Государственные финансы
Финансы - это отношения в процессе образования, распределения и использования денежных фондов в народном хозяйстве. В обыденной практике под финансами понимают сами денежные фонды.
Выделяют финансы:
- предприятий, занимающихся коммерческой деятельностью;
- организаций и учреждений, занимающихся некоммерческой деятельностью;
- общественных объединений (профсоюзов, движений, партий);
- государственные финансы.
Денежные средства населения обычно не относят к финансам, хотя они служат одним из источников формирования финансов и одним из результатов их распределения и использования.
Формы поступления финансовых ресурсов самые разнообразные: средства от продажи продукции и услуг; паевые и членские взносы; продажа акций и других ценных бумаг; пожертвования; кредит; налоги и платежи во внебюджетные фонды; средства бюджета и внебюджетных фондов; денежная эмиссия и др. Столь же разнообразны и направления расходования финансовых ресурсов. При этом то, что для одних субъектов экономики является расходом финансов, - для других выступает как их поступления.
Функции финансов:
1) Обслуживание процесса воспроизводства. Бесперебойное поступление денежных средств является необходимым условием непрерывности процесса воспроизводства.
2) Распределительная. Посредством финансовых потоков происходит распределение и перераспределение совокупного общественного продукта.
3) Контрольная. Финансовые показатели в концентрированной форме выражают соотношение затрат и результатов хозяйственной деятельности. Контролируя финансы, можно контролировать всю хозяйственную деятельность в целом.
4) Стимулирующая. Финансовый механизм стимулирует экономических субъектов к тем или иным действиям. Важно, чтобы он направлял их на повышение эффективности общественного производства.
Финансовый рынок - это рынок ценных бумаг и ссудного капитала. Посредством его осуществляется функционирование кредитной системы и в значительной мере - движение финансовых потоков в капиталистической экономике. В социалистической экономике финансовый рынок отсутствует, поскольку в ней нет рынка капитала.
Государственные финансы включают в себя централизованные финансы и финансы государственных (муниципальных) предприятий. Централизованные финансы формируются и распределяются органами государственной власти и местного самоуправления. Они складываются из общегосударственных финансов, финансов регионов и территорий. В нашей стране это - федеральные финансы, финансы субъектов федерации и местные финансы (городов, районов).
Главным элементом централизованных финансов является бюджет. Бюджет включает в себя бюджеты разных уровней (государства в целом, регионов, территорий), которые имеют определенную независимость друг от друга. Совокупность бюджетов всех уровней называется консолидированным бюджетом. Кроме того, к централизованным финансам относятся внебюджетные фонды (имеющие целевое назначение) и государственный (муниципальный) кредит (займы).
Централизованные государственные финансы предназначены для перераспределения денежных средств в целях удовлетворения ряда общественных потребностей (финансирование обороны, правоохранительных органов, бюджетных организаций, социального обеспечения, различных государственных и муниципальных программ).
Они формируются за счет доходов государства и других поступлений.
К доходам государства относятся: налоги, платежи в бюджет и во внебюджетные фонды, средства от приватизации имущества, доходы от государственных кредитов, от взимания штрафных санкций, конфискации имущества. Доходами государства не являются средства от размещения государственных займов и денежная эмиссия, хотя они также могут использоваться для финансирования его расходов.
Расходы государства делятся на две основные части: трансферты (денежные выплаты - пособия, пенсии, дотации) и расходы на покупку товаров и услуг. Употребление термина “трансферт” означает, что эти денежные суммы государство только перераспределяет между разными членами общества, а не приобретает на них какие-либо товары или услуги на рынке.
Посредством системы государственных финансов в развитых капиталистических странах в настоящее время перераспределяется от 35 (США) до 61 (Швеция) процента валового национального продукта.
Превышение расходов государства над его доходами называется дефицитом государственных финансов. Поскольку недостаток денег во внебюджетных фондах или у государственных предприятий финансируется из бюджета, то дефицит государственных финансов выступает в форме дефицита бюджета (общегосударственного или регионального, территориального).
Дефицит бюджета финансируется двумя основными способами: 1) за счет увеличения государственного (муниципального) долга (внутреннего или внешнего); 2) за счет денежной эмиссии. В настоящее время дефицит бюджета имеет место во всех развитых странах. Его уровень обычно не превышает 5 % валового внутреннего продукта, хотя при определенных условиях он может быть и выше.