Лекция 1 Сущность, задачи, функции и виды контроллинга

Министерство образования и науки российской федерации

Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ

КАФЕДРА БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКИ И СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ

Н.А.Виноградская

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ И КОНТРОЛЛИНГ

для магистров по специальности

Москва 2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ

   
Раздел 1 Структура контроллинга  
Лекция 1 Сущность, задачи, функции и виды контроллинга (2 часа)
Лекция 2 Структура контроллинга (2 часа)
Раздел 2 Управленческий учет как основа контроллинга  
Лекция 3   Лекция 4 Управленческий учет в информационном поле организации (2 часа) Задачи управленческого учета; его отличие от финансового учета (2 часа)    
Лекция 5 Классификация методов управленческого учета и их применение в контроллинге (2 часа)  
Раздел 3 Планирование и бюджетирование в контроллинге  
Лекция 6 Бюджетирование и анализ отклонений в системе контроллинга (2 часа)  
     
Раздел 4 Организация службы контроллинга  
Лекция 7 Структура управления контроллингом на предприятии (2 часа)
Лекция 8 Внедрение контроллинга (2 часа)
Раздел 5. Контроллинг направлений деятельности  
Лекция 9 Особенности контроллинга направлений деятельности (1 час)
     
     
     

РАЗДЕЛ 1 СТРУКТУРА КОНТРОЛЛИНГА

Лекция 1 Сущность, задачи, функции и виды контроллинга

Контроллинг – это система управления достижением конечных целей предприятия. Контроль направлен в прошлое, на выявление ошибок, отклонений, просчетов и проблем. В большинстве случаев речь идет также о том, чтобы найти виновных. Контроллинг – это управление будущим для обеспечения длительного функционирования предприятия и его структурных подразделений. Службы контроллинга стремятся так управлять процессами текущего анализа и регулирования плановых и фактических показателей, чтобы по возможности исключить ошибки, отклонения и просчеты как в настоящем, так и в будущем.

Известно, что прибыль представляет собой результат сопоставления, сальдирования выручки от продаж и других видов бизнеса и затрат, связанных с деятельностью фирмы. На балансовую прибыль – влияют соотношения долговых обязательств и претензий предприятия и ряд других факторов. Решающим является, конечно, результат сопоставления выручки от реализации готовой продукции и затрат на ее производство. В системе контроллинга анализу этого соотношения уделяется особое внимание.

В совокупности функций контроллинга можно выделить:

- сервисную функцию (представление необходимой информации для управления) и методологию принятия решений и их координации, подготовку рекомендаций для принятия управленческих решений. Информационное обслуживание контроллинга обеспечивается при помощи систем планирования, нормирования, учета и контроля, ориентированных на достижение цели, конечного результата деятельности предприятия. Информация должна содержать заданные (нормативные, плановые) и фактические данные, в том числе об отклонениях, выявляемых средствами учета в разрезе его подразделений.

- управляющую функцию контроллинга реализуемую с использованием данных анализа отклонений, величин покрытия, общих результатов деятельности для принятия разных оперативных и стратегических решений о регулировании функционирования предприятия. Поиск таких решений ведут на всех уровнях управления предприятием, и весьма важной задачей контроллинга является координация целей различных уровней, средств и методов их реализации, с тем чтобы максимально обеспечить достижение конечной цели предприятия.

– внутренний контроль на предприятии, контроль экономической работы его подразделений и организации в целом. В рамках системы контроллинга подразделения не предполагается наделять правом принятия решений, указаний и санкций. В отличии от ревизии контроллинг ориентирован на текущие результаты деятельности и не связан с документальной проверкой на местах совершения хозяйственных операций.

Слово контроллинг произошло от английского to control - контролировать, управлять. Однако, в Великобритании и США укоренился термин “управленческий учет”, хотя работников, в чьи должностные обязанности входит ведение управленческого учета, там называют контроллерами. В России термин “контроллинг” пришел из Германии и в настоящее время он используется наравне с термином “управленческий учет”. [1]

Основная конечная цель любого коммерческого предприятия - получение прибыли (контроллинг можно назвать системой управления прибылью предприятия), но в некоторых случаях цели предприятия могут быть и иными, - например, завоевание доли рынка, устранение конкурентов, - тогда контроллинг ориентирует усилия предприятия в направлении этих целей, хотя конечная цель та же - получение прибыли.

Находясь на пересечении учета, информационного обеспечения, контроля и координации, контроллинг занимает особое место в управлении предприятием: он связывает воедино все эти функции, интегрирует и координирует их, причем не подменяет собой управление предприятием, а лишь переводит его на качественно новый уровень. Контроллинг является своеобразным механизмом саморегулирования на предприятии, обеспечивающим обратную связь в контуре управления. Контроллинг основывается на экономической теории, анализе хозяйственной деятельности, бухгалтерском учете, планировании, менеджменте, кибернетике, социологии.

