Оперативное управление в сельскохозяйственных предприятиях, диспетчеризация.
Оперативное управление направлено на повседневное, планомерное руководство трудовыми коллективами с учетом требований научной организации труда.
Основные ее принципы: пропорциональность, согласованность, ритмичность, непрерывность (поточность) и срочность. Оперативное управление призвано обеспечивать текущую материальную подготовку производства, оказать влияние на его ход и реализацию производимой продукции при условии достижения максимальной эффективности.
Задачи: 1) составление и доведение дневных, 5-дневных, декадных и иных плановых заданий до бригад, участков, звеньев, отрядов и отдельных исполнителей. 2) Расстановка непосредственных исполнителей по рабочим местам и оснащение рабочих мест. 3) Инструктаж исполнителей. 4) Оперативный учет, контроль и проверка использования заданий с оценкой качества работы. 5) Анализ результатов работы трудовых коллективов и отдельных исполнителей. 6) Своевременное устранение причин, тормозящих нормальный ход выполнения задания. 7) Подведение итогов работы, корректировка планов и заданий на ближайший период.10) Проведение оперативных совещаний, нарядов, планерок.
Оперативное планирование – это разработка рабочих планов по периодам работ, планов - заданий, планов – нарядов, графиков – маршрутов движения механизированных отрядов и отдельных агрегатов, сетевых графиков и т.п. Они определяют текущую загрузку производственных мощностей. Все виды оперативных планов должны быть взаимосвязаны и вытекать из содержания бизнес-плана. Исходная информация для их составления поступает из основных подразделений производства.
Диспетчерская служба (виды работ, выполняемые диспетчерской службой, функции диспетчерской службы, диспетчерская связь, документация, технические средства, эффективность диспетчеризации).
Диспетчерская служба – орган централизованного оперативного управления производством с помощью технических средств связи, сбора и обработки информации, контроля и регулирования деятельности всех структурных подразделений предприятия.
Диспетчеризация- централизация оперативного контроля и координация управления производственными процессами с целью обеспечения согласованной работы отдельных звеньев предприятия или группы предприятий для достижения наивысших технико-экономических показателей, выполнения графиков работ и производственной программы.
Работа диспетчерской службы по своему содержанию подразделяется на:
1 Оперативная работа включает решение всех текущих вопросов производственно-хозяйственной деятельности предприятия, прием оперативной информации и заявок, передачу распоряжений, указаний и контроль за их выполнением.
2 Контрольно - учетная работа. Это сбор информации и обработка оперативной отчетности о ходе работ.
3. Аналитическая работа тесно связана с плановой и контрольно-учетной.
Функции диспетчерской службы. На первом этапе обычно они ограничиваются сбором и передачей различной информации. На втором этапе подключаются контрольно-учетные и аналитические функции.
Диспетчерская документация необходима для нормальной организации оперативного учета, анализа выполнения планов и заданий, передачи распоряжений и заявок, контроля за их выполнением. Она делится на планово-контрольную, оперативную и наглядную. Основным оперативным документом является Журнал диспетчерской службы.
Для оценки экономической эффективности диспетчерской службы применяют показатели: прирост валовой продукции, сменной и сезонной выработки на трактор, комбайн, автомашину, сокращение простоев, сроков выполнения работ, снижение их себестоимости и т.п.