Направления анализа счетов. 1.Счета использования доходов включают:
1.Счета использования доходов включают:
- Счет использования располагаемого дохода
- Счет использования скорректированного располагаемого дохода
Два варианта счетов соответствуют двум концепциям располагаемого дохода и конечного потребления.
Два счета использования доходов не являются ни последовательными, ни иерархическими. Они являются параллельными счетами, которые используются для различных целей, связанных с анализом данных и разработкой экономической политики. Один из них показывает, какие единицы несут расходы; другой счет показывает, какие единицы получают пользу от расходов, и степень, в которой уровень потребления домашних хозяйств обеспечивается ими самими.
Конечное потребление – расходы ИЕ на товары и услуги для удовлетворения текущих индивидуальных и коллективных потребностей людей. В СНС факт приобретения товаров и услуг для нужд потребления трактуется как акт их потребления.
Показатели счета использования располагаемого дохода по секторам
Использование | Ресурсы | ||
Статьи | Сектор | Статьи | Сектор |
4.расходы на конечное потребление: - Индивидуальное - коллективное 5 корректировка на изменение чистой стоимости активов ДХ в пенсионных фондах 6.Валовое сбережение(3)-(4)-(5) | ДХ, ОГУ, НКОДХ ДХ, ОГУ,НКОДХ ОГУ ФУ НФП, ФУ, ДХ, ОГУ, НКОДХ | 1.валовой располагаемый доход 2.корректировка на изменение чистой стоимости активов ДХ в пенсионных фондах | НФП, ФУ, ДХ, ОГУ, НКОДХ ДХ |
Итого(7)=(4)+(5)+(6) | 3.Всего (1)+(2) |
Располагаемый доход переносится из счета вторичного распределения доходов и записывается в ресурсах счета использования располагаемого дохода. В использовании счета отражаются расходы на конечное потребление. Счет формируется для трех секторов, осуществляющих расходы на конечное потребление: для сектора государственных учреждений, сектора некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, сектора домашних хозяйств и для экономики страны в целом.
Расходы сектора государственных учреждений и сектора некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, на индивидуальные товары и услуги, предоставляемые домашним хозяйствам в качестве социальных трансфертов в натуральной форме, отражаются в счете использования располагаемого дохода как расходы на конечное потребление.
Расходы на конечное потребление отражаются по секторам с выделением в секторе государственных учреждений:
расходов на индивидуальные товары и услуги;
расходов на коллективные услуги.
Индивидуальные товары и услуги - это товары и услуги, которые предоставляются домашним хозяйствам и используются ими для удовлетворения личных потребностей. Коллективные услуги - это услуги, предоставляемые обществу в целом.
По методологии СНС, сектор нефинансовых предприятий и сектор финансовых учреждений не производят расходов на конечное потребление, а приобретенные товары и услуги используют на промежуточное потребление или в качестве вознаграждения в натуральной форме. Они не предоставляют домашним хозяйствам трансфертов в виде потребительских товаров и услуг. В счетах по этим секторам отсутствуют статьи расходов на конечное потребление и фактическое конечное потребление. Их сбережение равно располагаемому доходу.
Расходы домашних хозяйств-резидентов на потребительские товары и услуги состоят из:
расходов на покупку потребительских товаров и услуг;
расходов на конечное потребление товаров и услуг за счет доходов, полученных в натуральной форме (кроме социальных трансфертов в натуральной форме);
расходов на потребление товаров и услуг, произведенных для собственного конечного потребления домашними хозяйствами.
В расходы на конечное потребление домашних хозяйств не включаются следующие статьи:
покупки домов, квартир, скота и ценностей (валовое накопление основного капитала);
покупки товаров и другие расходы для производственных целей:
покупки инструментов, инвентаря или спецодежды, строительных материалов, семян, кормов и тому подобное (промежуточное потребление сектора домашних хозяйств);
оплата ветеринарных услуг, связанных с обслуживанием домашнего скота, страхованию скота, хозяйственных построек (промежуточное потребление домашних хозяйств);
плата за аренду хозяйственных помещений, машин, оборудования, инвентаря, используемых для производственных целей (промежуточное потребление сектора домашних хозяйств);
расходы владельцев домов и квартир на текущий ремонт жилищ (включая покупки материалов для ремонта), на установку системы сигнализации (промежуточное потребление сектора домашних хозяйств). Однако аналогичные расходы квартиросъемщиков включаются в конечное потребление домашних хозяйств;
командировочные расходы на оплату проезда и гостиниц (рассматриваются как промежуточное потребление сектора нефинансовых предприятий);
расходы работодателей, связанные с созданием нормальных условий труда своим работникам (промежуточное потребление сектора домашних хозяйств);
стоимость услуг, оказываемых своим работникам и членам их семей бесплатно или по льготным ценам подразделениями организаций, например, услуги ведомственных медицинских организаций, стадионов, клубов, домов отдыха и так далее (социальные трансферты в натуральной форме);
стоимость питания и обмундирования военнослужащих (промежуточное потребление сектора государственных учреждений);
расходы на бесплатное предоставление населению лекарств и других потребительских благ, финансируемых за счет средств бюджета (социальные трансферты в натуральной форме).
