Зарубежный опыт организации оплаты труда
В современный период выделяют 3 основных типа организации заработной платы: американский, японский и западноевропейский.
Развитие новых форм организации и мотивации труда в американской промышленности сопровождается совершенствованием методов материального стимулирования. Каждая компания, исходя из своих специфических условий функционирования и потребностей, для повышения эффективности производства внедряет разные системы и формы оплаты труда. Однако общим для всех является широкое использование повременной оплаты, усиление стимулирующей роли тарифной заработной платы, которая наряду со своей основной задачей – повышение квалификации работников должна стимулировать рост производительности труда и качества продукции.
В американском типе организации заработной платы, прежде всего, опираются на оценку самих работ, а также некоторые требования к исполнителю для их выполнения.
В процессе поиска путей повышения эффективности системы материального стимулирования американскими специалистами была разработана система «оплаты за квалификацию». Сущность этой системы состоит в том, что уровень оплаты труда зависит не от сложности труда, но и от набора профессий (специальностей), которые работник способен использовать в своей деятельности. В данном случае ему платят и за работу и за знания.
Эта система предусматривает прибавку к заработной плате в размере от 25 до 30% от фонда оплаты труда работника при освоении им каждой новой специальности и использовании ее в работе. Механизм этой системы включает понятие «единица квалификации», которая определяет сумму знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения новой, дополнительной работы и получения очередной надбавки. Разработано около 19 таких единиц. Введены специальные процедуры определения часовых ставок и размеров прибавок к заработной плате по мере овладения работником новой специальности.
Главным недостатком такой системы является резкий рост расходов на обучение персонала, а основными преимуществами – обеспечение мобильности рабочей силы внутри предприятия благодаря ротации рабочих мест, удовлетворенность трудом, снижение текучести кадров, сокращение потерь рабочего времени, рост производительности труда (30–50%) и качества продукции.
Особенность японского типа организации заработной платы в том, что в ней на первом плане работники, их качества – возраст, стаж работы, занимаемый статус и должность, образовательный уровень, преданность фирме и т.п. Эта специфика, скорее всего, обусловлена национальными традициями системы пожизненного найма.
Ежегодное повышение заработной платы дифференцировано по уровню статуса. Чем выше статус, тем выше проходит график повышения выплат по выслуге лет (или возрасту).
В других случаях, когда уровень оплаты определяется целиком уровнем должности, число ступеней равно пяти или шести для разовых рабочих, но диапазон нормативов заработной платы очень широк. Заработная плата повышается ежегодно в соответствии с увеличением стажа работы и дифференцирования по уровням должностей. На тех же принципах построена система оплаты, когда она определяется уровнем статуса.
Даже в пределах одного статуса размер заработной платы зависит от личных качеств и проявленного отношения к труду. Это служит стимулом для работников. Разница невелика, но так как дается она ежегодно, то совокупное увеличение может стать значительным, хотя в размерах одного статуса оно ограничено.
В большинстве же западноевропейских стран используются элементы как американского типа организации заработной платы, так и японского, в связи с чем западноевропейский тип называют переходным, или промежуточным.
Однако из крупных западноевропейских стран только во Франции размер государственного минимума заработной платы непосредственно увязан с индексом цен на потребительские товары. Этот минимум повышается в тех случаях, когда месячный индекс цен возрастает в течение двух месяцев на 2%.
Установление уровня оплаты труда во Франции осуществляется в соответствии с ситуацией на рынке труда и ему предшествует оценка рабочего места, в процессе которой составляется точный перечень рабочих мест с указанием содержания и условий работы, выделяются ключевые рабочие места, определяются квалификационные требования. Размер заработной платы для различных категорий персонала устанавливается на основе учета минимальной заработной платы в отрасли и на аналогичных по профилю предприятиях. Структура заработной платы разрабатывается исходя из квалификационных требований к работникам и установленного уровня оплаты труда. Ее составляющими элементами, выделяемыми в коллективных договорах, являются:
· заработная плата, обеспечивающая достижение прожиточного минимума (с учетом оплаты квартиры, домашних расходов, а также затрат на содержание автомобиля, отдых и др.);
· социальные выплаты (в страховые кассы);
· доплаты (по условиям договора с работником об участии в прибылях).
Возможными дополнительными формами вознаграждений являются:
· премии за рацпредложения, производительность труда;
· выплаты за участие в сбыте продукции, снижении себестоимости, выполнения работ в намеченные сроки;
· надбавки за личные достижения в труде, дисциплину и инициативу.
