохождения практики кроме общего задания, предусмотренного программой, выполняет применительно к своей специальности индивидуальное задание исследовательского характера, которое выдается выпускающей кафедрой. Оно фиксируется в дневнике и согласовывается с предприятием, на котором студент проходит практику. Выполнение индивидуального задания отражается в отдельном отчете о прохождении практики и может использоваться в других видах НИРС (семинары, курсовая работа, дипломная работа).
Студенческий научный семинар как один из видов НИРС относится к обязательным аудиторным занятиям. Проведение семинара предусматривает углубленное изучение вопросов по тематике НИРС, выступление всех студентов с докладами по индивидуальной теме, защиту своих выводов и предложений, ответы на вопросы. Индивидуальную работу рецензируют студенты, в обсуждении обязательно принимают участие 2 оппонента из числа участников семинара. Оппоненты предварительно знакомятся с содержанием темы, изучают литературу по теме, дают работе развернутую оценку. В обсуждении доклада принимают участие все студенты академической группы. Руководит студенческим научным семинаром преподаватель, имеющий достаточный научный опыт.
Дипломная (магистерская) работа студента-экономиста носит исследовательский характер. Поэтому качество ее подготовки зависит от уровня выполнения элементов исследования, предусмотренного всеми видами НИРС. В дипломной работе практически проверяется способность и подготовленность студента теоретически осмыслить актуальность темы, ее научно-прикладнуюценность, возможность выполнения самостоятельного научного исследования и применения полученных результатов в практической деятельности базового предприятия. Поэтому тематика дипломных работ увязывается с тематикой научных исследований кафедры, а главное, с интересами предприятия, на материалах которого студент выполняет работу.
В процессе изучения дисциплин студент составляет научные рефераты, отражающие накопление знаний за весь период обучения в ВУЗе. Рефераты рецензируются студентами-сокурсниками. Научный руководитель дает разрешение к докладу, после чего производится публичная защита реферата студентом.Защита организуется так же, как и при работе студенческого научного семинара. Оценка научного реферата производится комплексно.
Участие в конкурсах студенческих НИР, конференциях и полученные там поощрения должны учитываться в общих результатах НИРС. За достигнутые результаты студенты могут быть рекомендованы в аспирантуру или на работу, связанную с экономическими исследованиями, лучшие работы могут быть рекомендованы к опубликованию.
Все виды и формы НИРС направлены на активизацию творческого мышления студентов, на применение научных методов в решении конкретных экономических ситуаций, что способствуют повышению качества подготовки специалистов-экономистов.
Планирование, учет и контроль НИРС.Планирование НИРС начинается с разработки программы, в которой исходя из учебного плана и срока обучения, предусматривается выполнение элементов научных исследований. Программа предусматривает все этапы НИР (обоснование темы, исследование, эксперимент, внедрение результатов) и специализацию научных исследований применительно к будущей практической деятельности специалиста.
Студент, изучив тематику НИР, предложенную кафедрой, выбирает тему, а кафедра выделяет научного руководителя. Научным руководителем является руководитель занятий. Темы НИР выбираются в процессе изучения специальных дисциплин и выбора тематики дипломных работ.
Научный руководитель вместе со студентом разрабатывает индивидуальный план НИРС. При этом план детализируют по теме (главы, параграфы) и датам выполнения отдельных этапов. При составлении календарного плана выполнения исследований по теме НИР необходимо соблюдать последовательность изучения студентами учебных дисциплин.
В индивидуальном плане НИРС должно быть учтено внедрение результатов НИР (базовое предприятие, кафедра). Это имеет воспитательное значение для студента как будущего специалиста, поскольку каждая научная работа должна содержать конкретные предложения, направленные на улучшение экономической деятельности и предусматривать их применение в хозяйственной практике. Кроме того, студент может использовать результаты НИР в дипломных работах, что будет способствовать улучшению его профессиональной подготовки.
За выполнением индивидуальногоплана НИРС осуществляется контроль по этапам исследований. Поэтому в индивидуальном плане делается соответствующая отметка научным руководителем о выполнении отдельного этапа исследования и проставляется оценка.
Документация по планированию, учету и контролю НИРС ведется научным руководителем по каждому студенту.
МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Объект и предмет исследования.Научное исследование - это процесс изучения определенного объекта (процесса или явления) с целью установления закономерностей его возникновения, развития и преобразования в интересах рационального использования в практической деятельности людей. В методологии научных исследований различают понятия «объект» и «предмет» познания.
Объектом познания принято называть процесс или явление, на которое направлена познавательная деятельность исследователя, а предметом познания - исследуемые свойства, внутреннее содержание, отношения объекта.