По методологии СНС, расходы домашних хозяйств учитываются на момент возникновения соответствующей кредиторской задолженности, то есть на момент, когда покупатель принимает обязательство перед продавцом. Это означает, что расходы на товары учитываются на момент перехода прав собственности на данный товар, а расходы на услуги учитываются на момент завершения поставки данной услуги.
Расходы домашних хозяйств учитываются в ценах покупателей, включая налоги на продукты, которые подлежат уплате на момент покупки. Цена покупателя на товар - это сумма, уплачиваемая за поставку единицы товара в установленный покупателем срок. Она включает транспортные расходы, понесенные покупателем и не вошедшие в цену продавца.
Объем покупок домашними хозяйствами-резидентами товаров и услуг в государственной, кооперативной торговле и у частных лиц на экономической территории своей страны и за границей определяется по данным выборочных обследований домашних хозяйств о расходах, сформированных по группам товаров и услуг на основе международной классификации индивидуального потребления по целям. Данные обследований домашних хозяйств корректируются для учета различных систематических погрешностей (например, занижение потребления алкогольных напитков, сигарет, погрешности, связанные с недостаточной репрезентативностью выборочной совокупности домашних хозяйств и другие).
Конечное потребление товаров и услуг за счет доходов, полученных в натуральной форме, включает стоимость товаров и услуг, предоставляемых работодателями своим работникам в качестве вознаграждения за выполненную работу. Они состоят из товаров и услуг, которые не являются необходимыми для работы и которые могут быть использованы работниками для удовлетворения их собственных потребностей или потребностей других членов домашнего хозяйства. Любой вид потребительских товаров и услуг может предоставляться в качестве вознаграждения в натуральной форме.
Информация об этих доходах содержится в годовых отчетах организаций (форма государственной статистической отчетности №1-т).
Потребление товаров и услуг, произведенных для собственного конечного потребления домашними хозяйствами, включает:
стоимость продуктов, произведенных в крестьянских (фермерских) хозяйствах и личном подсобном хозяйстве населения;
условно исчисленная стоимость услуг по проживанию в собственном жилище.
Стоимость продуктов, произведенных домашними хозяйствами для собственного конечного потребления, определяется по данным выборочных обследований домашних хозяйств.
По методологии СНС, условно исчисленная стоимость услуг по проживанию в собственном жилище определяется на основании данных о среднегодовой площади индивидуального жилищного фонда и расходов по эксплуатации одного квадратного метра общей площади по организациям государственной собственности. Источником информации являются данные о жилищном фонде (форма государственной статистической отчетности №1 - жилфонд).
Расходы на конечное потребление сектора государственных учреждений состоят из расходов на потребительские товары и услуги, предоставляемые другими секторами бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения, как для индивидуального, так и для коллективного потребления. Они финансируются за счет средств бюджета.
Расходы государственных учреждений на индивидуальные товары и услуги, предоставляемые домашним хозяйствам бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения, отражаются по отраслям как выпуск товаров и услуг за вычетом поступлений от продажи товаров и услуг по рыночным ценам и от частичного возмещения потребителями стоимости услуг.
К индивидуальным товарам и услугам, предоставляемым сектором государственных учреждений, относятся услуги в области образования, культуры и искусства, кинематографии, средств массовой информации, здравоохранения и физической культуры, социальной политики, часть услуг жилищного хозяйства и другие услуги.
Источниками информации о расходах на конечное потребление государственных учреждений на индивидуальные товары и услуги являются данные отчета об исполнении консолидированного бюджета Министерства финансов, годового отчета Фонда социальной защиты населения и данные о жилищном фонде (форма государственной статистической отчетности.
Расходы государственных учреждений на коллективные потребительские услуги - это расходы на услуги, предоставляемые сектором государственных учреждений бесплатно всем членам общества. Их потребление носит пассивный характер и не требует согласия или действий со стороны заинтересованных лиц. Предоставление коллективной услуги одному лицу не уменьшает возможности получения ее другими лицами.
Расходы государственных учреждений на коллективные услуги, предоставляемые обществу в целом бесплатно, отражаются по отраслям как выпуск товаров и услуг за вычетом поступлений от продажи товаров и услуг по рыночным ценам и от частичного возмещения потребителями стоимости услуг.
