Классификация стратегических программ 3 страница
Стоимостные показатели. В рыночном хозяйстве чрезвычайно велика роль стоимостных показателей. С их помощью выражаются совокупные результаты воспроизводственного процесса (производство валового внутреннего продукта, валового национального продукта, промежуточное потребление, валовая добавленная стоимость, стоимость основного капитала и его потребления, заработная плата по экономике в целом, валовая чистая прибыль, объем реализованной продукции, амортизация основных средств и т.п.). Стоимостные показатели позволяют обеспечить взаимную увязку всех разделов прогнозов, стратегических программ и планов, определить направления развития различных отраслей, регионов, структуру национальной экономики, важнейшие взаимосвязи и пропорции в ней, темпы экономического роста. С помощью стоимостных показателей составляются различные экономические балансы. На микроуровне стоимостные показатели позволяют увязать задания по производству продукции с заданиями по снижению издержек производства и обращения, росту производительности труда, повышению рентабельности и др.
Стоимостные и натуральные показатели могут быть количественными и качественными. Количественные показатели характеризуют прямые непосредственные результаты производства или работ и, в свою очередь, делятся на объемные и сетевые. Объемные показатели отражают размеры производства продукции, задания по объему капитальных работ, производительность труда в рублях на одного работника и др., а сетевые — задания по развитию различных отраслей социальной инфраструктуры (количество школ, больниц, учреждений культуры и др., а также контингенты врачей, учителей, школьников, студентов и т.д.). Качественные показатели характеризуют потребительную стоимость продукции (ее полезность), условия развития как общественного, так и индивидуального (уровень хозяйственных субъектов) производства, степень его эффективности, т.е. издержки производства, динамику его роста, технический уровень, степень использования материальных ресурсов и т.п. Качественные показатели делятся на технико-экономические и экономические. Технико-экономические показатели охватывают технико-экономические нормы и измерители и отражают эффективность использования основных и оборотных фондов (например, съем стали с 1 м2 пода печи, время оборота вагона, расход металла на одну машину и т.д.). Экономические показатели характеризуют эффективность использования трудовых и финансовых ресурсов и являются важнейшими синтетическими показателями, отражающими в обобщенном виде качество работы коммерческих организаций и отраслей национальной экономики. К числу экономических показателей относят производительность труда, уровень издержек производства и обращения, рентабельность, фондоотдачу и др. Следует иметь в виду, что деление показателей, используемых в стратегическом планировании, на качественные и количественные в известной мере носит условный характер, так как качественные показатели имеют количественную определенность, а количественные — качественную характеристику.
Показатели прогнозов, стратегических программ и планов могут быть как абсолютными, так и относительными. Абсолютные показатели выражают количественную характеристику измеряемого процесса или явления, относительные — характеризуют эти явления на основе определенной базы. С помощью относительных показателей определяются темпы роста и прироста, дается обобщенное представление о динамике соответствующих величин во времени.
Среди показателей стратегических программ и планов различают утверждаемые, расчетные и информационные (справочные). Утверждаемые показатели являются обязательными для исполнения. Значительная их часть имеет адресный характер. Это — показатели государственного бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, объема производства фирмы, важнейших видов ее продукции, уровня издержек производства, производительности труда и др. Количество утверждаемых показателей в рыночном хозяйстве сокращается при переходе от планов коммерческих организаций к планам субъектов федерации и страны в целом. К расчетным показателям относят такие, с помощью которых обосновываются утверждаемые. Информационные (справочные) показатели — это различного рода аналитические показатели (например, «в расчете на душу населения», «на 100 000 населения», «доля» и т.д.), позволяющие сравнивать уровни развития отдельных субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, регионов), фирм, отраслей и т.д.
МЕТОДЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Важной составной частью локальной методологии стратегического планирования является методика стратегического планирования — совокупность методов и приемов разработки, анализа и обоснования прогнозов, стратегических программ, планов всех уровней и временных горизонтов, систем расчетов плановых показателей и их взаимной увязки. Пор, методом стратегического планирования понимают конкретный способ (технический прием), с помощью которого решается какая-либо проблема планирования и рассчитываются числовые значения показателей прогнозов, стратегических программ и планов.