Исследовать можно эмпирические объекты, такие как качество, себестоимость и теоретические (например, закон стоимости).
Эмпирические объекты делят на натуральные, существующие в природе, независимо от воли человека и искусственные, например, технические, созданные по воле человека.
По степени сложности объекты делят на простые и сложные. Простые объекты содержат несколько элементов, например, заработная плата имеет ограниченное число влияющих на нее факторов. К сложным относятся объекты с неопределенной структурой, которые нужно исследовать, а затем описывать. Сложные объекты исследуются методом «черного ящика», когда исследуется воздействие входа на выход, а внутреннее устройство и принцип действия остается неизвестным, что соответствует макроподходу. Таким объектом может быть себестоимость продукции. На нее влияет качество сырья, затраты на производство и реализацию, то есть внешние и внутренние воздействия.
Каждый объект исследования окружает среда, с которой он взаимодействует. При этом надо выделить факторы, влияющие на объект. Одни факторы для объекта являются существенными, другие менее существенными. Чем полнее будет учтено влияние среды на объект, тем точнее будут результаты научного исследования. Под средой подразумевается все то, что окружает объект исследования и воздействует на него. Различают воздействия вещественные, энергетические, информационные. На экономические исследования большое влияние оказывают информационные воздействия.
Экономические исследования характеризуются количественными показателями: экономическими (эффективность, себестоимость, рентабельность); технико-экономическими (производительность, надежность работы оборудования); технологическими (точность, качество продукции, надежность и прогрессивность технологии).
Определив объект и предмет исследования, устанавливают параметры объекта, то есть полноту изучения объекта в соответствии с целями исследования, а также классификацию факторов, влияющих на объект, то есть, их группировку по определенной методике.
Классификация должна удовлетворять следующим требованиям:
- быть соразмерной, но не слишком узкой и не слишком широкой;
- произведена по одному основанию или признаку;
- исключать несовместимость понятий.
Методы, методика и методология исследований.Метод - способ достижения цели, решения задачи, в науке способ познания действительности, приемы исследования.
Диалектический метод является подлинно научным методом познания мира как средство достижения истины.
В своей основе метод является инструментом для решения главной задачи - познания объективных законов действительности с целью использования их в практической деятельности людей. Метод определяет необходимость и место применения научных приемов и способов исследования, экспериментальной проверки результатов исследования. В экономических исследованиях для решения отдельных задач применяют частные методы: системный подход, метод экстраполяции, метод корреляции, метод экспертных оценок нормативный метод и др. Эти методы используют и для прогнозных оценок.
Наряду с частными методами существует всеобщий философский метод познания, который определяет основные пути всякого научного исследования. Методы философии являются основополагающими в разработке частных методик исследования.
Методика - совокупность способов и приемов выполнения исследования.
Методология отражает принципы приемов исследования, применяемых в науке. Методология - учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. В современной научной литературе под методологией понимается учение о принципах построения, формах и способах научно- познавательной деятельности.
Различают общую и частную методологию.
Общая методология - это принципы материалистической диалектики, теория познания, исследующая законы развития научного знания в целом.
Частная методология основана на законах отдельных наук, особенностях познания конкретных процессов и выражается в существовании теоретических обобщений, принципов, методов исследований.
Принципом считают основное исходное положение.
Предметом методологии научных исследований являются понятия и методы самой науки, их сфера применения, обоснованность научных результатов, осмысление достижений науки.
В методологии научных исследований выделяют два уровня познания:
- эмпирический - наблюдение и эксперимент, а также группировка, классификация и описание результатов эксперимента;
- теоретический - построение и развитие научных гипотез и теорий и выведение из них логических действий, сопоставление различных гипотез и теорий.
Ниже рассмотрим методы исследования подробнее.
Общенаучные методы исследованияследующие.
Анализ - изучение предмета путем мысленного или практического расчленения его на составные части. Каждая из частей анализируется отдельно в пределах единого целого. Пример: анализ производительности труда по предприятию в целом и по каждому цеху в отдельности.
Синтез - изучение объекта в его целостности, в единстве и взаимной связи его частей. Синтез связан с анализом, поскольку он позволяет соединить части предмета, расчлененного в процессе анализа, установить их связь и познать предмет как единое целое.
Индукция - метод, при котором общий вывод о признаках множества элементов делается на основе этих признаков у части элементов одного множества. Пример: изучение факторов, отрицательно влияющих на производительность труда по каждому отдельному цеху, а затем их обобщение в целом по предприятию.
