Д. Теория поведения потребителя
«Ближайшее рассмотрение истории убеждает нас в том, что действия людей вытекают из
их потребностей, их страстей, интересов. И лишь они играют главную роль». Г.Гегель
Потребность – состояние нужды в условиях, предметах, объектах. От чего завися потребности?
От материальных условий (Я хочу – Я могу), от моды, от уровня развития личности, от ценностных ориентаций, от престижа.
Фундаментом теории спроса является неоклассическая теория поведения потребителей. В основе теории лежит принцип максимальной полезности вещи. При этом полезность трактуется как получение удовольствия.
Руководящим психологическим принципом поведения людей является максимизация полезности – «увеличение счастья». Индивид постоянно находится в состоянии выбора той альтернативы, которая приносит ему наибольшее удовольствие.
Объекты потребительского выбора называются товарными, или потребительским набором и представляют собой полный перечень выбираемых товаров и услуг.
Важным положением неоклассической экономической теории является сопоставление безграничных потребностей индивида с его ограниченными возможностями. Т.о. выбор потребителя – это две составляющие: предпочтения и ограничения. Предпочтения носят субъективный характер. Выделяют четыре фактора, влияющих на предпочтения потребителей:
1. Фактор подражания: товар купили, потому, что его купили другие (соседи, друзья, кумиры…). Товар становится модным, стадное чувство подражания заставляет его покупать.
2. Фактор «демонстративного потребления». «От богатства рождается пресыщения, от пресыщения - спесь». Эту справедливую мысль древнего философа подтверждают наблюдения современных исследователей теории потребления: богатые покупают престижные вещи в престижных магазинах по завышенным (престижным) ценам, чтобы через престижное расточительство обозначить свою принадлежность к высокому слою общества.
3. Фактор срочности в приобретении благ: одинаковый товар в данный момент важнее, чем в будущем. Отсюда он имеет разную во времени полезность и цену.
4. Фактор рационального потребления. Яблоки, черника – наиболее полезны. (По яблоку в день – и обойдешься без доктора).
5. Фактор предельной нормы замещения (черника занимала большую долю в рационе, но произошло пресыщение => замещение яблоками).
Фактор безразличия.
Существенное влияние оказывают и такие факторы, как национальные особенности, индивидуальные привычки.
БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА
А. Банки: функции, деятельность
Хорошо известно, что на расширение и обновление производства бизнес направляет часть своих прибылей. Но более важная роль в финансировании инвестиций принадлежит рынку ценных бумаг и банкам. Однако общество живет не только производством, но и потреблением. И каждодневные расходы людям нужны заработанные ими и полученные от работодателей деньги. Часть из них они возвращают государству в виде налогов, оплачивают коммунальные и прочие услуги и т.д.
Таким образом, в экономике все время идет обмен встречными денежными потоками — крупными и мелкими, осуществляется непрерывное «кровообращение» в хозяйственном организме. Остановка, закупорка в этом процессе смерти подобна. Координатором и посредником этих потоков и являются банки, которые специализируются на работе с деньгами.
Как происходит эта координация и откуда у банков деньги? Банки как типичная рыночная структура появились и развивались вместе с расширением рыночных отношений. Исторически банковскому делу предшествовали меняльные конторы. Они обслуживали купцов из разных городов или стран с различными денежными системами, проверяли качество золотых монет и т.д. Опасность длительных странствий заставляла торговцев отдавать на хранение деньги и другие ценности на время их отсутствия. За эту услугу менялам полагалось вознаграждение.
Хранение любых видов богатства— самая перваяи древняя функция банков. В средневековой Европе многочисленные меняльные конторы возникали в крупных торговых центрах, в первую очередь, в богатых итальянских городах. Не случайно слово банк происходит от итальянского «банко» — скамья, где сидел меняла, а «банкротство» означало опрокинутый меняльный стол, что часто случалось в этой конфликтной среде.