Составление различных плановых документов предполагает выявление и решение многообразных экономических, социальных, научно-технических и других проблем. Проблемы (от греч. problema — задача) стратегического планирования представляют собой различие между фактическим и желательным состоянием объекта планирования, а также теоретические и практические вопросы, требующие разрешения.
Проблемы различают по характеру их структурности, т.е. по степени развитости связей между явлениями и процессами, между факторами, причинами и следствиями. Выделяют четыре класса проблем:
1) стандартные (хорошо структурированные). Связи здесь строго детерминированы, т.е. изменение «фактора—причины» ведет к однозначному изменению результативного признака (например, определение количества условного топлива для выработки определенного количества электроэнергии на тепловых станциях);
2) структурированные. Связи носят коррелятивный характер высокой степени взаимодействия. Изменения факторных причин отражаются в результативном признаке, как правило, с некоторым интервалом, но нередко однозначно (например, определение темпов роста производительности труда в зависимости от динамики его фондо- и энерговооруженности);
3) слабоструктурированные. Их связи характеризуются невысоким уровнем взаимодействия. На результативный признак влияют многие факторные причины, воздействие которых отражается в изменениях результативного признака в очень большом интервале значений (например, определение уровня урожайности сельскохозяйственных культур, состава и структуры населения в планируемом периоде и др.);
4) неструктурированные. Связи в такого типа проблемах могут быть установлены только (или почти только) на основе логического анализа. Изменение результативного признака трудно предсказуемо (например, развитие науки и техники в долгосрочной и сверхдальней перспективах).
В связи с различиями в структурности проблем стратегического планирования используется несколько методов разработки прогнозов, программ и планов. К ним относятся: экспертные (оценочные) или эвристические; социально-экономического анализа; прямых инженерно-экономических расчетов; балансовый; экономико-математические методы и модели; системного анализа и синтеза.
Экспертные (оценочные) или эвристические методы.Они основаны на использовании косвенной и неполной информации, опыта специалистов-экспертов, интуиции. Конкретными формами их использования являются:
• массовая оценка — выяснение мнения отдельных групп населения по существу какой-либо проблемы планирования в ходе социологических исследований;
• организация систематической работы экспертов — экспертные комиссии законодательных и исполнительных органов власти, совет по размещению производительных сил и экономическому сотрудничеству и научные советы институтов при Министерстве экономического развития и торговли РФ и др. Лица, привлекаемые в качестве экспертов, являются высококвалифицированными специалистами в соответствующих областях знания, обладают большим профессиональным и практическим опытом;
• организация работы экспертов на основе особой системы их деятельности. Широко известны такие методы организации работы экспертов, как мозговая атака, Дельфи, Паттерн и др.
Экспертные методы используются преимущественно при решении неструктурированных и слабоструктурированных проблем.
Методы социально-экономического анализа.Социально-экономический анализ представляет собой всестороннее изучение социально-экономической действительности, познание внутренних связей и зависимостей явлений в целях определения прогрессивных тенденций развития и возможностей совершенствования общественных отношений и производства.
При анализе используются такие рабочие методы, как сравнение, выборочное изучение работы крупных объектов стратегического планирования, метод группировки, цепные подстановки, исчисление балансовых разниц, исчисление индексов, расчет коэффициентов регрессии и корреляции, метод главной компоненты и др. Методы социально-экономического анализа используются при решении проблем всех классов.
Методы прямых инженерно-экономических расчетов.Проектировка роста производства на предприятиях обосновывается детальными инженерно-экономическими расчетами потребностей рынка в данном виде продукции и возможностей ее производства. На промышленных предприятиях рассчитываются оптимальное улучшение использования производственных мощностей, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов (персонала), снижение себестоимости продукции и др.