Дедукция - метод логического умозаключения от общего к частному, то есть, сначала исследуется состояние объекта в целом, а затем его составных элементов. Пример: сначала анализируется производительность труда в целом по предприятию, а затем по отдельным цехам,
Аналогия - научное умозаключение, посредством которого достигается познание одних предметов и явлений на основании их сходства с другими. Пример: производительность труда в отрасли анализируется не по каждому предприятию, а лишь по выбранным в качестве аналога, выпускающим однородную продукцию и имеющим одинаковые условия деятельности. Полученные результаты распространяются на все аналогичные предприятия.
Моделирование - метод, основанный на замене изучаемого объекта, явления на его аналог, модель, содержащую существенные черты оригинала. В экономических исследованиях широко применяется экономико-математическое моделирование, когда модель и ее оригинал описываются тождественными уравнениями и исследуются с применением ЭВМ. Пример: транспортные маршруты при автоперевозках.
Абстрагирование - метод отвлечения, позволяющий переходить от конкретных предметов к общим понятиям. Пример: перспективное планирование, когда на основании изучения работы предприятий за прошедший период прогнозируется развитие отрасли или региона на будущий период.
Конкретизация - метод исследования предметов во всей их разносторонности, в многообразии реального существования в отличие от абстрактного, отвлеченного изучения предметов. При этом исследуется состояние предметов в связи с определенными условиями их существования и исторического развития. Пример: перспективы развития отрасли определяются на основе расчетов применения новой техники и технологии.
Системный анализ - изучение объекта, как совокупности элементов, образующих систему. Он предусматривает оценку поведения объекта как системы со всеми факторами, влияющими на его функционирование. Применяется при комплексном изучении деятельности предприятий или отрасли в целом.
Единой методики системного анализа пока нет. Уровень ее разработки зависит от уровня знаний исследователя и решаемых задач.
Функционально-стоимостный анализ - метод исследования объекта (процесса, структуры) по его функции и стоимости. Применяется при изучении эффективности использования материальных и трудовых ресурсов.
Формализация - представление элементов объектов в виде специальной символики. Пример: представление себестоимости продукции формулой, в которой при помощи символов изображены статьи затрат. Но не каждый объект поддается формализации, например, структура управления.
Гипотетический метод основан на научном предположении, гипотезе, выдвигаемых для объяснения какого-либо явления и требующий проверки на опыте и теоретического обоснования, чтобы стать научной теорией. Применяется при исследовании новых экономических явлений, не имеющих аналогов. Пример: эффективность новых машин и оборудования.
Аксиоматический метод предусматривает использование аксиом, которые доказаны научными знаниями. Они применяются в научных исследованиях в качестве исходных положений для обоснования новой теории. Пример: использование экономических законов для дальнейшего развития науки.
Создание теории - обобщение результатов исследования, нахождение общих закономерностей в поведении изучаемых объектов, а также распространение результатов исследования на другие объекты и явления, что способствуют повышению надежности проведенного эксперимента. Простая констатация фактов, например, повышение издержек производства против запланированного на столько-то - еще не есть научное знание. Оно станет научным, когда будет определена их причинная связь наблюдением и экспериментом, то есть, выявлены и изучены факторы, вызвавшие превышение издержек и намечены мероприятия по устранению недостатков.
Наблюдение - метод изучения объекта путем его количественного измерения и качественной характеристики. Применяется при хронометражных наблюдениях, раскрое сырья и материалов.
Эксперимент - научно поставленный опыт в соответствии с целью исследования для проверки результатов теоретических исследований. Пример-эксперимент по применению новых организационных форм управления.
Общенаучные методы исследования применяются в теоретических и эмпирических исследованиях.
Гипотезы в научных исследованиях.Гипотеза (научное предположение) выдвигается для объяснения какого-либо явления и требует проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать научной теорией. Научные теории не появляются в готовом виде, они возникают в виде предположений, гипотез и, выдержав определенную проверку, превращаются в знания.
Всякая гипотеза должна быть проверяемой. Для объяснения одних и тех же данных могут быть выдвинуты различные гипотезы. Процесс развития гипотез проходит стадии:
- выдвижение гипотез - изучение объекта исследования путем накопления теоретических и эмпирических знаний и обоснование на их основе предположения о возможности получения новых знаний об объекте;
- формулирование гипотез, определение методов исследования и системы доказательств;
-доказательство гипотез в процессе исследования и экспериментирования, их уточнение и корректировка;
-результаты доказательства гипотезы (дополняется новыми предположениями, либо отбрасывается, заменяется новыми гипотезами, либо превращается в достоверное знание).