Управление структурой заработной платы заключается в определении соотношения гарантированного и возможного заработков для однородных профессий и специальностей, в выборе видов дополнительного вознаграждения.
Контрольные вопросы к теме №7
1. Дайте определение понятию заработная плата.
2. Какие виды заработной платы Вы знаете?
3. Чем номинальная заработная плата отличается от реальной заработной платы?
4. Какие функции выполняет заработная плата?
5. В чем выражается стимулирующая функция заработной платы?
6. В чем заключается воспроизводственная функция заработной платы?
7. Перечислите основные принципы организации оплаты труда.
8. Какие принципы свойственны переходной экономике?
9. В чем особенность сдельной формы оплаты труда?
10. На какие системы подразделяется сдельная форма оплаты труда?
11. В чем отличие повременной формы оплаты труда?
12. Какие системы присущи повременной форме?
13. Что представляет собой единая тарифная сетки и сфера ее применения?
14. Какие нормативные документы составляют тарифную систему?
15. Для чего применяются тарифно–квалификационные справочники?
ТЕМА 8. СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Лекция 8. Система планирования деятельности предприятия
Основные понятия:
планирование; цель планирования; принципы планирования: комплексность, непрерывность, сбалансированность и пропорциональность, гибкость, эффективность, монетарность; методы планирования: балансовый, нормативный, аналитический, программно–целевой, экономико-математический; стратегическое, текущее и оперативно–производственное планирование; бизнес–планирование.
Сущность, цели и принципы планирования
В условиях рыночной экономики планирование занимает важное место в системе внутрифирменного управления.
Планирование представляет собой процесс разработки, обоснование, организацию выполнения и контроль за выполнением планов. Это непрерывный процесс определения целей и способов их достижения, а также оценки возможного влияния принимаемых решений на конечные результаты деятельности фирмы.
Цель планирования заключается в повышении производительности и эффективности работы посредством:
· целевой ориентации и координации всех событий на предприятии;
· выявления рисков и снижения их уровня;
· разукрупнения и упрощения процессов;
· повышения гибкости, приспособляемости к изменениям.
Главной задачей планирования является обеспечение успешного функционирования и развития предприятия.
Все цели, способствующие успешному функционированию и развитию предприятия, можно сгруппировать по трем направлениям.
1. Материальные цели – это выпуск конкурентоспособной продукции, пользующейся спросом на рынке.
2. Стоимостные (монетарные) цели – это ожидаемые в будущем финансовые результаты (чистая текущая стоимость, прибыль, рентабельность собственного капитала, увеличение рыночной стоимости предприятия). Стоимостные цели могут характеризоваться абсолютными и относительными показателями (прибыль и рентабельность капитала).
3. Социальные цели– обусловливают модель поведения по отношению к персоналу и обществу в подсистемах самого предприятия и внешней среде. Они могут иметь денежное и не денежное выражение: уровень доходов персонала; интересная работа; культура производства; имидж предприятия; защита окружающей среды.
Планирование на предприятии основывается на принципах, определяющих характер и содержание плановой деятельности, обеспечивающих единообразие требований, предъявляемых к разработке планов. Соблюдение этих принципов создает предпосылки для успешного функционирования и развития предприятия.
В зависимости от принятой в государстве политики регулирования экономических процессов принципы можно сгруппировать по двум направлениям: общие и частные. Общие –применимы как в планово-регулируемой, так и в рыночной экономике, частные –свойственны только одной из них.
К общим принципам планирования относятся принципы комплексности, единства, непрерывности, сбалансированности.
Принцип комплексности означает охват планом всех сторон деятельности предприятия – цели, ресурсы, функциональные сферы деятельности, природопользование.
Принцип единства предполагает разработку общего или сводного плана развития предприятия. Единство планов –это общность экономических целей и взаимодействие различных подразделений предприятия на горизонтальном и вертикальном уровнях управления. Внутрипроизводственное планирование по своему назначению является основой соблюдения единства планов на уровне предприятия.
Принцип непрерывности – сочетание и преемственность стратегических, тактических и текущих планов. В организационном отношении это означает непрерывность самого процесса планирования, а также их увязку по принципу прямой и обратной связи. Стратегический план служит основой для разработки тактического плана, на базе которого разрабатывается текущий план. Анализ выполнения
текущего плана используется для корректировки стратегического плана.
Принцип сбалансированности означает поддержание пропорций между производством и потреблением, с одной стороны, производством и материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами – с другой.
