Лекция №9. Виды и методы контроллинга
Основная задача контроллинга — обеспечить длительное существование организации (фирмы) и ее структурных единиц. При этом можно утверждать, что контроллинг — это концепция, направленная на ликвидацию узких мест, ориентированная в будущее в соответствии с поставленными целями и задачами получения определенных результатов. Поэтому имеет смысл рассмотреть «участие» контроллинга в определении целей, управлении ими и достижении их.
1. Определение целей.В основе контроллинга лежат стратегическое
планирование, предвидение реального положения организации на
рынке на перспективу, согласование оперативного и стратегического
менеджмента. Менеджер обязан:
-определить философию фирмы, ее имидж и миссию;
-установить конкретные цели, качественные показатели (доходы на инвестированный капитал, наличные деньги, источники покрытия).
Уточняется вся деятельность организации на перспективу, устанавливаются будущие изменения его обязательств перед партнерами, сотрудниками, инвесторами, обеспечивается ликвидность — все это необходимо, чтобы добиться выполнения запланированных показателей.
2. Управление целями.Характеризуется такими показателями:
-поиск узких мест в работе фирмы;
-анализ отклонений от намеченной стратегической программы;
-своевременная корректировка целей в соответствии с изменениями на рынке. Делает это контроллер (его служба) на основе знали за плановых и фактических показателей, достигнутых результатов в оперативном и стратегическом плане.
3.Достижение целей.Обеспечивается эффективным оперативным менеджментом, хорошей мотивацией груда работников, разработкой и внедрением инноваций, планированием, ориентированным на будущее.
Исходя из видов планирования, на информационное сопровождение которого ориентирован контроллинг, и содержания задач, решаемых на каждом этапе (определение, управление и достижение целей), контроллинг подразделяют на стратегический и текущий.
Рис. 4.5. Разграничение стратегического и текущего контроллинга.
Таким образом, можно утверждать, что стратегически и контроллинг должен помогать организации эффективно использовать имеющиеся у него преимущества и создавать новые потенциалы успешной деятельности в перспективе. Служба стратегического контроллинга выступает в качестве внутреннего консультанта менеджеров и собственников фирмы при выработке стратегии, стратегических целей и задач. Она поставляет необходимую информацию, ориентирующую руководство в процессе принятия решения.
Основная задача текущего контроллинга — оказывать помощь менеджерам в достижении запланированных целей, которые выражаются чаше всего в виде количественных значений уровней рентабельности, ликвидности и прибыли. Ориентирован он на краткосрочный результат.
Стратегический контроллинг определяет цели и задачи для текущего контроллинга и ориентирован на средне- и долгосрочный периоды. Таким образом, основное различие между стратегическим и текущим контроллингом заключается в том, что первый ориентирован на тенденции будущего, а последний, напротив, смотрит в настоящее, т. е. различие между стратегическим и текущим контроллингом — это различие между целями и средствами их достижения. В дополнение к этому можно выделить следующие различия:
-стратегический контроллинг ориентирован на потенциал (производственные мощности, материальные, трудовые ресурсы и т. д.), текущий — на конкретный результат (например, повышение производительности труда, увеличение прибыли, снижение затрат и т. д.);
-объекты планирования и контроля в текущем контроллинге совпадают, а в стратегическом они неидентичны (например, прибыль для текущего контроллинга — это объект планирования и контроля; для стратегического — объектами контроля будут освоение новых производств, состояние внутренней и внешней среды);
-в оперативной области доминирует контроль со стороны, а в стратегической — самоконтроль;
-контроль предпосылок, успеха и результата имеет различное значение для обоих видов контроллинга. Для текущего контроллинга, например, производство продукции с целью получения прибыли от ее реализации, для стратегического — выживание организации в долгосрочной перспективе посредством установления динамичного баланса с окружающей средой;
-для текущей и стратегической области различны масштабы цели. Для текущей — это экономическая эффективность, рентабельность, производительность труда, для стратегической — обеспечение длительного существования организации.