Втораяважная функция банков с самого начала их возникновения — быть посредниками в денежных расчетных операциях между партнерами, купцами или торговыми компаниями. В книгах меняльной конторы (банка) записывались счета взаимных обязательств торговых партнеров из разных городов или стран, и по их поручению переданные банку денежные суммы переносились со счета одного клиента на счет другого без перемещения денег, т.е. безналично. За эту услугу банк тоже получал вознаграждение. Со временем расчетно-кассовые безналичные операции превратились в важнейшую форму банковских услуг для всех видов предпринимательской деятельности, оплаты населением коммунальных платежей и т.д.
Третья функция — это банковское кредитование, т.е. предоставление денег в долг и обслуживание кредиторов и должников. Банковский кредит стал важнейшим рыночным механизмом во всех странах, основным направлением воздействия банков на экономику.
Банковская деятельность — это большие риски. Вспомним, что первая функция банков — принять на хранение деньги, драгоценности, важные документы и вернуть их за соответствующее вознаграждение. С самого начала менялы (впоследствии банкиры) замечали, что не все вклады обязательно изымаются их владельцами ежедневно или в короткие сроки и что ежедневная потребность в выдаче денег составляет только часть отданных на хранение денег. Остальное — «праздно лежит», представляя собой временно свободные средства. Такие же свободные средства образовывались в процессе взаимных расчетов между клиентами банка, которые могли «задержаться в пути» от одного клиента к другому. То же можно сказать и про выплату государством заработной платы или пенсии из бюджета через банковские операции, что случается раз в месяц или реже. Именно эти временно свободные средства банк может отдавать в долг третьим лицам — тоже за проценты.
Следовательно, банки распоряжаются временно свободными чужими деньгами, получая при этом прибыль за свою посредническую работу. Эта прибыль представляет собой разницу между процентами за предоставленный банком кредит и процентами, которые банк выплачивает клиентам, отдавшим ему свои деньги. И эта разница тем выше, чем больше риск при выдаче кредита.
Б. Банковские риски и «набеги вкладчиков»
Сложность проблемы заключается в том, чтобы верно определить, какую именно часть внесенных в банк вкладов или «задержанных» при перечислении средств можно смело отдавать в ссуду, не опасаясь, что вкладчики могут потребовать свои вклады в любое время и — самое страшное — все сразу! Следовательно, банковская деятельность требует высокого профессионализма, это — область высоких рисков, не меньших, чем во многих других видах предпринимательства.
В условиях стабильного экономического развития, поступления новых вкладов, как правило, превышают изъятия прежних, или, во всяком случае, восполняют их. Но ухудшение общей ситуации в стране, тревожные слухи будоражат банковскую клиентуру, и вкладчики спешат к кассам за своими деньгами, боясь банкротства.
Другой не менее сложный вопрос — это отношения между банками и теми клиентами, кому банк доверил деньги, предоставив их в кредит. Чаще всего это кредиты инвестиционные, долгосрочные. Без них не ведется хозяйство ни в одной стране: расширяется производство, осуществляются дорогостоящие технические проекты, строятся и покупаются дома и т.д. Все хотят распорядиться не только имеющимися собственными средствами, но и чужими, что расширяет возможности бизнеса и потребления.
Всем известно, что денег всегда не хватает — в семье, в фирме, в государственном бюджете. Возникает стремление занять деньги, которые еще не заработаны, и иметь их сейчас, обещая вернуть их потом. Поскольку сегодняшние ресурсы дороже завтрашних, эта услуга и есть процентная ставка за возможность получить ресурсы из будущего. Каждый готов платить эту надбавку, но до тех пор, пока этот процент меньше, чем заемщик ожидает выиграть от заемных денег.
Эти нехитрые и в общем здравые рассуждения таят в себе большой риск и для тех, кто дает деньги взаймы, и для тех, кто их берет. Так что и эта банковская функция — кредитование — связана с еще большими рисками. Банки постоянно подвергаются риску неуплаты долгов своими заемщиками, накапливанию «плохих» долгов, безнадежных ссуд и т.д.
Пошатнувшиеся позиции банков — все это способно вызвать паническое «бегство капитала», финансовые кризисы, в том числе в мировом масштабе. Как обеспечить устойчивость финансовых систем, сохранить баланс интересов кредиторов и заемщиков в условиях неопределенности - эти проблемы стараются решать финансовые структуры вместе с бизнесом, частными вкладчиками и государственными органами.