Особое место среди инженерно-экономических расчетов, применяемых в стратегическом планировании, занимают расчеты экономической эффективности производства, инвестиций, доходности ценных бумаг, использования кредитных ресурсов, конверсии валюты и наращения процентов (простых и сложных) и др. В основе инженерно-экономических расчетов лежит система норм:
• использования основных производственных фондов;
• использования оборотных средств (сырья, материалов);
• затрат труда и трудоемкости изделий (нормы выработки, нормы использования рабочего времени);
• организации производственных процессов (затрат времени на ремонт оборудования, образование запасов сырья, материалов и др.);
• качества продукции (содержание полезного вещества в продукте, показатели надежности и долговечности и др.);
• удельных капиталовложений, окупаемости капитальных затрат и т.п;
• издержек производства и обращения, рентабельности.
Методы инженерно-экономических расчетов широко используются при решении стандартных и структурированных проблем.
Балансовый метод.Под балансовым методом в стратегическом планировании понимается совокупность приемов, используемых для обеспечения увязки и согласования взаимозависимых показателей. Цель этих приемов — добиться баланса (равновесия) между показателями.
Балансовый метод является важным инструментом анализа и прогнозирования развития национальной экономики. С его помощью можно выявить направления движения материальных и финансовых потоков в стране, определить материально-вещественные и стоимостные пропорции в экономике, смоделировать на будущее их количественные параметры, получить представление о состоянии равновесия социально-экономической системы, рассчитать необходимый прирост различных факторов производства для создания материальной основы удовлетворения общественных потребностей, потребностей рынка в материальных благах и услугах. Балансы, используемые на уровне фирмы, позволяют судить о ее наличных производственных мощностях, динамике в прогнозируемом периоде, степени использования; планировать производство продукции фирмы в маркетинговом мониторинге; получить четкое представление о ресурсах фонда времени работы оборудования и производственных мощностей и его использовании в производстве, а также о фонде рабочего времени персонала, его структуре и направлениях экономии; подготовить плановый бюджет фирмы, решить другие стоящие перед ней задачи.
Нельзя смешивать балансовый метод с разработкой только одних балансов. Система балансов охватывает все разделы программ и планов, при их составлении используются как балансовый метод, так и все другие методы стратегического планирования. Балансовый метод широко используется при решении проблем всех типов структурированности.
Экономико-математические методы и модели.Экономико-математические методы представляют собой специфические приемы анализа социально-экономических систем, равновесия экономики, прогнозирования экономического роста. Большое значение для практики стратегического планирования имеют экономико-математические модели, важнейшими из которых являются: система национальных счетов, балансовая таблица «Затраты—выпуск», межотраслевой баланс производства и распределения продукции и услуг, баланс финансовых ресурсов и затрат, матричные модели техпром-финплана, сетевые модели и др.
Экономико-математические методы и модели применимы для решения хорошо структурированных и структурированных проблем. С помощью линейного программирования успешно решаются задачи производственного планирования (составление оптимальной программы выпуска продукции при заданных трудовых и материальных ресурсах, оптимальной загрузки оборудования), а также планирования сельскохозяйственного производства (распределение посевных площадей между различными культурами, рациональное планирование севооборотов, расчет оптимального сочетания отраслей сельскохозяйственного производства, определение наилучшей структуры стада, наиболее эффективные рационы кормления скота и т.п.).
Особую группу составляют задачи рационального раскроя промышленных материалов и задачи на составление смесей, которые используются во многих отраслях промышленности (металлургической, нефтеперерабатывающей, химической, пищевой и др.).
Подавляющее большинство зависимостей в экономике носит нелинейный характер. Поэтому развиты и другие виды программирования — нелинейное (целочисленное, параметрическое), динамическое, стохастическое.
Метод системного анализа и синтеза.Данный метод стратегического планирования заключается в определении ведущих звеньев, «узких мест», ключевых проблем перспективного развития на основе расчленения, разложения экономических систем и протекающих в них процессов на составные части и может использоваться при решении всех проблем стратегического планирования.