Структурные преобразования, происходящие в национальной экономике, вызвали необходимость использования в процессе планирования принципов рыночной экономики. Это принципы гибкости, точности, участия, координации и интеграции, монетарности.
Гибкость означает,что система планирования должна быстро приспосабливаться к изменениям внутренней и внешней среды предприятия. Это достигается путем разработки разных вариантов планов: минимальных, максимальных и оптимальных.
Принцип точностипланов определяется многими как внутрифирменными факторами, так и внешним ее окружением. Степень точности зависит от периода планирования. При стратегическом планировании ставятся цели и определяются пути их достижения, составляются укрупненные расчеты. Более высокая степень точности планов достигается при текущем и оперативном планировании.
Принцип участияпредполагает привлечение широкого круга работников предприятия к разработке планов.
Принцип координацииустанавливает, что деятельность подразделений одного уровня следует планировать не только одновременно, но и во взаимозависимости с другими. Неважно, где возникают проблемы, решать их следует совместно с остальными.
Принцип интеграциипредполагает взаимоувязку планов на всех уровнях внутрипроизводственного планирования.
Сочетание принципов координации и интеграции дает известный принцип холизма,согласно которому, чем больше элементов и уровней в системе, тем выгоднее планировать одновременно и во взаимозависимости. Эта концепция планирования «сразу всеми» противостоит последовательному планированию как сверху вниз, так и снизу вверх.
Принцип монетарности заключается в том, что вся система планирования должна быть нацелена на достижение оптимального дисконтированного финансового результата и поддержание постоянной ликвидности предприятия. Дисконтированный финансовый результат (чистая текущая стоимость) представляет собой сумму всех дисконтированных превышений поступлений денежных средств над выплатами.
Методы планирования
Под методом планирования понимают конкретный способ, технический прием, с помощью которого решается какая-либо проблема планирования, рассчитываются числовые значения показателей прогнозов, программ и планов. По оценкам ученых, насчитывается свыше 150 различных методов. В качестве основных на практике используется лишь 15–20. Развитие информационных технологий создает возможность расширения круга используемых методов прогнозирования и планирования, их совершенствования.
По степени формализации методы экономического прогнозирования (планирования) можно подразделить на интуитивные и формализованные.
Интуитивные методы базируются на интуитивно-логическом мышлении. Они используются в тех случаях, когда невозможно учесть влияние многих факторов из-за значительной сложности объекта, или объект слишком прост и не требует проведения трудоемких расчетов. Такие методы целесообразно использовать и в других случаях в сочетании с формализованными методами.
Среди интуитивных методов широкое распространение получили методы экспертных оценок. Они используются для получения прогнозных оценок развития производства, научно-технического прогресса, эффективности использования ресурсов и т.п.
К формализованным методам относятся методы экстраполяции и методы экономико-математического моделирования. Они базируются на математической теории.
В практике прогнозирования и планирования широко используются также следующие методы: балансовый, нормативный, аналитический (экономического анализа), программно-целевой, дисконтирования, экономико-математического моделирования (рисунок 7).
Балансовый метод представляет собой совокупность приемов, используемых для обеспечения увязки и согласования взаимозависимых показателей. Цель этих приемов – добиться баланса (равновесия) между показателями. На предприятии разрабатывают материальный баланс, баланс доходов и расходов, баланс производственных мощностей и др. Система балансов охватывает все разделы программ и планов.
Нормативные методыбазируются на применении научно обоснованных прогрессивных норм и нормативов. Под нормой понимается регламентированная величина абсолютного расхода ресурсов на единицу продукции или на выполнение единицы работы. Норматив – это относительный показатель расхода какого-либо ресурса в расчете на другие единицы (кроме продукции или работы). Нормы и нормативы, используемые в планировании, можно свести в следующие группы:
1) затраты труда (нормы времени, нормы обслуживания, нормативы управляемости и др.) и заработная плата;
2) расход сырья, материалов, производственных запасов;
3) использование производственных мощностей и оборудования;
4) экономические, в том числе финансовые (нормативы текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами и др.).
Аналитические методы или методы экономического анализа чрезвычайно разнообразны, но общим для них является разложение причин экономического явления на отдельные факторы и нахождение степени влияния этих факторов на конечный результат.
Программно-целевой методпредусматривает разработку комплексных программ, которые представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс производственных, научно-исследовательских и организационно-хозяйственных мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей.