К расходам государственных учреждений, оказывающих коллективные услуги, относятся расходы на:
государственные органы общего назначения;
национальную оборону;
правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности;
научные исследования;
сельскохозяйственные организации, финансируемые из бюджета;
дорожное хозяйство;
пенсионное обеспечение;
гидрометеорологию;
картографию и геодезию.
Расходы на конечное потребление государственных учреждений, оказывающих коллективные услуги, отражают стоимость нерыночных услуг этих учреждений и принимаются равными их текущим издержкам, включая потребление основного капитала.
Расходы государственных органов общего назначения, национальной обороны, правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности, научных исследований (без затрат на капитальные вложения, капитальный ремонт зданий и сооружений, приобретение оборудования и инвентаря), дорожного хозяйства, гидрометеорологии, картографии и геодезии определяются на основании отчета об исполнении консолидированного бюджета Министерства финансов.
Расходы сельскохозяйственных организаций, финансируемых из бюджета (водохозяйственные организации по эксплуатации ирригационных и мелиоративных систем, организаций по зоотехническому и ветеринарному обслуживанию и другие организации, оказывающие услуги сельскому хозяйству, которые полностью или в значительной мере (свыше 50%) финансируются за счет средств бюджета), определяются на основании данных отчета об исполнении консолидированного бюджета Министерства финансов.
Расходы на пенсионное обеспечение определяются по данным годового отчета Пенсионного фонда.
Стоимость рыночных услуг, исключаемая из расходов государственных учреждений на коллективные услуги, охватывает: государственную пошлину; консульский сбор; сбор за парковку в специально оборудованных местах; сборы, взимаемые органами Министерства внутренних дел и инспекциями государственного технического надзора республиканских органов государственного управления; плата за пробирные работы и услуги; компенсации затрат государства (плата за пользование учебниками и учебными пособиями; плата за услуги медицинского вытрезвителя; частичная плата за путевки на санаторно-курортное лечение и оздоровление в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты от работодателей, от граждан и лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность; возмещение расходов по содержанию детей, находящихся на государственном обеспечении); доходы инспекций исправительных работ; услуги лотерей, организованных государством. Источником информации о стоимости рыночных товаров и услуг является отчет об исполнении консолидированного бюджета Министерства финансов.
Расходы на конечное потребление некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, состоят из расходов этих организаций на потребительские товары и услуги, предоставляемые домашним хозяйствам бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения. Основным источником финансирования этих расходов являются взносы их членов, пожертвования и другие трансферты. В СНС 93 отмечается, что расходы на конечное потребление некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства носят только индивидуальный характер
Расходы на конечное потребление некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, определяются в размере выпуска товаров и услуг за вычетом поступлений от продажи товаров и услуг по рыночным ценам и от частичного возмещения потребителями стоимости услуг.
К некоммерческим организациям, обслуживающим домашние хозяйства, относятся:
общественные организации и различные фонды (политические партии, религиозные организации, добровольные общества, благотворительные организации и различные фонды);
некоммерческие подразделения организаций (ведомственные больницы, поликлиники, клубы, стадионы, дома отдыха и другие).
Расходы общественных организаций состоят из расходов на содержание платного аппарата, хозяйственных расходов на проведение пленумов, съездов и так далее, а также потребления основного капитала.
Расходы на конечное потребление некоммерческих подразделений организаций определяются в размере выпуска ими нерыночных услуг.
В СНС-2008 признано, что НКООДХ могут иметь и коллективное потребление, однако не предлагается прилагать чрезмерные усилия, чтобы попытаться его идентифицировать.
Поправка на изменение чистой стоимости средств домашних хозяйств в пенсионных фондахпредставляет собойкорректировку сбережения домашних хозяйств путем добавления к их располагаемому доходу разницы между отчислениями в негосударственные пенсионные фонды и суммой полученных пенсий из этих фондов. Эта корректировка связана с тем, что в СНС домашние хозяйства рассматриваются как владельцы резервов программ негосударственного пенсионного страхования и позволяет согласовать между собой сбережение домашних хозяйств и изменение чистой стоимости их средств в негосударственных пенсионных фондах, отражаемое в финансовом счете.
Обратная поправка производится для негосударственных пенсионных фондов в составе сектора финансовых корпораций.
Сбережение - это балансирующая статья в счете использования располагаемого дохода.
