Академические исследования инструментария экономической науки
Вспомним, что в 1989 году Президиум Академии наук СССР констатировал: «Проблемы развития экономической науки являются актуальными и требуют неотложных мер по их незамедлительному решению». 21 февраля 1989 г. было принято постановление «Инструментальные средства и экономическая теория», в котором отмечалось, что отставание в освоении и широком использовании современного инструментария является одним из существенных тормозов в развитии как собственно экономической теории, так и ее применения к решению актуальных практических вопросов.
Необходим широкий комплекс мер по скорейшему преодолению отставания во всех разделах инструментальной части экономической науки, включая ее понятийный аппарат, систему информационного обеспечения, экономико-математическое и компьютерное моделирование.
Развитие инструментария экономической науки отмечается в Постановлении, требует специальных усилий, наличия высококвалифицированных специалистов, острая нехватка которых ощущается в настоящее время.
Приходится констатировать, что основные достижения в области инструментальных средств принадлежат западным ученым. Произошла самоизоляция наших экономистов, что привело к отсутствию взаимопонимания и к невозможности сравнивать результаты в этой области.
Экономисты на Западе шире используют и профессиональнее владеют инструментарием и применяют его повсеместно, их научные работы удовлетворяют общепринятым стандартам современной экономической науки.
Работы экономистов нашей страны зачастую носят беллетристский характер, что вызвано рядом причин, главной из которых является отставание в инструментарии.
Основной исходный материал для экономической науки — это статистика, прогнозная и другая информация. Рынок такой информации, как это отмечалось постановлением Президиума Академии наук в 1989 г., в нашей стране практически отсутствует или находится в начальной стадии формирования. Это приводит к тому, что, например, анализ советской экономики, который проводят американские фирмы и исследовательские организации, часто более качественный, чем наши собственные исследования. В США действуют экономические модели со 100 тысячами, а у нас со 100 уравнениями, т. е. разница составляет два порядка. Система обеспечения экономической науки должна активно использовать рынок информации. Подобно тому, как существует прикладная коммерческая наука и техника, в экономике должна быть сеть коммерческих и консультативных фирм, часть из которых должна принадлежать Академии наук. Это поможет, в частности, преодолеть приносящую огромный вред монополию в данной области.
Постановляющая часть этого решения Президиума Академии наук установила: одобрить деятельность Центрального экономико-математического института по развитию инструментария экономической науки; считать целесообразным:
• разработать программу развития инструментария экономической науки;
• увязать работы по развитию инструментария экономической науки с исследованиями по проблемам совершенствования статистических методов анализа и измерений социальных преобразований и экономического роста;
• подготовить и издать энциклопедический словарь по инструментарию экономической науки в двух вариантах, в нескольких томах издательства «Советская энциклопедия» и в виде компьютерной информационно-справочной или экспериментальной системы.
За истекшие годы коллективом экономистов ЦЭМИ Академии наук при участии и поддержке академиков РАН А. М. Румянцева, Н. П. Федоренко, А. И. Анчишкина и других подготовлены и изданы по этой проблеме многие научные и справочные труды. В их числе «Инструментарий экономической науки и практики. Научно-популярный справочник» коллектива авторов во главе с известным ученым-экономистом академиком А. М. Румянцевым, профессором Е. Г. Яковенко и доцентом С. И. Янаевым (издательство «Знание», 1985), тираж которого 100 000 экземпляров имел научный и коммерческий успех. Многократно издавались в разных версиях экономико- математические словари и справочники Л. И. Лопатникова. Издательством «Экономика» издана «Экономическая энциклопедия» /Научн.-ред. совет изд-ва «Экономика», Ин-т экон. РАН; Гл. ред. Л. И. Абалкин. — М: ОАО «Издательство «Экономика», 1999- — 1055 с.
Оглавление
Предисловие3
Глава 1. Экономист — экономика — экономия4
1.1.Экономист-профессионал. Необходимые качества 5
1.2. Предмет, система и задачи курса
«Введение в специальность экономиста» 5
1.3. Предмет экономических наук 6
1.4. Предмет экономическая наука прошлого
и настоящего 7
1.5. Предмет экономической науки будущего 8
Глава 2. Специальность экономиста9
2.1.Должности экономиста, требующие высшего
экономического образования 9
2.2.Место экономиста в народном хозяйстве 11
2.3.Общие требования к профессиональной
подготовленности экономиста после его обучения в вузе 11
Глава 3. Экономическое образование: стандарты, уровни,
ступени, системы, традиции12
3.1. Государственные образовательные стандарты 12
3.2. Система высшего экономического образования
советского периода: достоинства и недостатки 15
3.3. Экономическое образование переходного периода 16
3.4. Изменения в системе экономического образования 17
3.5. Система высшего и послевузовского
профессионального образования России: структура и ступени 18
3.6. Многоуровневая структура высшего образования 19
Глава 4. Образовательные программы и учебные планы
подготовки экономиста21
4.1. Общая характеристика образовательных
программ подготовки экономистов 21
4.2. Анализ содержания образовательных программ
экономического образования 22
4.3. Изучение различий образовательных программ
экономистов 24
4.4. Программа подготовки магистра наук 29
4.5. Роль гуманитарных и общественных наук
в формировании мировоззрения экономиста 29
4.6. Роль фундаментальных экономических наук
в подготовке дипломированного специалиста 31