Метод дисконтирования применяется для приведения разновременных затрат и результатов к начальному расчетному периоду. Приведение будущих денежных потоков осуществляется с помощью коэффициента дисконтирования, который определяется по формуле:
Ен)t,
где: Ен – норма дисконта, t – порядковый номер года приведения.
При определении нормы дисконта учитывается ставка процента по долгосрочным кредитам, уровень инфляции и степень риска.
Методы экономико-математического моделированияили оптимального планирования позволяют решать задачи отыскания минимальных или максимальных значений целевой функции. Основные положения экономико-математического моделирования состоят в определении методики выбора и задания критерия оптимальности, формализации модели функционирования объекта управления, построении ограничений по ресурсам и заданиям, разработке алгоритма численного анализа модели, анализе фактического развития и совершенствования разработанных средств формирования решений при управлении производством.
Виды планирования
Планы как выражение результатов планирования должны образовывать в совокупности пирамидальную структуру, обладать концентрированной, дифференцированной по уровням управления информативностью, подразделяться по срокам разработки (краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные).
Модель планирования, с точки зрения ее предмета, состоит из отдельных плановых комплексов или разделов общего плана:
1) планирование генеральных целей;
2) стратегическое планирование;
3) тактическое планирование;
4) текущее планирование.
Генеральное целевое планирование включает разработку концепции развития предприятия. Сюда относится планирование материальных целей: областей деятельности, важнейших результатов, которых хотят достичь; стоимостных целей (финансовых результатов и ликвидности), социальных целей (определенного имиджа предприятия, социального положения, определенной модели поведения по отношению к персоналу, инвесторам, рыночным партнерам, государству).
Стратегическое планирование осуществляется на долгосрочную перспективу и подразумевает формулирование целей, задач, масштабов и сферы деятельности предприятия на качественном уровне или в виде весьма общих количественных ориентиров.
Стратегическое планирование – это планирование достижения целей. В рамках стратегического планирования целевые установки могут упорядочиваться различными способами, однако как минимум, выделяется четыре типа целей:
· рыночный сегмент рынка товаров и услуг, приоритеты в основной производственно-коммерческой деятельности компании);
· производственный (структуры производства и технологии для обеспечения выпуска продукции необходимого объема и ка-
чества);
· финансово-экономический (основные источники финансирования и прогнозируемые финансовые результаты выбираемой стратегии);
· социальный (деятельность компании по обеспечению определенных социальных потребностей общества в целом или отдельных его слоев).
Стратегическое планирование включает в себя планирование программы и потенциала (планирование численности и структуры персонала, видов, объемов и структуры средств производства, организационной и территориальной структуры предприятия). Стратегическое планирование называют также планированием стратегий полей бизнеса, функциональных сфер деятельности и региональных стратегий.
Предметами стратегического планирования являются планирование размера предприятия, определение целеориентированной структуры потенциала, соотношения собственного и заемного капитала.
Стратегическое планирование связано с планированием развития предприятия и инновационным планированием. Стратегический план может иметь следующую структуру.
Раздел 1. Содержание и целевые установки деятельности предприятия. Излагаются предназначение и стратегическая цель деятельности, масштабы и сфера деятельности, тактические цели и задачи.
Раздел 2. Прогнозы и ориентиры. Приводятся прогнозы экономической ситуации на рынках капиталов, продукции и труда, намеченные перспективные ориентиры по основным показателям.
Раздел 3. Специализированные планы и прогнозы: производство, маркетинг, финансы (финансовый план), кадровая политика, инновационная политика (научно-исследовательские и конструкторские разработки), новая продукция и рынки сбыта.
Отсутствие стратегического подхода в управлении предприятием часто является главной причиной поражения в рыночной борьбе.
Тактическое планирование осуществляется на среднесрочную перспективу (1–5 лет). В структурных подразделениях предприятия планируют не только цели и мероприятия, но и отдельные проекты по реализации стратегических целей. Тактическое планирование осуществляется в форме бизнес-планов, которые представляют собой программу эффективного управления предприятием и проектами.
Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки (обычно на один год) краткосрочных и оперативных планов для предприятия в целом и его отдельных подразделений. Оперативный план – это план действий, направленных на решение проблем, стоящих перед предприятием.
Годовой (текущий) план предприятия состоит из планирования функциональных сфер деятельности: маркетинга; сбыта; производства; научно-технического развития; совершенствования производства и управления; материально-технического снабжения; персонала; финансового плана; социального развития коллектива; охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
Оперативно-производственное планирование является развернутым продолжением текущего планирования производства, формируя производственные программы и задания участкам и бригадам с учетом возможности их выполнения на каждом рабочем месте. Оно призвано обеспечить эффективное функционирование производственного процесса, способствовать достижению высоких конечных результатов.