Сбережение представляет собой ту часть располагаемого дохода (скорректированного на изменение в пенсионных правах), которая не потрачена на товары и услуги для конечного потребления. Оно может быть положительным или отрицательным в зависимости от того, превышает ли располагаемый доход расходы на конечное потребление или наоборот. Предполагая, что сбережение положительно (и что нет капитальных трансфертов), неистраченный доход должен использоваться на приобретение активов (возможно, только на увеличение денежных средств) или на сокращение обязательств. Если сбережение отрицательно, то некоторые финансовые или нефинансовые активы должны были быть реализованы или использованы каким-либо другим способом (включая сокращение денежных средств), или некоторые обязательства должны были увеличиться. Таким образом, сбережение представляет собой связь между текущими счетами СНС и последующими счетами накопления.
Схема сводного счета использования доходов
Использование | Ресурсы |
3. конечное потребление: - ДХ - ОГУ - НКОДХ 4. Валовое национальное сбережение (2)-(3) | 1.Валовой национальный располагаемый доход |
Итого (5)=(3)+(4) | Всего (2) |
На уровне экономики в целом балансирующей статьей счета использования располагаемого дохода является национальное сбережение, которое определяется как разница между суммой валового располагаемого дохода всех секторов (национальным располагаемым доходом) и расходами на конечное потребление домашних хозяйств, государственных учреждений и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, или суммированием величины сбережений по всем секторам экономики.
Таким образом, сбережение обеспечивает связь между текущими счетами системы и последующими счетами накопления.
2. Счет использования скорректированного располагаемого доходапозволяет проанализировать выгоды, получаемые потребителями независимо от источника финансирования расходов на потребление. Он строится для отдельных секторов.
С точки зрения того, кто получает выгоду от расходов на конечное потребление, оно может быть определено как фактическое конечное потребление товаров и услуг.Для домашних хозяйств оно включает конечное потребление товаров и услуг, осуществляемое за счет расходов домашних хозяйств, а также за счет социальных трансфертов в натуральной форме, то есть бесплатных или льготных индивидуальных товаров и услуг, полученных домашними хозяйствами от сектора государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства.
Показатели счета использования располагаемого дохода по секторам
Использование | Ресурсы | ||
Статьи | Сектор | Статьи | Сектор |
4. Фактическое конечное потребление: - Индивидуальное - коллективное 5 Корректировка на изменение чистой стоимости активов ДХ в пенсионных фондах 6.Валовое сбережение(3)-(4)-(5) | ДХ, ОГУ, ДХ ОГУ ФУ НФП, ФУ, ДХ, ОГУ, НКОДХ | 1.скорректированный располагаемый доход 2.корректировка на изменение чистой стоимости активов ДХ в пенсионных фондах | НФП, ФУ, ДХ, ОГУ, НКОДХ ДХ |
Итого(7)=(4)+(5)+(6) | 3.Всего (1)+(2) |
Для государственного управления фактическое конечное потребление равно стоимости коллективных услуг, у некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, фактическое конечное потребление отсутствует. Общие объемы расходов на конечное потребление и фактического конечного потребления для экономики в целом равны между собой.
Поправка показывает изменение чистой стоимости активов ДХ в пенсионных фондах, вызванное разницей между отчислениями и пособиями. Если поступления больше выплат, то она показывает сумму, подлежащую уплате пенсионным фондам и получаемую ДХ.
Все услуги НКОДХ рассматриваются как индивидуальные, поэтому этот сектор не имеет фактического конечного потребления.
Статья «Сбережение» счета идентична этой статье в счете использования располагаемого дохода как по экономике, так и по секторам. Если Сбережение «+», то неиспользованный доход может быть использован для приобретения активов или сокращения пассивов. Если «-», то для осуществления расходов на конечное потребление требуется увеличение пассивов. Если = 0, то изменение активов и пассивов финансируется за счет других источников для осуществления расходов.
Фактическое конечное потребление ДХ = расходы на конечное потребление ДХ(стоимость потребительских товаров и услуг, приобретаемых ДХ за счет текущих доходов) + стоимость товаров и услуг полученных от ОГУ и НКОДХ бесплатно(социальные трансферты в натуральной форме).
Фактическое конечное потребление ОГУ= стоимость коллективных услуг.
Таким образом, конечное потребление может быть представлено:
1. как расходы на конечное потребление соответствующих ИЕ или секторов экономики
2. как сумма Фактического конечного потребления ДХ и ОГУ.
Направления анализа счетов:
1. изучение структуры располагаемого дохода по направлениям и формам использования;
2. анализ пропорции между конечным потреблением и сбережением и тенденции в ее изменении
3. исследование зависимости потребления и сбережения от дохода и других факторов, показателей склонности к потреблению и сбережению
4. анализ структуры расходов ДХ на конечное потребление
5. анализ уровня жизни населения
6. анализ факторов, влияющих на структуру конечного потребления
7. анализ динамики конечного потребления.
Лекция 11 «Счета накопления»