Оперативное регулирование хода производства: диспетчеризация, техническое оснащение диспетчерских служб.
В процессе выполнения плана должны постоянно осуществляться оперативный учет, контроль и текущее оперативное руководство ходом производства. Метод непрерывного наблюдения, контроля и регулирования производственного процесса, основанный на календарных планах и использующий технические средства для сбора и анализа информации получил название диспетчеризации.
Диспетчеризация явл-ся органической частью оперативного планир-я производства, выполняет след. ф-ции:
~ Непрерывный учет хода выполнения установленного графика производства и сменно-суточных заданий
~ Принятие оперативных мер по предупреждению и устранению отклонений от плана и сбоев в ходе производства
~ Выявление, анализ и устранение причин отклонений от установленных плановых заданий и календарных графиков производства
~ Координацию текущей работы взаимосвязанных звеньев производства в целях обеспечения ритмичного хода работы по установленному графику
~ Организационное руководство оперативной подготовкой всего необходимого для выполнения сменно-суточных заданий и календарных графиков производства
В основе диспетчерской службы лежат принципы оперативности и профилактичности.
Техническое оснащение диспетчерской службы. Контроль и регулирование в реальном масштабе времени, возможно, лишь на основе применения современного технического оснащения диспетчерской службы. В практике диспетчеризации на пр-тиях применяются след. виды технического оснащения:
~ Административно-производственная связь (спец. телефонная, телеграфная и радиосвязь)
~ Поисковая, вызывная и производственная сигнализация
~ Средства отображения процессов производства и управления (диспетчерские пульты, звукозаписывающая аппаратура, контрольные доски-графики и картотеки)
Для дистанционной передачи различных сводок, рапортов, графиков, распоряжений используются факсы. Для двусторонней связи с перемещающимся объектом применяются пейджеры, мобильные телефоны.
Поисковая сигнализация служит для более быстрого нахождения на территории и вызова требуемого работника. Поэтому на рабочих местах устанавливаются устройства для подачи звуковых, световых сигналов. При помощи вызывной сигнализации рабочий может передать в диспетчерский пункт цеха или непосредственно обслуживающему участку сигнал о необходимости срочной доставки материалов, инструмента и т.д. Для этого на рабочих местах устанавл-ся датчик-манипулятор.
Оснащение диспетчерской службы телевизионными установками позволяет диспетчерскому аппарату и руководству завода дистанционно наблюдать за работой участков. Камеры устанавл-ся в цехах на особо ответственных участках.
Использование комплекса современных технических средств в сочетании с ЭВМ значительно повысил эффективность оперативного управления производством.
25. Сущность и этапы осуществления подготовки производства к выпуску новой продукции.
Новый товар подразумевает модификацию существующего или нововведение, которое потребитель считает значимым. Внедрение нововведения нарушает внутреннее равновесие производства, но создаёт экономическую основу для его перехода в новое качество, а именно: в новое равновесное состояние. Чем быстрее осуществляется инновационный процесс, тем выше вероятность того, что инновация принесёт положительные результаты.
Подготовка производства представляет собой деятельность различных коллективов по разработке и реализации в производстве инноваций-продуктов для удовлетворения постоянно растущих запросов потребителей. Она включает:
* цикл научных исследований,
* техническую подготовку производства.
Процесс разработки новой продукции подразделяется на следующие этапы:
1.научно-исследовательский (комплексное исследование рынка, покупателей и конкурентов, патентной инфо, поиск идеи и коммерческий анализ),
2. конструкторский,
3. технологический,
4. организационно-экономический,
5. эргонометрический.
На предприятиях используются изобретения, рационализаторские предложения, предусматривающие изменения в конструкции, технологии. Однако они не вносят принципиальной новизны.
26. Сущность научно-технической подготовки производства. Ее основные задачи и этапы осуществления.
Научно-исследовательские работы по созданию нового продукта выполняет служба маркетинга. Научные исследования подразделяются на:
· теоретические (результатом которых является открытие)
· прикладные исследования (изыскание возможности и применение в практике предприятий разработок по проектированию новых изделий)
· экспериментальные работы (проверка научных исследований).
Основными структурными звеньями предприятия, в котором проводятся научно-исследовательские работы, являются технические лаборатории, решающие целый комплекс задач:
· выполнение НИР по созданию и внедрению прогрессивных технологических процессов
· проведение НИР по разработке и внедрению новых видов сырья, материалов, новой техники, автоматизации производственных процессов
· внедрение в производство результатов НИР, выполняемых научно-исследовательскими институтами.
Основным фактором успеха нового продукта является наличие на предприятии эффективной системы технической подготовки производства, охватывающей все этапы создания и освоения новой техники.
Техническая подготовка производства включает:
1. создание новых и совершенствование ранее освоенных видов продукции
2. проектирование новых и совершенствование действующих технологических процессов
3. внедрение новых видов продукции и технологических процессов в промышленное производство
4. организацию и планирование работ по технической подготовке производства.
На организацию работ технической подготовки производства оказывают влияние масштаб производства изделий, сложность и точность их изготовления, степень конкретной преемственности изделий, уровень стандартизации, объём кооперирования и др.
Техническая подготовка состоит из нескольких этапов:
* проектно-конструкторский
* технологический
* организационно-экономической подготовки
* промышленного освоения новых изделий
27. Сущность конструкторской и технологической стадий подготовки производства к выпуску новой продукции.