Оперативно-производственное планирование осуществляется по двум взаимосвязанным направлениям – календарное планирование и диспетчирование. Первое включает: расчеты загрузки оборудования по цехам и по его видам; определение календарных нормативов движения процесса производства; разработку календарных графиков запуска и выпуска изделий; составление оперативных планов по бригадам, сменам, цехам и оперативную подготовку производства (обеспечение заготовками, инструментом, техдокументацией, комплектующими изделиями).
Диспетчированиепредставляет собой непрерывный учет, контроль и регулирование хода производства в соответствии с календарными графиками производства. Задачи диспетчирования: оперативный учет выполнения установленного графика производства и сменно-суточных заданий; выявление, анализ и устранение причин отклонений от установленных графиков; принятие оперативных мер по предупреждению и устранению отклонений; координация текущей деятельности взаимосвязанных звеньев; снабжение рабочих мест заготовками, оснасткой, инструментом.
Финансовое планирование осуществляется в рамках генерального целевого, стратегического, тактического и текущего планирования.
Основным элементом финансового планирования является бюджетирование. Бюджет – это количественное воплощение плана, характеризующее доходы и расходы за определенный период, и капитал, который необходимо привлечь для достижения заданных целей.
Бюджеты имеют множество видов и форм, среди которых следующие.
Бюджет продаж. Цель данного блока – рассчитать прогноз объема продаж в целом. Исходя из стратегии развития компании, ее производственных мощностей и, главное, прогнозов в отношении емкости рынка сбыта определяется количество потенциально реализуемой продукции (в натуральных единицах).
Бюджет производства. Цель данного блока – рассчитать прогноз объема производства исходя из результатов расчета предыдущего блока и целевого остатка произведенной, но не реализованной продукции (запасов продукции).
Бюджет прямых затрат сырья и материалов. На основе данных объемах производства (предыдущий блок), о нормативах затрат сырья на единицу производимой продукции, о целевых запасах сырья на начало и конец периода и ценах на сырье и материалы определяются потребности в сырье и материалах, объемы закупок и общая величина расходов на приобретение.
Бюджет прямых затрат труда. Цель данного блока – рассчитать общие затраты на привлечение трудовых ресурсов, занятых непосредственно в производстве (в стоимостном выражении). Исходными данными блока являются результаты расчета объемов производства.
Бюджет переменных накладных расходов. Алгоритм расчета ведется по статьям накладных расходов (амортизация, электроэнергия, прочие общепроизводственные расходы и т.п.) в зависимости от принятого на предприятии базового показателя (объем производства, прямые затраты труда в часах и др.).
Бюджет запасов сырья, готовой продукции.Исходными данными для расчета служат: целевые остатки запасов готовой продукции в натуральных единицах, сырья и материалов (блоки 2 и 3), данные о ценах за единицу сырья и материалов, а также данные о себестоимости готовой продукции.
Бюджет управленческих и коммерческих расходов. Здесь исчисляется прогнозная оценка общехозяйственных (постоянных) накладных расходов. Постатейный состав расходов определяется различными факторами, в том числе и спецификой деятельности предприятия.
Бюджет себестоимости реализованной продукции. Расчет ведется на основании данных предыдущих блоков с использованием алгоритмов, определяемых принятой на предприятии методикой исчисления себестоимости.
Формируемые в рамках каждого блока количественные оценки используются не только по своему предназначению как плановые и контрольные ориентиры, но и как исходные данные для построения финансового бюджета.
Бизнес-план: сущность, виды, структура
Бизнес-планом называется документ, содержащий экономическое обоснование развития предприятия, выпуска новой продукции или реализации других коммерческих идей. Бизнес-план сочетает в себе черты стратегических и текущих планов. Он составляется при создании предприятия или в переломные моменты его существования, например, при расширении масштабов деятельности, привлечении потенциальных инвесторов, эмиссии ценных бумаг и т.д. Разработка бизнес-плана позволяет прогнозировать различные варианты развития бизнеса и выявить проблемы, с которыми может столкнуться предприятие.
Бизнес-планы разрабатываются в различных модификациях в зависимости от назначения: бизнес-план предприятия, бизнес-план инвестиционного проекта по выпуску новых видов продукции (работ, услуг, технического решения).