Решение комплексных проблем, связанных с разработкой стратегических планов развития производственных систем на различных уровнях, обеспечивается перспективным комплексным анализом. Повышение комплексности анализа связано с тем, что он охватывает не только функционирование производственных систем, но и достигнутый уровень их структурного развития.
На основе анализа состояния организации (рассматриваемого как результат и как деятельность, направленная на повышение эффективности производственных систем) определяются исходные позиции нового плана.
Комплексный анализ неотделим от синтеза проблем, стоящих перед перспективным развитием. Анализ и синтез представляют единое методологическое целое.
ОРГАНИЗАЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА МАКРОУРОВНЕ
Непременным условием эффективного регулирования и стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации является наличие четко функционирующей системы органов, осуществляющих практическую деятельность в указанных сферах. Такая система органов в настоящее время создана и включает в себя законодательные и исполнительные органы власти.
Законодательные органы власти Российской Федерации, представленные Государственной думой и Советом Федерации Федерального собрания, обеспечивают правовую базу государственного регулирования, прогнозирования, стратегического программирования и планирования, рассматривают и утверждают федеральный бюджет — ядро общегосударственной системы планирования.
Исполнительный орган власти — Правительство РФ — в лице своих рабочих органов осуществляет всю практическую работу по регулированию и стратегическому планированию всех аспектов жизнедеятельности общества. В систему рабочих органов Правительства РФ, принимающих непосредственное участие в регулировании экономики и плановой работе, входят прежде всего:
• министерства РФ: экономического развития и торговли; финансов; промышленности, науки и технологий; природных ресурсов; сельского хозяйства; труда и социального развития; образования; энергетики; транспорта; путей сообщения и т.д.;
• государственные комитеты РФ: по строительству и жилищно-коммунальному комплексу; рыболовству; стандартизации и метрологии; таможенный и др.
Центральное место в системе этих органов занимает Министерство экономического развития и торговли РФ. Его задачи и функции, содержание и порядок работы определяются Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. № 990. По мере необходимости данное Положение уточняется и дополняется правительством страны.
Министерство экономического развития и торговли РФ, являясь федеральным органом исполнительной власти, разрабатывает и реализует единую государственную социально-экономическую политику. Его главная задача — определение путей и разработка методов эффективного развития экономики, обеспечивающих социально-экономический прогресс и устойчивое развитие Российской Федерации. Реше ние данной задачи обеспечивается путем выполнения министерством следующих функций:
• аналитической;
• информационной;
• экспертной;
• консультационной;
• разработки и обоснования различных аспектов внутренней политики государства;
• выработки методов реализации внутренней политики государства;
• разработки прогнозов, проектов стратегических федеральных программ и планов;
• организационно-методического руководства плановой работой в Российской Федерации;
• распорядительной;
• контрольной;
• осуществления международных связей по всем вопросам регулирования и стратегического планирования со странами ближнего и дальнего зарубежья.
Аналитическая функцияМинистерства экономического развития и торговли РФ включает анализ состояния экономического положения Российской Федерации, тенденций социально-экономического развития, экономической ситуации в регионах, хода проводимых в стране реформ, а также выявление диспропорций в развитии национальной экономики и определение путей их устранения.
Информационная функция— это подготовка годовых и ежеквартальных докладов о состоянии российской экономики, конъюнктуры на мировом рынке.