Для овладения контроллингом необходимы широкий кругозор и способность мыслить аналитически; знания по широкому спектру предметов, связанных с экономикой, управлением, кибернетикой. Реальные экономические проблемы нестандартны и запутаны, а времени и исходной информации для их решения недостаточно. Поэтому следует научиться смело комбинировать различные подходы, применять весь накопленный опыт и знаний для поиска творческих решений в условиях неопределенности и неполной информации.

Основная цель контроллинга - ориентация управленческого процесса на достижение всех целей, стоящих перед предприятием. Контроллинг обеспечивает выполнение функций:

- координация управленческой деятельности по достижению целей предприятия;

- информационная и консультационная поддержка принятия управленческих решений;

- создание и обеспечение функционирования общей информационной системы управления предприятием;

- обеспечение рациональности управленческого процесса.

Появление контроллинга объясняется следующими причинами:

- Повышение нестабильности внешней среды выдвигает дополнительные требования к системе управления предприятием, в частности:

* смещение акцента с контроля прошлого на анализ будущего;

* увеличение скорости реакции на изменения внешней среды, повышение гибкости;

* необходимость в непрерывном отслеживании изменений, происходящих во внешней и внутренней средах предприятия;

* необходимость продуманной системы действий по обеспечению выживаемости предприятия и избежанию кризисных ситуаций.

- Усложнение систем управления предприятием требует механизма координации внутри системы управления;

- Информационный бум при недостатке релевантной информации требует построения специальной системы информационного обеспечения управления;

- Общекультурное стремление к синтезу, интеграции различных областей знания и человеческой деятельности.

Таблица 1. Основные концепции контроллинга

  Ориентация концепции   Сущность и основные задачи контроллинга в рамках данной концепции
На систему учета   Переориентация системы учета из прошлого в будущее, создание на базе учетных данных информационной системы поддержки управленческих решений, связанных с планированием и контролем деятельности предприятия
На управленческую информационную систему   Создание общей информационной системы управления. Разработка концепции единой информационной системы, ее внедрение, координация функционирования информационной системы, оптимизация информационных потоков
На систему управления  
  - с акцентом на планирование и контроль   Планирование и контроль деятельности структурных подразделений предприятия
  - с акцентом на координацию   Координация деятельности системы управления предприятием (управление управлением)

Эти концепции появились в разное время:

- первой возникла концепция, ориентированная на систему учета (в 1930-е гг.);

- концепция, ориентированная на управленческую информационную систему, стала популярной в 1970-1980 гг. при бурном развитии компьютерной техники;

- концепция, ориентированная на систему управления, связанная с развитием проектного менеджмента, появлением матричных организационных структур.

Матричная организационная структура- тип организационной структуры, в которой для каждого осуществляемого на предприятии проекта создается специальная временная рабочая группа, во главе которой стоит руководитель проекта. Члены этой группы подчиняются как руководителю проекта, так и руководителям тех функциональных отделов, в которых они работают постоянно. Когда осуществление проекта закончено, группа расформировывается и ее члены возвращаются в свои отделы.

В целом система контроллинга на предприятии решает все перечисленные задачи, но расстановка акцентов может быть разной.

Контроллинг, как система управления достижением целей, является неотъемлемой частью управления предприятием. Современный менеджмент разделяет цели предприятия на две группы: оперативные (краткосрочные) и стратегические (долгосрочные, перспективные). Следовательно, контроллинг должен управлять достижениями как стратегических, так и оперативных целей деятельности предприятия. Поэтому контроллинг как система включает в себя два основных аспекта: стратегический и оперативный.

Процесс управления Роль контроллинга в управленческом процессе
  Планирование - координация различных планов и разработка консолидированного плана в целом по предприятию; - разработка методики планирования; - разработка графика составления планов; - предоставление информации для составления планов; - проверка планов, составленных подразделениями предприятия.
¯ ¯
Организационная работа - учет и контроль затрат и результатов по подразделениям
¯ ¯
Стимулирование - стимулирование выполнения планов по подразделениям
¯ ¯
    Контроль и регулирование - сравнение плановых и фактических величин для измерения и оценки степени достижения цели; - установление допустимых границ отклонений от плана; - анализ отклонений, интерпретация причин отклонений плана от факта и выработка предложений для уменьшения отклонений
¯ ¯
  Анализ решений, информационные потоки - участие в разработке архитектуры управленческой информационной системы (постановка задачи для программистов); - сбор наиболее значимых для принятия решений данных; - консультации по выбору корректирующих мероприятий и управленческих решений; - разработка инструментария для планирования, контроля и принятия управленческих решений

Рисунок 1 - Схема роли контроллинга в процессе управления.