Данная классификация представлена на рисунке 8.
Бизнес–план предприятия – это программа эффективного управления предприятием, направленная на обеспечение конкурентоспособности предприятия и устойчивого финансового положения предприятия. Существуют различия между бизнес-планом создаваемого предприятия и действующего. В первом случае, предприятие опирается на прогнозные и оценочные данные, которые позволяют разрабатывать производственную, маркетинговую и организационную структуру предприятия, заинтересовывать потенциальных инвесторов в будущей перспективности и прибыльности своего предприятия. Во втором случае, бизнес-план опирается на результаты и опыт функционирования предприятия, позволяет определить возможности его развития, предопределить изменения, которые предстоит осуществить, перераспределять инвестиции в те области, которые принесут в будущем высокий доход.
Бизнес–план инвестиционного проекта – это технико–экономическое обоснование внедрения инноваций. Он предполагает сравнительный анализ эффективности предлагаемых мероприятий, оценку необходимых для их реализации инвестиций и решение проблем, связанных с осуществлением проекта.
Бизнес-планирование по своей природе является уникальным процессам, что объясняется неповторимостью каждого инвестиционного проекта и предприятия. Вместе с тем при разработке любого из них используются базовые принципы, являющиеся общими, независимо от отрасли, в которой реализуется проект, и организационно-правовых особенностей предприятия, его осуществляющего. К ним относятся определение целей бизнес–планирования и требований к его разработке, а также выбор типовой структуры бизнес-плана.
Наиболее общая цель бизнес-плана – прогноз хозяйственной деятельности предприятия-инициатора проекта на определенный период времени в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых финансовых ресурсов, в том числе в форме иностранного кредита. В связи с этим бизнес-план помогает решить следующие основные задачи:
· определить конкретные направления деятельности предприятия, его целевые рынки;
· сформулировать, долговременные и краткосрочные цели компании, стратегию и тактику их достижения;
· выбрать состав и определить характеристики производимых товаров и услуг, проанализировать производственные и торговые издержки;
· определить перечень маркетинговых мероприятий фирмы;
· оценить материальные, кадровые и финансовые возможности предприятия, их соответствие поставленным целям.
В мировой практике бизнес-план разрабатывается на основе стандартных требований к его оформлению: простота и четкость изложения плана; достаточность, надежность и достоверность информации; обоснованность и объективность; достижимость поставленных целей; комплектность; перспективность; гибкость и оптимальность.
Содержание конкретного бизнес-плана зависит от отраслевой принадлежности предприятия, размера предприятия, стратегии предприятия (расширение, создание), условий финансирования.
Бизнес-план решает следующие задачи:
· определение конкретных количественных показателей и сроков достижения целей предприятия;
· разработка взаимоувязанных планов производства, маркетинга, финансов;
· определение необходимых ресурсов и поиска их источников;
· выявление проблем, с которыми возможно придется сталкиваться;
· организация системы контроля за ходом осуществления плана;
· подготовка основательного обоснования, с целью привлечения инвесторов. Первые пять направлений необходимы предприятию для своего развития даже в тех случаях, когда нет надобности в привлечении сторонних инвестиций.
Бизнес-план в общем виде состоит из следующих разделов:
· Резюме;
· Характеристика организации и стратегия ее развития;
· Описание вида деятельности, продукции, их характеристика;
· Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга;
· Производственный план;
· Организационный план;
· Инвестиционный и инновационный план;
· Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности;
· Показатели эффективности деятельности предприятия;
Объем и содержание разделов бизнес-плана зависит от целей его разработки, размеров предприятия, отраслевой специфики и особенностей его финансово-хозяйственной деятельности.
Контрольные вопросы к теме №8
1. Что представляет собой процесс планирования?
2. Каковы цели планирования?
3. Как группируются цели предприятия?
4. Что определяют принципы планирования?
5. Какие принципы характерны для процесса планирования в планово–регулируемой и рыночной экономике?
6. Дайте характеристику принципам планирования?
7. Что понимается под методом планирования?
8. Какие методы планирования используются на предприятии?
9. Что представляет собой балансовый и нормативный методы планирования?
10. Дайте характеристику методам оптимального планирования.
11. Какие виды планов разрабатываются на предприятии.
12. Что представляет собой стратегическое планирование?
13. Из каких разделов состоит текущий план предприятия?
14. Для каких целей разрабатывается оперативно–производственный план?
15. Дайте характеристику бизнес–плана.