Чистая монополия и эффективность
Литература: Микроэкономика //И.В. Новикова, Ю.М. Ясинский, А.О. Тихонов и др.; под ред. И.В. Новиковой и Ю.М. Ясинского. – Мн: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2006. – 389 с.
Литература
1. Кулик Л.М. Экономическая теория. – М., 2004. – С. 191–203.
2. Экономическая теория /Под ред. А.Г.Грязновой, Т.В.Чечеловой. – М., 2005. – С. 139–144.
3. Экономическая теория. Часть II. Микроэкономика /Под ред. Э.А.Лутохиной. – Мн., 2005. – С. 147–163.
4. Долан Э.Д., Линдсей Д.Е. Рынок: макроэкономическая модель. – СПб., 1992. – С. 193–240.
5. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. Т. 2. – М., 1992. – С. 3–42.
Монополистическая конкуренция
План занятия
1. Характеристика рынка монополистической конкуренции.
2. Равновесие фирмы – монополистического конкурента в краткосрочном периоде.
3. Равновесие фирмы – монополистического конкурента в долгосрочном периоде. Издержки монополистической конкуренции.
4. Дифференциация и специализация продукции как методы конкурентной стратегии фирм – монополистических конкурентов.
5. Реклама и стимулирование сбыта – факторы завоевания конкурентного преимущества.
Вопросы для обсуждения
1. Назовите общие черты монополистической конкуренции, монополии и совершенной конкуренции.
2. Охарактеризуйте особенности функционирования рынков монополистической конкуренции;
3. Каковы условия краткосрочного и долгосрочного равновесия фирмы монополистического конкурента?
4. Можно ли считать монополистическую конкуренцию особой разновидностью монополии?
5. Есть ли польза от монополистической конкуренции?
6. Необходимо ли антимонопольное регулирование монопольно конкурентных рынков?
Какие понятия приведены ниже
1. Соперничество между участниками рынка в различных сферах: производстве, технике, технологии, реализации продукции и т.д.
2. Рынок, на котором многие фирмы продают дифференцированный продукт, доступ на рынок относительно свободен и имеет большое значение неценовая конкуренция.
3. Она складывается, когда на рынке работает достаточно много фирм, производящих одинаковую или близкую по назначению и другим параметрам продукцию.
4. Экономическое соперничество между предпринимателями, занятыми производством и реализацией одинаковой продукции.
5. Меры правительства по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности: регулирование цен; сокращение сроков действия лицензий монополистов; разукрупнение предприятий монополистов, национализация.
6. Слияние двух или более фирм, производящих разнородную продукцию, в единую фирму.
7. Экономическое соперничество между предпринимателями, занятыми производством и реализацией одинаковой продукции.
8. Слияние фирм, производящих одну и ту же продукцию, в единую фирму.
9. Слияние фирмы одной отрасли с фирмой другой отрасли.
10. Соперничество между участниками рынка в различных сферах: производстве, технике, технологии, реализации продукции и т.д.
11. Любые действия, которые применяется фирмой для устранения конкурентов, либо блокирования доступа в отрасль новой фирме и которые расценивается обществом (или конкурентами) как неприемлемый способ достижения этих целей.
Тесты и задачи
1. Для монополистической конкуренции характерно:
А) большое число производителей одинаковой продукции по одинаковым ценам;
Б) единственный поставщик продукта;
В) большое количество фермеров предлагают морковь по одинаковым ценам;
Г) несколько крупных производителей обуви предлагают разную по качеству и ценам обувь;
Д) имеется единственный покупатель излишков молока у жителей деревни.
2. Эффективность монополистической конкуренции состоит в том, что:
А) дифференцированные товары в большей степени удовлетворяют потребностям покупателей;
Б) производится эффективный объем продукта;
В) устанавливаются «правильные» цены;
Г) наилучшим образом расходуются ресурсы.
3. Преимущество монополистической конкуренции по сравнению с совершенной заключается в:
А) более низком уровне цен;
Б) более широком ассортименте товаров;
В) большей прибыли;
Г) низких издержках.
4. В условиях монополистической конкуренции для максимизации прибыли фирма должна соблюдать:
А) равенство средних общих издержек и цен;
Б) равенство спроса и предложения;
В) равенство предельных издержек и предельного дохода;
Г) превышение предельного дохода над средними постоянными издержками.
Верно, неверно?
1. При монополистической конкуренции фирмы предлагают более разнообразные товары, чем при совершенной конкуренции.
2. При монополистической конкуренции отраслевой выпуск обеспечивается большим числом фирм, чем при совершенной конкуренции.
3. На рынке монополистической конкуренции эффективнее используются ресурсы, чем на рынке совершенной конкуренции.
4. При монополистической конкуренции отраслевой выпуск обеспечивается большим числом фирм, чем при совершенной конкуренции.
5. При монополистической конкуренции цены выше, чем при монополии.
6. При монополистической конкуренции монопольная власть отсутствует.
7. При монополистической конкуренции фирмы не способны контролировать цены.
8. При несовершенной конкуренции фирмы могут влиять на рыночную цену, что иллюстрируется снижающейся кривой спроса на их товары.
9. При монополистической конкуренции фирма производит такое количество товара, при котором соблюдается равенство предельного дохода и предельных издержек.
10. Для монополистической конкуренции характерны ценовые методы конкурентной борьбы.
Рефераты:
1. Влияние рекламы на степень конкуренции.
Литература: Брю С. Макконнелл К. Экономикс.- М.: Республика, 2006, . 2 т. , с.18
2. Основные черты монополистической конкуренции.
Литература: Микроэкономика //И.В. Новикова, Ю.М. Ясинский, А.О. Тихонов и др.; под ред. И.В. Новиковой и Ю.М. Ясинского. – Мн: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2006. – 389 с.
3. Основы антимонопольного законодательства в Республике Беларусь и США.
Литература:
Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики: Учебник. – Мн.: Академия управления при Президенте РБ, 2002. – Гл. 9.
Микроэкономика //И.В. Новикова, Ю.М. Ясинский, А.О. Тихонов и др.; под ред. И.В. Новиковой и Ю.М. Ясинского. – Мн: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2006. – 389 с.
Литература
1. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. – М., 1992. – Гл.11.
2. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. Т.1. – М., 1992. – Гл.11.
3. Франк Р.Х. Микроэкономика и поведение. – М., 2000. – Гл.13.
4. Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н. Микроэкономика. – М., 2002. – Гл.10.
5. Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Микроэкономика. – СПб., 1998. – Гл.4.
Олигополия
План занятия:
1. Основные признаки олигополии. Стратегическое взаимодействие фирм в условиях олигополии.
2. Типология моделей олигополии.
3. Проблема устойчивости цен в условиях олигополии. Модель ломаной кривой спроса.
4. Использование теории игр при моделировании стратегического взаимодействия фирм в условиях олигополии.
5. Олигополия и эффективность.
Вопросы для обсуждения
1. Как происходит взаимодействие фирм в условиях олигополии?
2. Почему ценовые войны являются частым последствием олигополистического соперничества?
3. Определите характерные черты олигополии.
4. Каковы основные модели олигополии?
5. Охарактеризуйте механизм ценообразования и определения объема выпуска продукции в условиях олигополии.
6. Что такое ценовое лидерство и как оно проявляется в условиях олигополии?
7. Можно ли рассматривать олигополию как результат незавершенного процесса монополизации рынка продукта?
8. Какова стратегия картеля, преследующего цель максимизации прибыли?
9. Каковы действия картеля в ходе распределения рыночных долей?