Таблица 2 - Характеристика оперативного и стратегического контроллинга

  Признаки   Стратегический   Оперативный
  Ориентация   Внутренняя и внешняя среда предприятия Экономическая эффективность и рентабельность деятельности предприятия
Уровень управления   стратегический   тактический и оперативный
  Цели Обеспечение выживаемости. Проведение антикризисной политики. Поддержание потенциала успеха. обеспечение прибыльности и ликвидности предприятия
  Главные задачи - участие в установлении количественных и качественных целей предприятия; - руководство при планировании и разработке бюджета (текущее и оперативное планирование);
  - ответственность за стратегическое планирование; - определение узких и поиск слабых мест для тактического управления;
  - разработка альтернативных стратегий; - определение критических внешних и внутренних условий, лежащих в основе стратегических планов;   - определение всей совокупности подконтрольных показателей в соответствии с установленными текущими целями;
  - определение узких и поиск слабых мест; - определение основных подконтрольных показателей в соответствии с установленными стратегическими целями;   - сравнение плановых (нормативных) и фактических показателей подконтрольных результатов и затрат с целью выявления причин, виновников и последствий отклонений;
  - сравнение плановых (нормативных) и фактических значений подконтрольных показателей с целью выявления причин, виновников и последствий данных отклонений; - анализ влияния отклонений на выполнение текущих планов; - мотивация и создание систем информации для принятия текущих управленческих решений.
  - анализ экономической эффективности (особенно инноваций и инвестиций)  

Стратегический контроллинг- его цель обеспечение выживаемости предприятия и “отслеживание” движения предприятия к намеченной стратегической цели развития.

Анализ внешних и внутренних факторов включает в себя направления, представленные на рисунке 2.

анализ рынка капитала Лекция 1 Сущность, задачи, функции и виды контроллинга - student2.ru     анализ рынка технологий
         
анализ рынка       анализ рынка
сырья и материалов   Анализ внешней ® труда
    среды    
анализ рынка сырья и анализ конкурентов       изучение экономических проблем
         
анализ экономико-политической сферы         изучение социально-политической сферы
    Предприятие      
         
анализ маркетинга       анализ выпускаемой продукции
 
анализ людских ресурсов     анализ существующей организационной структуры
  Анализ ®
    внутренней    
анализ технических и технологических   среды ® анализ финансового
ресурсов       состояния предприятия
         
анализ проведения НИОКР       оценка территориального расположения

Рисунок 2. Направления анализа в стратегическом контроллинге

Установление стратегических целей начинают с анализа информации о внешних и внутренних условиях работы предприятия.

На этапе стратегического управления прогноз изменения внешних условий играет важную роль. Стратегический контроллинг несет ответственность за обоснованность стратегических планов. Проверка стратегических планов включает в проверку на полноту планов, их взаимоувязку и отсутствие внутренних противоречий.

По результатам проверки следует либо разработать систему контроля выполнения плана, либо приступить к разработке альтернативных вариантов стратегического плана.

Система оперативного контроллинга способом оперативных решений предохраняет предприятие от кризисного состояния.

Для выбранного варианта стратегического плана разрабатывается система контроля за достижением целей. Для этого, прежде всего, необходимо выбрать области контроля:

- стратегические цели (как качественные, так и количественные);

- критические внешние и внутренние условия, лежащие в основе стратегических планов;

- узкие и слабые места, выявленные в результате анализа стратегического плана.

При определении системы подконтрольных показателей необходимо помнить о следующих требованиях:

- объем показателей должен быть ограничен;

- показатели должны содержать данные по всему предприятию в целом, а также по всем его подразделениям;

- выбранные показатели должны быть динамичными и перспективными (необходимо обеспечить возможность сопоставления данных, как минимум, за пять лет);

- показатели должны иметь характер раннего предупреждения;

- при выборе показателей необходимо обращать внимание на то, чтобы они были сопоставимыми (с прошлыми достижениями, с другими предприятиями отрасли и т.д.).

Анализ выбранных подконтрольных показателей включает в себя следующее:

- сравнение нормативных и фактических значений с целью выявления отклонений;

- выявление причин и виновников отклонений;

- определение зависимости между полученными отклонениями и конечными результатами деятельности предприятия;

- анализ влияния полученных отклонений на конечные результаты.

Аналитическая информация поступает с определенной периодичностью руководству предприятия для принятия управленческих решений.

Оперативный контроллинг - его цель создание системы управления достижением текущих целей предприятия, а также принятия своевременных решений по оптимизации соотношения затраты-прибыль.

В отличие от стратегического оперативный контроллинг ориентирован на достижение краткосрочных целей.

Основные подконтрольные показатели:

- рентабельность капитала;

- производительность;

- степень ликвидности.

Наши рекомендации