Выполнение экспертной функциипредполагает представление Министерством экономического развития и торговли России Правительству РФ экономически обоснованных заключений по:
• вопросам развития отдельных отраслей экономики и регионов страны, а также по вопросам народного благосостояния;
• проектам межправительственных договоров и соглашений в области внешнеэкономических связей, включая объемы взаимных поставок и номенклатуры продукции;
• использованию централизованных валютных ресурсов,
товарному наполнению иностранных кредитов, получаемых
под правительственные гарантии, и погашению долгов зарубежными странами;
• регулированию денежного обращения, улучшению состояния денежных расчетов в экономике, формированию рынка ценных бумаг и движению акционерного капитала;
• основным направлениям и методологии приватизации, демонополизации и развитию конкуренции;
• совершенствованию управления государственным имуществом;
• совершенствованию нормативно-правового обеспечения экономической реформы;
• развитию инфраструктуры рынка и новых организационных форм рыночной экономики;
• созданию правительственных и межведомственных комиссий для решения межотраслевых и межрегиональных проблем.
Консультационная функциязаключается в подготовке предложений по:
• прогнозной части ежегодных посланий Президента РФ Федеральному собранию;
• общим направлениям финансовой, денежно-кредитной и валютно-кредитной политики;
• основам ценовой политики в РФ;
• совершенствованию механизма регулирования цен, тарифов на продукцию, товары и услуги;
• экономической политике в сфере международного экономического сотрудничества, развитию и совершенствованию механизма регулирования внешнеэкономических связей;
• совершенствованию экономического взаимодействия с субъектами Российской Федерации;
• развитию рыночной инфраструктуры, экономическому механизму рационального использования природных ресурсов и ресурсосбережению.
Функция разработки и обоснования различных аспектов внутренней политикипредполагает непосредственное участие Министерства экономического развития и торговли РФ в формировании и обосновании:
• социально-экономической политики государства;
• приоритетных направлений развития экономики;
• государственной структурной политики;
• государственной инвестиционной и инновационной политики и мер по стимулированию инвестиционной активности;
• государственной политики по привлечению иностранных инвестиций и размещению российских инвестиций за рубежом;
• региональной экономической политики;
• стратегии размещения производительных сил и совершенствования территориальной структуры экономики;
• социальной политики, включая вопросы государственной поддержки отраслей социальной сферы, общие направления политики в области доходов и потребления населения, создания рабочих мест, социального партнерства и социальной поддержки и защиты отдельных слоев населения с учетом экономических возможностей государства;
• государственной экологической политики и мер по обеспечению экологической безопасности.
Содержанием функции выработки методов реализации различных аспектов внутренней политики государстваявляется активная деятельность Министерства экономического развития и торговли РФ в направлении, обеспечивающем решение задач экономической, социальной, структурной, инвестиционной, инновационной, региональной и экологической политики.
В ходе выполнения функции разработки прогнозов, стратегических программ и плановМинистерство экономического развития и торговли РФ совместно с другими рабочими органами исполнительной власти:
— разрабатывает комплексный прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, ее регионов, отраслей и секторов экономики на соответствующий период, используя данные системы национальных счетов, а также сводный финансовый баланс государства;
— обеспечивает экономическое обоснование отдельных статей доходов и расходов федерального бюджета, в том числе бюджетной заявки на финансирование поставок продукции (выполнение работ и услуг) для федеральных государственных нужд;
- формирует федеральные целевые комплексные программы решения важнейших стратегических проблем;
— организует изучение платежеспособного спроса и предложения на товарных рынках и разрабатывает прогнозные материальные балансы спроса и предложения по важнейшим видам продукции;
— прогнозирует развитие ресурсной базы страны;
— участвует в составлении отдельных статей платежного баланса.
Функция организационно-методического руководствапредполагает: подготовку методических рекомендаций по плановой работе для всех принимающих в ней участие федеральных органов власти; координацию работы по составлению и реализации федеральных и межгосударственных целевых программ; формирование в установленном порядке перечня целевых программ, предусматривающих финансирование за счет федерального бюджета.