Если гипотеза носит научный характер, она должна соответствовать законам и принципам материалистической диалектики. Содержание гипотезы не должно противоречить законам, установленным в данной науке. Например, ни одна гипотеза в области конкретной экономики не должна противоречить закону соответствия производственных отношений характеру производительных сил При выдвижении гипотезы необходимо стремиться с ее помощью объяснить не часть фактов и явлений, а всю их совокупность. Гипотеза должна быть предельно простой, не требовать новых допущений.
По поводу одного и того же объекта можно выдвигать несколько гипотез. При этом они могут быть взаимно исключающими. Гипотеза может уточняться, развиваться, дополняться новыми положениями. Ее развитие может привести к отрицанию. Тогда гипотеза может заменяться новой, с другими принципами - рабочей гипотезой. Решающим фактором превращения гипотезы в достоверное знание является практика.
На основании гипотезы стремятся вывести как можно больше следствий. Если следствия не противоречат опыту, гипотеза считается вероятной.
Доказательства в научных исследованиях.Приемы, с помощью которых устанавливается истинность какого-либо утверждения, называют доказательствами. В экономических исследованиях доказательствами могут быть экономические показатели (снижение себестоимости,рост производительности). Цитаты, заимствованные из опубликованных работ, не могут быть доказательствами.
В доказательствах применяют два способа установления истины: непосредственный и опосредствованный.
Непосредственный способ состоит в том, что в процессе практических действий утверждаемое положение соотносится с фактическим. Это наблюдения, эксперимент, измерение, расчет - то есть непосредственные способы доказательства.
Часто истинность утверждения может быть доказана на основе имеющихся знаний. В этом случае доказательством является обнаружение аналогии. Такой способ называют опосредственным. Ранее существовало интуитивное доказательство, ему на смену пришло формальное доказательство, когда получают строгую формулировку правил доказательств. Так, исследование себестоимости продукции можно проводить по цехам, пользуясь формальными доказательствами в виде нормативов расхода сырья, топлива и данных о фактическом их расходе.
В структуре доказательств выделяются следующие элементы: тезис, аргумент и форма (демонстрация).
Тезисом называют утверждение, которое подлежит доказательству. Такими тезисами в экономике могут быть: пути снижения издержек производства; резервы повышения производительности труда; снижение материалоемкости продукции; повышение эффективности производства.
непо- |
Аргумент - это положение, которое используется для доказательства данного тезиса. Аргументом могут быть нормы расхода ресурсов, отчетные данные. В качестве аргументов могут быть использованы доказанные ранее утверждения (теоремы, законы), данные, содержащие достоверную информацию (данные бухгалтерских отчетов, статистические сборники).
Форма доказательства (демонстрация) - это способ связи аргументов между собой, а также с тезисом. В экономических исследованиях формой доказательств являются таблицы, графики и другие носители информации. Существует два вида доказательств - прямое и косвенное. Прямым называют такое доказательство, когда из принятых предпосылок непосредственно следует тезис, требующий доказательств. Тогда в цепочке заключений последним звеном является доказываемый тезис. В экономических исследованиях в качестве доказательств используют данные бухгалтерского учета и статистики, данные хронометража, лабораторного анализа когда прямое доказательство неосуществимо, применяют косвенные доказательства - доказательства от противного. При этом доказывается не тезис, а его отрицание - антитезис, причем доказательство устанавливает ложность последнего, и на основании этого делают заключение об истинности тезиса. Таким образом, косвенное доказательство - это такой вид рассуждений, при котором доказывается ложность отрицания тезиса, и на этом основании делают вывод об истинности тезиса.
Иногда применяют умышленно неверные рассуждения - софизмы Цель софизма - выдать ложь за истину. Например, научное доказательство неизбежности кризисов в капиталистической экономике несовместимо с утверждением буржуазной науки о «народном капитализме» и его процветании. Смена общественного строя в Украине за сравнительно короткий период породила кризис науки, образования, здравоохранения, сельского хозяйства, промышленности.
Важное значение в научных исследованиях имеет опровержение. Ему также присущи тезис, аргумент и форма.
Тезис - это положение, которое требуетсяопровергнуть.
Аргумент - это утверждение, с помощью которого опровергается тезис, доказывается его ложность.
Форма - это способ логической связи аргументов и тезиса опровержения.
Опровержения являютсяважным средством развития научного познания. С их помощью наука освобождается от ложных утверждений, заблуждений и догм, совершенствует свой теоретический аппарат.
Таким образом, доказательствами и опровержением в экономике являются только те, истинность которых подтверждается расчетами, документами, составленными на основе проверенных данных, а также данных, полученных путем проведения эксперимента.