Конструкторская подготовка производства предполагает процессы по созданию новых и совершенствованию действующих конструкторских изделий согласно требованиям заказчика.
Этапы:
1. составление технического задания (совместно с представлениями заказчика, утверждаются руководителем предприятия)
2. расчёт технического предложения (расчёты технических параметров)
3. разработка эскизного проекта
4. разработка технического проекта (строго в масштабе с соблюдением требований стандартов)
5. подготовка рабочей конструкторской документации, проведение нормы контроля
6. изготовление и испытание опытного образца (в экспериментальном цехе изготавливаются все детали изделия, проверяется их сборка и испытания)
7. корректировка рабочего проекта и выпуск установленной партии изделий
8. проверка, согласование, внесение изменений, утверждение и размножение рабочего проекта, передача документации в отдел главного технолога (ОГТ)
Размножение, хранение и учёт конструкторской документации осуществляет в БТД (бюро тех. документации). Далее все документы переправляются в ОГТ.
Технологическая подготовка предполагает совокупность работ, определяющих выполнение производственного процесса нового изделия наиболее рациональными способами с учётом конкретных условий производства данного предприятия.
Технологическая подготовка включает:
* технологический анализ чертежей на предмет технологичности конструкции
* разработка прогрессивных технологических процессов
* проектирование специальных инструментов, технологической оснастки и оборудования для изготовления изделия
* выполнение планировок цехов и производственных участков с расстановкой оборудования согласно разработанным технологическим маршрутам
* отладка и внедрение технологического процесса
* расчёты производственной мощности предприятия, нормативов расхода материалов и энергоресурсов.
Изменения в рабочих чертежах оформляются актом согласия между ОГК и ОГТ. На каждую деталь составляется технологическая карта, в которой последовательно указываются операции, тип и модель применяемого оборудования, инструмента, разряды работ и нормы времени. По разработанным технологическим маршрутам составляется планировка цехов. Актом внедрения технологического процесса подтверждается соответствие его технологическим требованиям.
28.Сущность организационно-экономической и эргонометрической стадии подготовки производства к выпуску новой продукции.
Организ.-эконом. подготовка представляет собой комплекс проц-ов и работ, направленных на разраб-ку и реализ-ию проекта организации производственного процесса, изготовления нового изделия, сис-мы организ-ции и оплаты труда, материального обеспеч-ия прозв-ва, нормативной базы и внутрипроизвод-го планирования, для создания условий высокопроизводст-го выпуска прод-ции.
Организ-эконом. подготовка вкл.:
1. Разработка проекта организ-ии основн. производ-го процесса(выбор форм организ-ии произ-ва),специализация цехов и кооперирование м/д ними, составление планировок и участков, разраб-ка систем оперативно-произв. планирования.
2. Разраб-ка проекта технич.обслуживания основ. произ-ва предполагает составл-е планов движен-я труда в произв-ве, разраб-ка проектов организ-ии инструментального, ремонтного, складского, энергетич-го хоз-ва.
3. Разработка организации и оплата труда (разраб-ка проекта орган-ции труд. проц-ов, организ-ия обслужив-ия раб. мест,режимов труда и отдыха, подготовка и переподгот-ка кадров.)
4. Организ-ция мат-технич. обеспечения и сбыта нов. прод-ции: определ-ие потребности в мат-х ресурсах, составление заявок на специальное оборудование. Выбор поставщиков и установление с ними договорных связей.
5. Создание нормативной базы для внутризаводского технико-эконом-го и оперативно-производ-го планирования: предполагает расчет материальных нормативов, калькулирование себестоимости.
Эргонометрика- дисциплина, изучающая труд. деятельность чел. в системе чел-технич. среды с целью обеспечения ее безопасности, эффетив-ти и комфорта.
Предмет эроном-ки - трудовая деят-ть человека в сис-ме взаимодействия с технич. системами и в услов-ях существенного влияния фактор-ов внешн. среды.
Признаки эргонометрического кач-ва – полная безоп-ть при взаимодействии с технич. устройствами, высокая эффект-ть и удовлетворен-ть раб-ка содержан-ем, характером и результ-ми своего труда.
Содержание процесса освоения новой продукции и принципы его организации.
Новый товар предполагает модификацию существующего или нововведение, кот. потребитель считает значимым. Процесс разработки произв-ва прод-ции вкл. след. этапы:
- научно-исследовательский (косплексное исслед-ие рынка, покуп-лей, конкурентов, патентной инфо, поиск идей и комм.анализ).
- опытно-конструкторский
- технологический
- организационно-экономический
- эргонометрический
Научно-исследов. работы по созданию нов. прод-та выполн-т служба маркетинга.Научно-исследоват. Подразделяется на:
· Теоретические (результат –открытие).Открытие – установление неизвестных ранее объективно существующих свойств и явлений материального мира, вносящих коренные изменения в уровень познания.
· Прикладные предполагают изыск-е возможностей и применение в практике разработок по проектированию новых изделий.
· Экспериментальные предполаг. проверку результатов научных исследований.
На предприятиях используются изобретения, рационализ-я предложений, предусматривающие изменение конструкции, технологий в организацию произ-ва, однако они не вносят принципиальной новизны.