Правительство РФ в соответствии с действующим законодательством предоставило Министерству экономического развития и торговли РФ право: запрашивать в установленном порядке у органов исполнительной власти всех уровней, а также у юридических и физических лиц необходимую информацию и материалы; издавать в установленном порядке в пределах своей компетенции нормативные правовые акты; вносить в установленном порядке в пределах своей компетенции предложения о кандидатурах представителей Российской Федерации в органах управления акционерных обществ, акции которых закреплены в федеральной собственности; формировать в установленном порядке объемы и структуру поставок продукции (выполнение работ и услуг) для федеральных государственных нужд, включая государственное бронирование важнейших видов материально-технических ресурсов для нужд обороны и безопасности страны, государственный материальный резерв и резерв Правительства РФ; осуществлять в установленном порядке лицензирование отдельных видов деятельности в пределах своей компетенции; определять в пределах средств, выделенных министерству на научные исследования, перечень важнейших научных работ в области экономики; привлекать в установленном порядке для разработки вопросов, входящих в его компетенцию, любые научные учреждения страны, а также отдельных ученых, специалистов и участвовать в распределении финансовых ресурсов, направляемых на эти цели.
На Министерство экономического развития и торговли РФ возложено также выполнение контрольной функции,реализуя которую оно осуществляет контроль за выполнением принимаемых Президентом и Правительством Российской Федерации решений по развитию экономики и проведению экономической реформы, осуществлением инвестиционных проектов с использованием централизованных капитальных вложений, соблюдением установленных цен и тарифов, выполнением государственного оборонного заказа и мобилизационного плана страны.
В структуре центрального аппарата Министерства экономического развития и торговли РФ наряду с подразделениями, обеспечивающими выполнение возложенных на министерство задач и функций, имеется несколько десятков департаментов, занимающихся основными вопросами деятельности министерства. Кроме того, Министерство экономического развития и торговли РФ имеет свои представительства в экономических районах страны.
Возглавляет Министерство экономического развития и торговли РФ министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и своих функций. Министр экономического развития и торговли РФ имеет заместителей, назначаемых и освобождаемых от должности по его представлению Правительством РФ.
Важнейшие вопросы развития экономики России и деятельности Министерства экономического развития и торговли РФ обсуждаются на заседаниях коллегии министерства, в состав которой входят министр (председатель коллегии), заместители министра по должности, руководящие работники центрального аппарата Министерства экономического развития и торговли РФ, а также представители других федеральных органов исполнительной власти, предприятий, организаций и учреждений, ученые и специалисты. Численность и состав коллегии Министерства экономического развития и торговли РФ утверждается Правительством РФ, а ее решения, принимаемые в установленном порядке большинством голосов, оформляются протоколами и проводятся в жизнь приказами министра. При возникновении разногласий между министром и другими членами коллегии решение принимает министр, извещая об этом в случае необходимости Правительство РФ. Члены коллегии также могут сообщить в Правительство РФ свое особое мнение.
Министерство экономического развития и торговли РФ имеет подведомственные организации, в том числе научно-исследовательские, учебные и хозяйственные. Наибольшее значение для деятельности министерства имеют: Институт макроэкономических исследований, Институт микроэкономики, Совет по размещению производительных сил и экономическому сотрудничеству, Научно-исследовательский институт цен, Межведомственный аналитический центр (в совместном ведении с Министерством промышленности, науки и технологий РФ и МВЭС России), Научно-исследовательский центр «Зарубежсхема», Научно-исследовательский центр по проблемам управления ресурсосбережением и отходами при Министерстве экономического развития и торговли России и Министерстве природных ресурсов России, Всероссийский научно-исследовательский институт внешнеэкономических связей, Высшая школа экономики (в совместном ведении с Министерством образования) и др. Подведомственным Министерству экономического развития и торговли РФ является журнал «Экономист».
Осуществляя работу в области стратегического планирования, Министерство экономического развития и торговли РФ руководствуется Федеральным законом от 20 июля 1995 г. «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», в котором четко очерчиваются цели и задачи плановой работы на федеральном уровне, система разрабатываемых исполнительной властью плановых документов, назначение и общая характеристика входящих в эту систему структурных элементов, а также механизм реализации содержащихся в них ус тановок по экономическому и социальному развитию страны. Кроме того, министерство выполняет соответствующие распоряжения Правительства РФ.