Анализ обеспеченности и эффективности использования товарных ресурсов
Главный фактор успешного развития товарооборота – обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов. Влияние факторов, связанных с товарными фондами, выражается методом балансовой увязки с помощью формулы:
Р=З н + П – В – Зк, где
Р – розничный товарооборот;
Зн, Зк – запасы товаров на начало и конец отчётного периода;
П – поступления товаров;
В – прочее выбытие товаров.
Анализ поступления товаров начинают с проверки выполнения плана товарного обеспечения в целом и по отдельным товарным группам, а затем анализируют поступление товаров по источникам и по поставщикам.
Торговая фирма должна определять оптимальный уровень запасов, что предполагает выполнение двух условий:
· запасы должны быть достаточными для поддержания товарооборота на запланированном уровне;
· следует избегать излишних запасов, вызывающих необоснованную иммобилизацию средств и влияющих на снижение коэффициента оборачиваемости.
Планирование оптимальной величины запасов может осуществляться путём построения модели экономически обоснованного размера заказа.
Последовательность рассуждений следующая: если у поставщика заказывается партия товаров, процессы поставки и последующего хранения заказа повлекут за собой дополнительные затраты:
1) стоимость оформления и выполнения (подачи) заказа
2) стоимость последующего хранения запасов.
В качестве анализируемого временного периода возьмём год. Введём следующую систему обозначений:
N – годовой объём реализации данного вида товара, ед.
So – затраты по оформлению (подаче) одного заказа, руб.
S h – издержки по хранению единицы товара в запасе за год, руб.
Ц – закупочная цена единицы товара, руб.
q - объём заказа, ед.
Если годовая потребность в товаре составляет N единиц, а каждый заказ подаётся на партию в Q единиц, тогда за год число заказов составит N\q
Годовая стоимость подачи заказов = стоимость подачи одного заказа * число заказов, подаваемых в течение года = So * N\q.
Годовая стоимость хранения запасов Sh. При расчёте этой величины исходят из среднего количества товара, составляющего запас в течение одного цикла. Рассмотрим простейшую ситуацию, когда уровень запасов меняется линейно от q до 0. Тогда его среднее значение составляет Q\2.
Таким образом, годовая стоимость хранения запасов = стоимость хранения единицы товара в год*средний размер запаса = Sh*Q\2, руб.
С учётом изложенного формула расчёта совокупных дополнительных затрат (ТС), связанных с заказом партии товара и его последующим хранением, может быть представлена в виде:
ТС = So*N\q + Sh*q\2, руб.
Определим теперь значение Q, найдя оптимальный размер запаса товара:
Q = √2*So*N\Sh.
Если в течение года с равными интервалами заказывать данное количество товаров, то стоимость исполнения, то стоимость исполнения заказов и последущего хранения товара будет минимальной.
Теперь известен оптимальный размер заказа, но неизвестен интервал времени между очередными заказами. Если время поставки заказа составляет L недель, а в году 52 недели, то за время осуществления поставки будет реализовано L * N\52 единиц товара. Тогда делать новый заказ следует в момент снижения уровня запасов до величины L*N\52. В этом случае новый заказ будет получен в тот момент, когда уровень запасов станет равным 0.
В течение года потребуется N\q заказов, осуществляемых через равные промежутки времени. Следовательно, их периодичность в месяцах составит:
t = 12\N\q = 12*q\N.
На величину товарных запасов оказывают влияние объём и структура товарооборота, а также товарооборачиваемость. Она измеряется в днях (О д) и рассчитывается по следующей формуле:
З * Д
Од = ---------
Q
где З – средний запас товаров;
Д – среднее число дней в периоде;
Q – товарооборот за анализируемый период.
Дальнейшая проверка товарных запасов проводится в разрезе отдельных ассортиментных групп товаров. При этом необходимо установить, правильно ли организован завоз товаров в торговую сеть, нет ли случаев затоваривания или отсутствия необходимого минимума товаров определённого ассортимента, и выявит неходовые и залежалые товары.
ABC-анализ.
ABC-анализ — метод, позволяющий классифицировать ресурсы фирмы по степени их важности. В его основе лежит принцип Парето — 20 % всех товаров дают 80 % оборота. По отношению к ABC-анализу правило Парето может прозвучать так: надёжный контроль 20 % позиций позволяет на 80 % контролировать систему, то есть товарный ряд предприятия. Этот вид анализа предполагает разделение номенклатуры товаров на группы в соответствии с объёмом продаж по позициям. В большинстве случаев ABC-анализ показывает, что основной объём продаж обеспечивается весьма немногими номенклатурными позициями.
ABC-анализ — анализ товарных запасов путём деления на три категории:
А — наиболее ценные, 20 % — тов.запасов; 75-80 % — продаж
В — промежуточные, 30 % — тов.запасов; 15-20 % — продаж
С — наименее ценные, 50 % — тов.запасов; 5 % — продаж
Соответственно издержки управления запасами товаров в основном зависят от динамики по этой ограниченной номенклатуре. Контролю подлежат в первую очередь позиции, обладающие наибольшим объёмом продаж.
По сути, ABC-анализ — это ранжирование ассортимента по разным параметрам. Результатом АВС анализа является группировка объектов по степени влияния на общий результат.
В логистике ABC-анализ обычно применяют с целью отслеживания объёмов отгрузки определённых артикулов и частоты обращений к той или иной позиции ассортимента.