Понятие совокупного спроса. Кривая совокупного спроса. Неценовые факторы совокупного спроса
Совокупный спрос (aggregate demand – AD) представляетсобой сумму спросов всех макроэкономических агентов (домохозяйств, фирм, государства и иностранного сектора) на конечные товары и услуги. Компонентами совокупного спроса выступают: 1-спрос домохозяйств, т.е. потребительский спрос – С; 2- спрос фирм, т.е. инвестиционный спрос – I ; 3- спрос со стороны государства, т.е. государственные закупки товаров и услуг – G; 4- спрос иностранного сектора, т.е. чистый экспорт – Xn. 5- Поэтому формула совокупного спроса: AD = C + I + G + Xn.
Кривая совокупного спроса показывает комбинации объема выпуска и общего уровня цен в экономике при которых товарный и денежный режим находится в равновесии. Обратная зависимость между уровнем цен и величиной совокупного спроса объясняется несколькими причинами. Одна из них
связана с эффектом так называемых ценовых факторов совокупного спроса; или ценовых эффектов, к которым относятся: - эффект процентной ставки; - эффект богатства или кассовых остатков; - эффект импортных закупок. Эффект процентной - рост цен увеличивает спрос на деньги. При неизменном объеме денежной массы это повышает процентную ставку, то есть плату за пользование деньгами что приводит к сокращению некоторых расходов предприятий и потребителей и тем самым к сокращению совокупного спроса. Эффект богатства или кассовых остатков связан с тем, что при росте цен покупательная способность финансовых активов населения, например таких, как депозиты в банках, облигации, уменьшаются. Эффект импортных закупок - если уровень цен в стране растет, то спрос на товары данной страны, предъявляемым иностранцам сократится, это приведет к сокращению экспорта. Неценовые факторы оказывают влияние на сам совокупный спрос, что означает, что величина совокупного спроса одинаково изменяется при каждом возможном уровне цен. Это обусловливает сдвиг кривой AD. Если под воздействием неценовых факторов совокупный спрос увеличивается, кривая AD сдвигается вправо, а если сокращается, то она сдвигается влево. К неценовым факторам изменения совокупного спроса относятся все факторы, влияющие на величину совокупных расходов: Не ценовые факторы совокупного спроса (4 группы): 1- Изменение в потребительских расходах: а) связанное с уровнем совокупных доходов; б) ожидания потребителя; в) налоги; г) задолженность потребителя. 2- Изменения в инвестиционных расходах: а) величина процентной ставки; б) ожидаемая прибыль от инвестиций; в) налоги и дотации; г) уровень развития технологии; д) наличие свободных производственных мощностей. 3- Изменение в государственных расходах: а) состояние экономики, циклические колебания рыночной коньюктуры; б) действия внешних факторов (стихийные бедствия); в) доля государственного сектора в экономике. 4- Изменение расходов на объем чистого экспорта: а) коньюктура мирового рынка; б) от конкурентно способности национальной экономики; в) изменение курса валют; г) величина национального дохода в зарубежных странах.
Понятие совокупного предложения. Неценовые факторы совокупного предложения. Краткосрочная и долгосрочная кривые совокупного предложения (кейнсианская и классические версии совокупного предложения).
Совокупное предложение (AS) понимается уровень наличного реального объема производства в стране при каждом возможном уровне цен. Если не учитывать влияние международной торговли, то AS можно приравнять к ВНП. Факторы, влияющие на совокупное предложение: - Неценовые факторы совокупного предложения. - Факторы, смещающие кривую совокупного предложения. - Изменение цен на ресурсы. - Изменения в производительности. - Изменения правовых норм. - Наличие внутренних ресурсов: а) земля; б) трудовые ресурсы; в) капитал; г) предпринимательские способности. Налоги с предприятий и субсидии. Цены на импортные ресурсы. Государственное регулирование. Господство на рынке. Предложение – количество товаров и услуг, которое может быть предложено покупателю по некоторой цене в течение определённого периода времени. ривая показывает, какое количество товаров и услуг производитель может предложить по каждой конкретной цене. Прямая связь между S и P называется законом предложения: цены на ресурсы, технологии, налоги и дотации, цены на другие товары, ожидания, число продавцов. Эти факторы так же будут смещать кривую предложения вправо-влево (при том же уровне цен). Неценовые ф-ры П: 1- Изменение цен на ресурсы: а) наличие внутренних ресурсов, 2- Цены на импортные ресурсы, 3- Степень господства на рынках, 4- Изменение в производительности труда: а) уровень развития технологий; б) организация производства; в) развитие социальной инфраструктуры и так далее.5- Изменение правовых норм (область налогообложения). Форма кривой П трактуется по разному в классической и кейнсианской экономических школах. В классич модели эк-ка рассматр в долгоср пер .
а - долгосрочная; б - краткосрочная при ожидании неизменности цен на ресурсы; в - краткосрочная при ожидании роста цен на ресурсы; г – обобщенная. Это период, в течение которого номинальные величины (цены, номинальная заработная плата, номинальная ставка процента) под воздействием рыночных колебаний изменяются достаточно сильно, являются гибкими. Реальные величины (объем выпуска продукции, уровень занятости, реальная ставка процента) меняются медленно и принимаются за постоянные. Кривая AS выглядит как вертикальная линия, отражая тот факт, что в этих условиях невозможно достичь дальнейшего увеличения объема производства, даже если это стимулируется увеличением совокупного спроса. Его рост в данном случае вызывает инфляцию, но не рост ВНП или занятости. Классическая кривая АS характеризует естественный объем пр-ва (ВНП). Кейнсианская модель рассматривает экономику в краткосрочном периоде. В краткосрочном периоде номинальные величины (цены, номинальная заработная плата, номинальная ставка процента) рассматриваются как жесткие. Реальные величины (объем выпуска, уровень занятости) – как гибкие. Эта модель исходит из неполной занятости экономики. В таких условиях кривая совокупного предложения AS либо горизонтальна, либо имеет восходящий характер. Горизонтальный отрезок прямой - глубокий спад в экономике, недоиспользования производственных и трудовых ресурсов. Расширение производства в такой ситуации не сопровождается повышением издержек производства и цен на ресурсы и готовую продукцию. Восходящий отрезок кривой совокупного - рост объема национального производства сопровождается некоторым увеличением цен.